Недействующий

Об утверждении Методических рекомендаций по организации внутреннего контроля, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета (утратил силу)

III. Методы последующего ведомственного финансового контроля


Методология государственного финансового контроля формулируется как комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, нормативной и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.

Методы финансового контроля представляют собой выработанные практикой специфические приемы, используемые при осуществлении контрольных мероприятий, в зависимости от целевой функции контроля. К основным методам, используемым в процессе последующего финансового контроля, относится проверка (ревизия).

Проверка (ревизия) представляет собой систему обязательных контрольных действий по проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в конкретном периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правомерности действий должностных лиц. Проверка основана на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей.

Проверка включает проверку обязательных вопросов, связанных с организацией и состоянием бухгалтерского учета, осуществлением объектом контроля операций с денежными средствами, расчетных и кредитных операций, расчетов по оплате труда, начисления налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами, расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, а также операций с основными средствами, нематериальными активами, запасами, товарно-материальными ценностями и обеспечения их сохранности.

Проверкам подвергаются вопросы финансово-хозяйственной деятельности путем сопоставления полученных фактических данных с данными, отраженными в документах (балансовых, отчетных, расходных, налоговых).

В зависимости от места проведения проверки делятся на камеральные и выездные. Камеральная проверка осуществляется субъектом финансового контроля без выезда на проверяемый объект путем изучения представленной финансовой отчетности и приложенных к ней документов. В отличие от камеральной, выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого объекта.

По полноте охвата проверяемых документов различают проверки сплошные, когда проверяются все документы данного учреждения и наличие материальных ценностей, и выборочные (частичные), когда проверяется только часть документов (определенная выборка). Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу программы плановой проверки принимает руководитель проверяющей группы (руководитель проверки), исходя из содержания вопроса программы проверки, объема финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к этому вопросу, состояния бухгалтерского (бюджетного) учета, срока проверки.

В случае если нарушения, устанавливаемые в ходе проведения выборочной проверки, являются характерными для всего объема документов контролируемого объекта, выборочная проверка может приобрести характер сплошной.

По объему вопросов проверки могут быть комплексными, выборочными и тематическими. В процессе комплексной проверки контролируются все аспекты финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта за определенный период времени. Выборочная проверка касается отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности, может проводиться в составе комплексной проверки. При тематической проверке контролируется определенное направление или вид финансово-хозяйственных операций проверяемого объекта. Такая проверка проводится по одной теме (вопросу) или определенному кругу вопросов путем ознакомления на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности подведомственного учреждения. Результаты тематических проверок могут быть использованы при комплексной, а также при выборочной проверке и отражаются в актах этих проверок либо оформляются как приложения.

В целях подтверждения достоверности отраженных операций финансово-хозяйственной деятельности при проведении проверки (ревизии) может проводиться встречная проверка.

Встречная проверка осуществляется путем сличения записей, документов и данных в учреждениях и организациях, получивших от проверяемого объекта контроля денежные средства, материальные ценности и документы, с соответствующими записями, документами и данными проверяемого объекта контроля.

Результаты встречной проверки оформляются актом встречной проверки, который приобщается к материалам проверки и учитывается при составлении акта проверки.

Реализация результатов проверок и вынесение предложений ГРБС по устранению выявленных нарушений осуществляются главными распорядителями средств областного бюджета на основании подписанного акта проверки в рамках полномочий в соответствии с бюджетным законодательством.

Сведения о результатах проведенных в отчетном периоде мероприятий по осуществлению внутреннего финансового контроля за соблюдением требований бюджетного законодательства, соблюдением финансовой дисциплины и эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов, а также правильным ведением бюджетного учета и составлением отчетности субъектом бюджетной отчетности прилагаются к годовой отчетности об исполнении бюджета, в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 191н. В сведениях указывается:

- тип контрольных мероприятий;

- наименование мероприятия;

- выявленные нарушения;

- меры по устранению выявленных нарушений.

В соответствии с приказом Министерства финансов Омской области от 28 марта 2011 года N 31 "О порядке проведения мониторинга и оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета" информация о количестве проведенных в отчетном периоде мероприятий по осуществлению ведомственного финансового контроля представляется в Министерство финансов Омской области в рамках проведения мониторинга и оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, в целях повышения эффективности бюджетных расходов.