АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 августа 1999 года N 1365-р
Об утверждении программы первоочередных
мероприятий по энергосбережению в учебных
заведениях Нижегородской области на 1999 г.
Во исполнение постановления Правительства РФ от 24.01.98 №80 "О Федеральной целевой программе "Энергосбережение России" на 1998-2005 годы", распоряжения губернатора области от 01.02.99 №106-р "Об утверждении программы первоочередных мероприятий по энергосбережению до 2000 года", а также Соглашения "О совместной деятельности по повышению эффективности использования энергоресурсов и снижению коммунальных расходов в высших учебных заведениях Нижегородской области" (1999 г.) :
1. Утвердить программу первоочередных мероприятий по энергосбережению в образовательных учреждениях Нижегородской области на 1999 г. (прилагается).
2. Департаментам администрации области: ТЭК, образования и науки обеспечить организацию работ по реализации утвержденной п.1 настоящего распоряжения программы.
3. Департаменту ТЭК администрации области совместно с Нижегородским региональным учебно-научным инновационным центром энергосбережения (НИЦЭ НГТУ) согласно распоряжению губернатора области от 26.01.96 №117-р , а также вышеупомянутому Соглашению :
3.1.Организовать в учреждениях образования области тиражирование демонстрационных энергоэффективных проектов за счет предоставленных на эти цели средств Минобразования РФ , Фонда ТЭК и собственных средств образовательных учреждений.
3.2. Обеспечить ведение мониторинга и отчетности.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на департаменты администрации области: ТЭК, образования и науки и РЭК.
Губернатор области И.П.Скляров
Утверждено
Распоряжение губернатора Нижегородской области
от 05.08.99 № 1365-р
Наименование | Программа энергосбережения в образовательных учреждениях Министерства образования Российской Федерации по |
Документы, | Федеральный Закон от 03.04.96 № 28-ФЗ "Об энергосбережении" |
| Администрация Нижегородской области, Министерство образования РФ, Министерство топлива и энергетики РФ |
Основные | Нижегородский Государственный Технический Университет (НГТУ) Нижегородский Инновационный Центр Энергосбережения (НИЦЭ) |
Цель и задачи | Сокращение расходной части бюджета на энергообеспечение образовательных учреждений за счет выявления нерационального использования энергоресурсов и повышения эффективности |
Сроки и этапы | 1999 - 2000 гг. |
Перечень основных | 1. Проведение комплексных энергетических обследований (энергоаудита) образовательных учреждений. |
Исполнители | НГТУ, НИЦЭ, специализированные подрядные организации. |
Объемы и | 1. Объем капитальных затрат по Программе -5665 тыс.руб. |
Ожидаемые | Ожидаемый годовой экономический эффект от реализации Программы к 2001 году - 2152 тыс.руб. Средний срок окупаемости мероприятий Программы не превышает 3-х лет. |
Система | Контроль за исполнением Программы осуществляют департаменты ТЭК и Образования и науки, региональная |
Уровень затрат важнейших видов сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в России значительно превосходят аналогичные показатели в развитых зарубежных странах. Это свидетельствует о значительных резервах экономии энергоресурсов в России, масштабы которых оцениваются примерно в 40-50% от уровня потребляемых ТЭР.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.98 №5 "О снабжении топливно-энергетическими ресурсами организаций, финансируемых в 1998 году за счет средств федерального бюджета" введено лимитированное потребление энергоносителей.
Лимиты потребления тепловой и электрической энергии для 4,5 тысяч образовательных учреждений, подведомственных Минобразования России, в натуральном выражении составили около 60% (1800 млн.квт.ч.) по электроэнергии и около 30% по теплу (5800 тыс.Гкал) от реальной потребности.
Дефицит ТЭР для образовательных учреждений определяется одновременным действием ряда факторов, в том числе:
- введение лимитов на потребление газа, тепловой и электрической энергии привели к возрастающей задолженности по коммунальным расходам;
- отсутствие научно и практически обоснованных показателей по потреблению ТЭР, которые могли бы стать основанием для определения лимитов;
- недостаточная работа в образовательных учреждениях по повышению эффективности использования энергоресурсов.
В особо тяжелом положении оказались учреждения начального профессионального образования, многие из которых расположены в небольших районных центрах, рабочих поселках и в сельской местности и снабжаются теплом, как правило, от собственных или немуниципальных котельных. Отключение учебных заведений из-за задолженности за теплоносители приводит к размораживанию отопительных систем и новым еще большим затратам.
Учитывая сложившуюся ситуацию, принимаемые Правительством Российской Федерации меры и в целях недопущения роста социальной напряженности Администрация области и Минобразования России принимают активное участие в подготовке и проведении мероприятий, направленных на повышение эффективности использования энергоресурсов в подведомственных учебных заведениях.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минобразования России разрабатывает отраслевую программу энергоресурсосбережения на 1999-2005 годы и первоочередные мероприятия по ее реализации. Основные направления программы:
- разработка стратегии реализации программы и её научно-методическое сопровождение;
- анализ состояния вопросов энергопотребления в системе Минобразования России;
- развитие нормативной методической базы Минобразования России, направленной на повышение эффективности использования энергоресурсов;
- оснащение учебных заведений, финансируемых из федерального и местного бюджетов приборами учета и регулирования расхода энергоресурсов;
- разработка и опытное освоение ВУЗами и научно-производственными организациями Минобразования России энергосберегающих технологий, материалов и оборудования, обеспечивающих снижение затрат в энергетическом и коммунальном хозяйстве учебных заведений, в том числе приборов учета энергоресурсов, котельных агрегатов, строительных и теплозащитных материалов и т.д.;
- создание в системе Минобразования России региональных специализированных центров, выполняющих работы по энергоаудиту, проектированию, сертификации, ремонту и сервисному обслуживанию систем и приборов учета и регулирования расхода энергоресурсов;
- организация подготовки и переподготовки кадров по направлениям энерго- и ресурсосбережения;
- создание единой системы информационного обеспечения программы на основе региональных информационно-аналитических центров.
Основные цели программы:
- внедрение новых технологических решений, обеспечивающих повышение теплозащиты учебных и жилых помещений, лабораторий и производственных зданий;
- оптимизация режимов работы сетей тепло- и водоснабжения за счет внедрения систем контроля и регулирования приводных агрегатов;
- внедрение контроля и диагностики состояния теплонасосных установок, обеспечивающих утилизацию тепла окружающей среды, бытовых и производственных стоков;
- установка в зданиях и сооружениях системы образования современных приборов учета расхода воды, тепла, газа и электроэнергии;
- модернизация систем освещения на основе энергоэкономичных осветительных приборов.
Реализация программы предусматривает широкое использование научно-технического задела, имеющегося в ВУЗах и научно-исследовательских организациях России.
Высокий уровень затрат на оплату ТЭР и услуг по энергосбережению учебных заведений, а также ограниченность бюджетного финансирования требуют проведения целенаправленной энергосберегающей политики в регионе.
Потребности учреждений образования Нижегородской области по оплате за потребляемые ТЭР в 1999 году составляют по электроэнергии 99524,7 тыс.руб., по теплоэнергии - 193804,2 тыс.руб.
Решение проблем энергосбережения в каждом образовательном учреждении в отдельности, независимо от специализации или ведомственной принадлежности, требует согласования основных направлений деятельности на основе использования единой нормативно-правовой и методической базы.
Следует выделить приоритетные направления при реализации программы энергосбережения:
1. Анализ действующей нормативной базы и разработка региональных нормативно-технических и методических документов.
2. Определение потенциала энергосбережения путем проведения энергетических ообследований (экспресс и углубленный энергоаудит).
3. Создание региональной информационно-аналитической системы по основным направлениям энергосбережения.
4. Использование научно-технического задела, имеющегося в вузах и научных организациях области и направленного на создание энергоэффективных технологий и оборудования.
5. Установка в учреждениях образования приборов для учета и регулирования расхода потребляемых ТЭР.
6. Организация подготовки и переподготовки кадров в области рационального использования энергоресурсов.
Финансирование областной программы в 1999 году планируется осуществлять за счет целевых средств, выделяемых Минобразования России, Минтопэнерго России и Администрацией области в рамках Соглашения о совместной деятельности, направленной на повышение эффективности использования энергоресурсов и снижения коммунальных затрат учебными заведениями Нижегородской области.
Головным исполнителем и координатором работ по программе определен Нижегородский инновационный центр энергосбережения (НИЦЭ).
----T-----------------------------T-----------------------T---------T--------------------------------------
¦ь ¦ Наименование мероприятий ¦ Образовательное ¦ Общая ¦ Источник финансирования (тыс. руб)
¦п/п¦ ¦ учреждение ¦стоимость¦
¦ ¦ ¦ ¦ +-------T--------T------T-------+
¦ ¦ ¦ ¦ работ ¦Админи-¦Минобра-¦Минтоп¦Собст- ¦
¦ ¦ ¦ ¦(тыс.руб)¦страция¦зования ¦энерго¦венные ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦области¦РФ ¦ РФ ¦сред-ва¦
+---+-----------------------------+-----------------------+---------+-------+--------+------+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+---+-----------------------------+-----------------------+---------+-------+--------+------+-------+
¦1. ¦Проведение энергетических ¦ЗАТ,НАТК,ДТ,ВАТ, ¦ 190 ¦ 110 ¦ ----- ¦ 80 ¦ -----¦
¦ ¦обследований, разработка ¦ЦЭО, УК ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технико- ¦ПУ №№5,9,20,21, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономических обоснований на ¦25,26,34,39, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реализацию ¦41, 44, 47, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦энергосберегающих проектов. ¦49, 70. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---T-----------------------------+-----------------------+---------+-------+--------+------+-------+
¦2. ¦Реконструкция котельной ¦НГТУ,(ул.Минина). ¦ 1080 ¦ 200 ¦ 480 ¦ -----¦ 400 ¦
+---+-----------------------------+-----------------------+---------+-------+--------+------+-------+
¦ 3 ¦Установка приборов учета и ¦ ¦ 2410 ¦ 1220 ¦ 720 ¦ 180 ¦ 290 ¦
¦ ¦контроля за расходом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦энергоресурсов, устройств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления и автоматического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регулирования систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦энергоснабжения, вентиляции, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем энергоснабжения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отопления и горячего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦водоснабжения (проведение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектных работ, закупка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудования), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+-----------------------+---------+-------+--------+------+-------+
¦3.1¦Установка индивидуальных ¦НГТУ-Дзержинский ¦ 600 ¦ 70 ¦ 160 ¦ 80 ¦ 120 ¦
¦. ¦тепловых ¦филиал ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пунктов с автоматическим ¦ННГУ- Корпусь10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регулированием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и учетом тепловой энергии. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+-----------------------+---------+-------+--------+------+-------+
¦3.2¦Модернизация теплового пункта¦НГЛУ - ¦ 90 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦. ¦и установка ¦- Общежитие ь2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦узла коммерческого учета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теплоэнергии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------T-----------------------+---------+-------+--------+------+-------+
¦3.3¦Модернизация теплового пункта¦НГТУ-Общежитие №1 ¦ 80 ¦ 20 ¦ 20 ¦ -----¦ 20 ¦
¦. ¦(устанока терморегуляторов на¦ -Общежитие №4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системе ГВС) ¦НГАСУ-Общежитие №1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ -Общежитие №2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ -Общежитие №3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ -Общежитие №4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+-----------------------+---------+-------+--------+------+-------+
¦3.4¦Установка узлов коммерческого¦ННГУ- Учебный корпусь14¦ 940 ¦ 430 ¦ ¦ ¦ ¦
¦. ¦учета ¦ -Общежитие №2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ тепловой энергии ¦ -Общежитие №3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(вузы , техникумы) ¦НГЛУ - Общежитие №1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦НГПУ - Общежитие №1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ - Общежитие №2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ - Спорт.корпус ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦НГТУ - Учебный корпусь8¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦-Котельная,Казанское ш.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ - Общежитие №2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦НГАСУ - Общежитие №1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ЗАТ - Учебный корпус №1¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ - Учебный корпус №2¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ДТ - Учебный корпус¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ВАТ - Учебный корпус ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦НАТК - Учебный корпус ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ - Учебный корпус ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---T-----------------------------+-----------------------+---------+-------+--------+------+-------+
¦3.5¦Установка узлов коммерческого¦ПУ №№ 5,11, 18, 21, 25,¦ 700 ¦ 700 ¦ ----- ¦ -----¦ -----¦
¦. ¦учета в учреждениях ¦39, 44, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦начального профессионального ¦47,49,70 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образования * ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+-----------------------+---------+-------+--------+------+-------+
¦4. ¦Модернизация систем освещения¦НГТУ ¦ 375 ¦ ----- ¦ 100 200 ¦ 75 ¦
¦ ¦учебных аудиторий (замена ¦НГЛУ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электромагнитных ПРА ¦НГПУ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦люминисцентных ламп на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электронные ПРА) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---T-----------------------------+-----------------------+---------+-------+--------+------+-------+
¦5. ¦Закупка приборов для создания¦НГТУ ¦ 400 ¦ ----- 200 ¦ 200 ¦ -----¦
¦ ¦передвижной лаборатории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦энергоаудита ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+-----------------------+---------+-------+--------+------+-------+
¦6. ¦Разработка и реализация ¦НГТУ ¦ 1000 ¦ 420 ¦ ¦ ¦
¦ ¦технических мероприятий, ¦остекление 4600 кв.м. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающих сокращение ¦НГТУ (Дзерж.)- 2400кв.м¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тепловых потерь через ¦ННГУ - 3100 кв.м. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ограждающие конструкции ¦НГАСУ - 1900 кв.м. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зданий: ¦НГЛУ - 1700 кв.м. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ - Установка штор из пленки ¦НГПУ - 2700 кв.м. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ПВХ в межрамном пространстве ¦АГПИ - 600 кв.м. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦окон для создания эффекта ¦НАТ - 1600 кв.м. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тройного остекления ¦НТК - 600 кв.м. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ЗАТ - 900 кв.м. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+-----------------------+---------+-------+--------+------+-------+
¦7. ¦Разработка регионального ¦ ¦ 100 ¦ ----- ¦ ----- ¦ 100 ¦ -----¦
¦ ¦автоматизированного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦банка данных по основным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦показателям эффективности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использования энергоресурсов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и данных статистической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отчетности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦об объемах энергопотребления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательных учреждений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+-----------------------+---------+-------+--------+------+-------+
¦8. ¦Разработка методических ¦ ¦ 60 ¦ ----- ¦ ----- ¦ 60 ¦ -----¦
¦ ¦средств для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведения энергоаудита ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦типовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объектов учебных заведений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+-----------------------+---------+-------+--------+------+-------+
¦9. ¦Разработка методики и ¦ ¦ 50 ¦ 50 ¦ ----- ¦ -----¦ -----¦
¦ ¦организация проведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мониторинга энергосберегающих¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мероприятий на объектах в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учебных заведениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+-----------------------+---------+-------+--------+------+-------+
¦ Итого: ¦ ¦ 5665 ¦ 2000 ¦ 1500 ¦ 1000¦ 1165 ¦
L---+-----------------------------+-----------------------+---------+-------+--------+------+--------
Примечание:
НГТУ - Нижегородский Государственный Технический Университет;
ННГУ - Нижегородский Государственный Университет;
НГАСУ - Нижегородский Государственный Архитектурно-строительный Университет;
НГЛУ - Нижегородский Государственный Лингвистический Университет;
НГПУ - Нижегородский Государственный Педагогический Университет;
АГПИ - Арзамасский педагогический институт;
НАТ - Нижегородский Автотранспортный Техникум;
НРУ - Нижегородское Речное Училище;
ЗАТ - Заволжский Автомоторный Техникум;
НТК - Нижегородский Технический Коледж
ДТ - Дизелестроительный техникум;
ВАТ - Вечерний автомеханический техникум;
НАТК- Нижегородский авиационный технический коледж.
ЦЭО - Центр эстэтического образования
УК - Уч.коллектор
ПУ - профессиональные училища и лицеи.
* - Список учреждений начального профессионального образования
может быть расширен.