Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений Государственной (региональной) политики в области охраны труда, разработке законодательных и иных нормативных актов, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам сохранение здоровья и безопасные условия труда. Государственное управление охраной труда на уровне Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 18 июля 1995 г. N 109 - ФЗ и постановлением Правительства РФ от 26 августа 1995 г. N 843 "О мерах по улучшению условий и охраны труда" - Министерство труда РФ.
В Нижегородской области, в соответствии с вышеуказанными документами, а также в соответствии с распоряжением администрации области N 1711-р от 14.12.95 г.
Государственное управление охраной труда возлагается на областном уровне на Управление труда департамента по занятости и социальной защите населения, на городском и районном (муниципальном) уровне - на отделы по труду, на уровне предприятия, организации, учреждения - на структурные подразделения по охране труда, создаваемые на каждом предприятии независимо от форм собственности. Во взаимодействии с органами исполнительной власти часть функций Государственного управления охраной труда выполняют Межведомственные комиссии по охране труда (МВК) областного, городского и районного уровней.
В общий комплекс ситемы управления охраной труда на территории области входят: прокуратура, Государственная инспекция труда, Госгортехнадзор, Госсанэпиднадзор, Госатомнадзор, Госэнергонадзор, Госпожнадзор, Верхне - Волжский центр стандартизации и метрологии, Областной комитет статистики и отраслевые департаменты областной администрации.
В целом координация вопросов по охране труда осуществляется на областном уровне - заместителем Губернатора, на городском и районном заместителем Главы администрации. Схема взаимодействия различных структур в общей системе управления охраной труда на уровнях : область, город, район, предприятие - изложена в приложениях 1, 2.