Недействующий

Об утверждении Методических рекомендаций для органов исполнительной власти Омской области по квалификации нарушений в финансово-бюджетной сфере в целях унификации выявляемых финансовых нарушений (утратил силу)


Министр
 Р.Ф. Фомина


Приложение
к приказу Министерства финансов
Омской области
от 23 мая 2012 года N 33

     
Методические рекомендации
для органов исполнительной власти Омской области по квалификации нарушений в финансово-бюджетной
сфере в целях унификации выявляемых финансовых нарушений


Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях реализации статей 34, 38, 158, 269, 270 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и совершенствования механизмов государственного финансового контроля в Омской области в рамках осуществления органами исполнительной власти Омской области полномочий по финансовому контролю и квалификации нарушений в финансово-бюджетной сфере при проведении контрольных мероприятий.

Методические рекомендации предлагается применять при квалификации нарушений, выявляемых органами исполнительной власти Омской области в рамках деятельности, направленной на контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; результативностью, эффективностью и целевым использованием средств областного бюджета; за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям бюджетной отчетности.

Государственный финансовый контроль осуществляется органами исполнительной власти Омской области в соответствии с требованиями Положения о формах и порядке осуществления финансового контроля органами исполнительной власти Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 14 апреля 2010 года N 65-п.

Органы исполнительной власти Омской области в рамках бюджетных полномочий главных распорядителей бюджетных средств, определенных статьей 158 БК РФ, обеспечивают результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств, организуют и осуществляют ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности, а также контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных БК РФ, условий, установленных при их предоставлении.

Право главных распорядителей средств областного бюджета на осуществление финансового контроля в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств и государственными унитарными предприятиями, получателями субсидий, субвенций установлено статьей 269 БК РФ.

Выявленные в ходе проверок органами исполнительной власти Омской области нарушения, связанные с действием (бездействием) в части использования (расходования) средств областного бюджета, предлагается квалифицировать как финансовые нарушения.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств установлен статьей 38 БК РФ и означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии со статьей 289 БК РФ использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения является нецелевым использованием бюджетных средств. За нецелевое использование бюджетных средств Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность руководителей получателей бюджетных средств, а при наличии состава преступления - уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

С учетом положений указанной статьи БК РФ и анализа результатов проверок соблюдения принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, к числу нарушений, квалифицируемых как нецелевое использование бюджетных средств, предлагается относить следующие выявленные факты использования средств областного бюджета:

- на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом;

- на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным бюджетной росписью;

- на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным уведомлением о бюджетных ассигнованиях;

- на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным бюджетной сметой;

- на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным иным правовым основанием их получения.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, определенный статьей 34 БК РФ, заключается в составлении и исполнении бюджетов участниками бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий, исходя из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

В случае установления в ходе осуществления государственного финансового контроля фактов нарушения указанного принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств рекомендуется применять квалификацию неэффективного использования средств областного бюджета с учетом положений Методических рекомендаций по проведению органами исполнительной власти Омской области проверок эффективности использования средств областного бюджета и имущества, находящегося в собственности Омской области, утвержденных приказом Министерства финансов Омской области от 28 апреля 2012 года N 27.

Квалификацию финансовых нарушений также рекомендуется применять при установлении фактов невозврата либо несвоевременного возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечении срока, установленного для их возврата, и фактов неперечисления либо несвоевременного перечисления процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе. При выявлении вышеуказанных фактов статьями 290, 291 БК РФ соответственно предусмотрена административная ответственность руководителей получателей бюджетных средств.

В ходе осуществления финансового контроля органами исполнительной власти Омской области в рамках реализации полномочий главных распорядителей бюджетных средств могут быть установлены иные факты ненадлежащего исполнения бюджетного процесса, в том числе несоблюдения финансово-бюджетной дисциплины:

- осуществление деятельности, не предусмотренной учредительными документами, а также при отсутствии необходимых разрешений (лицензий, аттестации, аккредитации) или с их нарушением;

- неисполнение закона (решения) о бюджете,

- несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;

- несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;

- несвоевременное представление проектов бюджетов, отчетов об исполнении бюджетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

- неперечисление, неполное, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

- несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях и уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;

- несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;

- несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;