АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23.04.97 N 111
О создании аварийно-спасательного отряда в структуре
управления по делам ГО и ЧС Нижегородской области
(с изменениями на 10 июня 1997 года)
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 7 ноября 2007 года № 411
_________________________________________________________________________
--------------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением и.о.Губернатора от 10.06.97 № 142
------------------------------------------------------------------------------
В соответствии с Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22 августа 1995 года, Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 года, Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113 и в целях оперативного выполнения спасательных и других неотложных работ при возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, спасения людей на территории области:
1. С 1 июня 1997 года создать аварийно-спасательный отряд (АСО) в структуре управления по делам ГО и ЧС Нижегородской области (Коркодола В.А.).
2. Утвердить прилагаемое Положение об аварийно-спасательном отряде (приложение 1), штатное расписание (приложение 2) и перечень спасательного оборудования и имущества (приложение 3).
3. Главе местного самоуправления г. Н.Новгорода (Скляров И.П.) рекомендовать разместить личный состав, технику, специальное имущество и оборудование АСО на территории города.
Обеспечить финансирование расходов на оплату труда десяти спасателей и оснащение их техникой, имуществом, спецоборудованием за счет средств бюджета г.Нижнего Новгорода. ( в ред. постановления от 10.06.97 № 142)
4. Начальнику управления по делам ГО и ЧС области (Коркодола В.А.) провести аттестацию работников АСО в сроки, установленные постановлением Министерства юстиции Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 27 "Об утверждении основных положений о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании".
С 1 июля 1997 года организовать дежурство личным составом АСО.
5. Директору департамента финансов области (Лунин В.Н.) предусмотреть ассигнования на финансирование аварийно-спасательного отряда за счет общей сметы ГО и ЧС области с последующим уточнением бюджета.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на и.о.вице-губернатора области Мохова Б.И.
И.о.Губернатора области Ю.И.Лебедев
Приложение 1
к постановлению и.о.Губернатора
области
23.04.97 N 111
Положение
о аварийно-спасательном отряде управления
по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям Нижегородской области
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение определяет основные задачи, права и обязанности, ответственность и статус спасателей, организацию и порядок функционирования аварийно-спасательного отряда (АСО).
1.2. Аварийно-спасательный отряд управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области является структурным подразделением и создается для выполнения первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ по спасению людей и материальных ценностей при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.
1.3. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводятся под общим руководством председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям во взаимодействии со службами: противопожарной, охраны общественного порядка, медицинской, коммунально-технической и другими предприятиями и организациями.
Руководителем аварийно-спасательного отряда является начальник управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области.
1.4. Финансирование, материально-техническое обеспечение аварийно-спасательного отряда производится за счет средств областного бюджета через управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области.
2. Основные цели и задачи АСО.
2.1. Правовой основой создания и деятельности АСО являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ, Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ.
Повседневная деятельность аварийно-спасательного отряда, входящих в него смен и отдельных спасателей, осуществляется на основании настоящего Положения, других руководящих и нормативных документов по вопросам предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях.
2.2. Основными признаками деятельности аварийно-спасательного отряда и спасателей являются:
- признак гуманизма и милосердия, предусматривающий принадлежность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- принцип единоначалия руководства АСО;
- принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;
- принцип постоянной готовности аварийно-спасательного отряда к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению их ликвидации.
2.3. Основными задачами аварийно-спасательного отряда являются:
- поддержание сил и средств аварийно-спасательного отряда в постоянной готовности к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- ведение разведки (радиационная, химическая, бактериологическая) в зоне чрезвычайных ситуаций;
- проведение поисково-спасательных работ по извлечению людей, попавших в завалы обрушившихся зданий, и оказание им медицинской помощи;
- выполнение спасательных работ на химически опасных объектах экономики области;
- участие в проведении эвакуационных мероприятий, в том числе в химически агрессивных средах;
- выполнение спасательных работ на воде, включая подводные водолазные работы (особенно в период паводка, наводнений и ледохода);
- участие в ликвидации аварий на нефтепродуктопроводах;
- ведение поисково-спасательных работ при автокатастрофах;
- проведение спасательных работ и оказание первой медицинской помощи при крупных авариях на транспорте;
- ликвидация последствий разлива ртути;
- обезвреживание взрывоопасных предметов;
- участие в контроле за соблюдением технологических и инженерно-технических требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
- участие в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;
- организация взаимодействия с личным составом государственной противопожарной службы, охраны общественного порядка, медицинской и другими формированиями, привлекаемыми к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
2.4. Начальник и личный состав аварийно-спасательного отряда несут персональную ответственность за выполнение возложенных задач и организацию действий поисково-спасательной службы в чрезвычайных ситуациях и ее готовность.
3. Комплектование АСО.
3.1. Комплектование АСО осуществляется на добровольной основе. На должности спасателей принимаются граждане, имеющие среднее (полное) общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам.
3.2. К непосредственному исполнению обязанностей допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование, прошедшие обучение по программе подготовки спасателей и аттестованных в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ.
3.3. При приеме граждан в аварийно-спасательный отряд на должности спасателей с ними заключается трудовой договор (контракт), в котором закрепляются особенности и режим работы спасателей, порядок и условия оплаты труда, специальные гарантии и льготы спасателей, обязательство неукоснительного выполнения спасателями возложенных на них обязанностей при ликвидации чрезвычайных ситуаций и на дежурстве. Трудовой договор (контракт) со спасателями может быть расторгнут по инициативе управления по делам ГО и ЧС области в случае необоснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.4. Допуск спасателей к выполнению работ в составе аварийно-спасательного отряда проводится после предварительного обучения по 120-часовой программе, положительного проведения аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Спасатели, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются. Спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивают статус спасателя.
4. Порядок работы АСО.
4.1. Привлечение АСО к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
- в соответствии с планом действий Нижегородской области подсистемы РСЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- в соответствии с планом взаимодействия с военным командованием Нижегородского гарнизона по ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области;
- установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций;
- по решению уполномоченных на это должностных лиц Администрации области.
4.2. Повседневная деятельность АСО организуется в соответствии с годовым планом подготовки службы, в котором предусматриваются мероприятия по реализации мер, направленных на повышение профессиональной подготовки личного состава службы и оперативность реагирования на возникающие ситуации чрезвычайного характера.
Действия АСО организуются в соответствии с планом основных мероприятий управления по делам ГО и ЧС области. План подготовки утверждается начальником управления.
4.3. С момента возникновения чрезвычайной ситуации личный состав АСО переходит на непрерывный режим работы, конкретный распорядок которого устанавливается начальником управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области. Место его дислокации на этот период определяется исходя из необходимости эффективного выполнения спасательных работ, характера и масштабов происшествия.
4.4. Оперативное руководство личным составом АСО в чрезвычайных ситуациях осуществляется заместителем начальника управления -начальником оперативного отдела управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области.
4.5. Для первоначального проведения спасательных и других неотложных работ привлекается дежурная смена АСО. В зависимости от сложившейся обстановки по распоряжению начальника управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области могут быть привлечены все спасатели.
4.6. Переход работы АСО из режима "Чрезвычайной ситуации" на повседневную деятельность осуществляется по решению начальника управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области.
4.7. Прекращение аварийно-спасательных работ как средства разрешения коллективного трудового спора не допускается.
5. Права и обязанности должностных лиц и специалистов АСО.
5.1. Начальник АСО подчиняется начальнику управления по делам ГО и ЧС области и является непосредственным начальником всего личного состава отряда. Он отвечает за состояние готовности отряда к выполнению поставленных задач, профессиональную подготовку, за поддержание порядка, дисциплину, сохранность и состояние закрепленных помещений, техники и имущества.
Начальник АСО имеет право для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации дополнительно привлекать необходимое количество подчиненного личного состава, в том числе и находящегося на отдыхе.
Начальник АСО обязан:
- знать личный состав отряда, его задачи и технологию проведения аварийно-спасательных работ;
- постоянно совершенствовать подготовку спасателей, проводить с ними занятия по общей и специальной подготовке;
- поддерживать постоянную готовность личного состава к действиям, осуществлять их оперативный сбор для выполнения специальных задач;
- осуществлять непосредственное руководство проведением первоочередных аварийно-спасательных работ;
- разрабатывать документы по организации действий в соответствии с предназначением, определять функциональные обязанности подчиненного личного состава;
- обеспечивать выполнение безопасности в ходе аварийно-спасательных работ;
- осуществлять контроль за правильным использованием, содержанием и сбережением техники, спасательного оборудования и имущества отряда, периодически проверять их исправность и правила хранения;
- совершенствовать и развивать учебно-материальную базу.
5.2. Старший дежурный смены (старший спасатель) назначается из числа наиболее подготовительных спасателей, имеющих допуск к самостоятельной работе и является непосредственным начальником для всего личного состава дежурной смены. Он подчиняется начальнику АСО и начальнику управления по делам ГО и ЧС области.
Старший дежурный смены отвечает за готовность смены к выполнению поставленной задачи, техническую готовность транспортных средств, спасательного оборудования и средств защиты к выполнению аварийно-спасательных работ. При ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в отсутствии начальника отряда выполняет его обязанности.
Старший дежурный смены обязан:
- по прибытию на смену пройти медицинский осмотр на право несения дежурства и проконтролировать прохождение осмотра л/составом дежурной смены;
- произвести прием дежурства, проверить наличие и исправность закрепленного оборудования, снаряжения и готовность к выезду автотранспорта;
- провести инструктаж личного состава дежурной смены с записью в книге инструктажа;
- выполнить самому проверку N 1 закрепленного КИП, проконтролировать правильность проверки N 1 личным составом дежурной смены, произвести запись в журнал проверки;
- довести до личного состава дежурной смены боевой расчет;
- находится в комнате дежурной смены в готовности по приказу начальника управления по делам ГО и ЧС области, заместителя начальника управления -начальника оперативного отдела, начальника АСО, а в отсутствие указанных должностных лиц дежурному офицеру по управлению по делам ГО и ЧС области немедленно убыть к месту аварии для проведения аварийно-спасательных работ, сделав запись в журнале учета выезда на ЧС;
- все указания на ликвидацию ЧС и для решения других задач отдаются оперативным дежурным управления по делам ГО и ЧС области;
- при выполнении аварийно-спасательных работ руководить л/составом, следить за соблюдением мер безопасности, вести контроль доз облучения, определять вид СДЯВ, его концентрацию и принимать решение на применение средств защиты спасателями;
- немедленно докладывать начальнику управления по делам ГО и ЧС о прибытии к месту чрезвычайной ситуации, ежечасно докладывать о сложившейся обстановке и ходе выполнения аварийно-спасательных работ;
- проводить занятия с л/составом дежурной смены по специальной подготовке.
5.3. Состав дежурной смены определяется начальником АСО по согласованию с начальником управления по делам ГО и ЧС области и отдается приказом.
Спасатель, назначенный в дежурную смену, должен быть подготовлен по специальности и иметь допуск к самостоятельной работе. Он подчиняется старшему дежурному смены и отвечает за точное и своевременное выполнение спасательных работ, техническую исправность закрепленной за ним техники, спасательного оборудования и средств защиты.