Под критической ситуацией на рынке труда следует понимать такое положение, когда официально зарегистрированная безработица достигает предельно допустимого уровня, установленного трехсторонним Соглашением между Администрацией области, областным советом профессиональных союзов и объединениями работодателей.
Действия органов службы занятости населения и их социальных партнеров при возникновении на рынке труда ситуации с повышенной социальной напряженностью определяются Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации", постановлениями Правительства РФ № 99 от 05 февраля 1993 г. и № 432 от 03 мая 1994 г. "Об организации работы до содействию занятости в условиях массового высвобождения и мерах по обеспечению занятости в случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда, а также документами по этим вопросам Министерства труда и социального развития Российской Федерации, .Администрации области, департамента ФГСЗН по Нижегородской области.
Наиболее напряженная ситуация на рынке труда, как и в предшествующие годы, ожидается в Ардатовском, Вачском, Ветлужском, Вознесенском, Краснобакоэском, Кулебакском, Лысковском, Навашинском, Уренском, Шахунском и некоторых других районах, что потребует от органов местного самоуправления, службы занятости и ее социальных партнеров дополнительных мер по организации занятости населения в условиях повышенной напряженности на рынке труда. В числе этих мер:
проведение экспертизы финансового состояния предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих .массовое высвобождение работников;
временная приостановка процессов массового высвобождения работников или его поэтапное проведение;
определение видов, объемов и административных процедур проведения массовых общественных работ;
усиление контроля за своевременным предоставлением работодателями сведений о планируемых масштабах массового высвобождения и предполагаемых действиях по его сдерживанию;
разработка программ экстренных краткосрочных мер по снятию социальной напряженности, программ экономического развития и развития занятости населения;
организация системы опережающего обучения и переподготовки работников предприятий и организаций в период проведения реорганизационных и ликвидационный процедур;
координация деятельности областных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти городов и районов, осуществляющих разработку и реализацию финансовых и экономических мер по поддержке территорий с напряженной ситуацией на рынке труда и другие.
В числе мер, направленных на повышение эффективности работы районных и городских служб занятости в 1999-2000 годах, остается дальнейшее укрепление деловых связей с органами местного самоуправления, профессиональными союзами, работодателями и другими социальными партнерами.
В районах области с большим количеством избыточных трудовых ресурсов предполагается продолжение работы по оказанию поддержки в развитии мелкотоварного уклада, стимулированию малого предпринимательства и самозанятости, регулярное проведение ярмарок и миниярмарок вакансий рабочих и учебных мест, широкое информирование населения об имеющихся в райгорслужбах занятости вакансиях.