1. Увеличение спроса на услуги дошкольного образования в связи с необходимостью ранней социализации детей и квалифицированной подготовки к обучению в школе, стремление родителей заявить о потребности в дошкольном образовательном учреждении сразу после рождения ребенка, увеличение численности неполных семей, одиноких родителей - это ряд обстоятельств, которые определяют приоритет государственного управления, направленного на развитие дошкольного образования на ближайшую перспективу.
2. Доступность дошкольного образования для детей на сегодня является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе и Омской области.
Обеспечение равных стартовых возможностей детей дошкольного возраста для обучения в начальной школе невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина Российской Федерации на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.
Рост дефицита мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования на протяжении последних лет остается актуальной проблемой для жителей Омской области. Система дошкольного образования, количество учреждений которой сократилось в годы экономических реформ, оказалась неготовой к увеличению рождаемости и к возросшим запросам родителей на получение их детьми современного образования.
Вместе с тем увеличение показателя рождаемости в Омской области и дефицит мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования в настоящее время не позволяют в полной мере реализовывать запросы населения Омской области на представление услуг дошкольного образования.
3. В настоящее время система дошкольного образования на территории Омской области представлена 609 дошкольными образовательными учреждениями различных форм собственности, 258 образовательными учреждениями, реализующими программу дошкольного образования.
Образовательные услуги в сфере дошкольного образования предоставляются 74583 детям, что составляет 53,2 процента общего количества детей в возрасте от 1 года до 7 лет, проживающих на территории Омской области.
4. С 2010 года для решения проблемы дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях в Омской области реализуется план мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования на территории Омской области на 2010 - 2011 годы, утвержденный распоряжением Правительства Омской области от 18 октября 2010 года N 156-рп, в рамках которого органам местного самоуправления Омской области предусмотрено оказание финансовой помощи из областного бюджета в развитии сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений. По итогам 2010 года за счет средств областного и местных бюджетов открыто 1740 дополнительных мест, до конца 2011 года за счет строительства, ремонта и материально-технического оснащения учреждений, реализующих программы дошкольного образования, планируется открыть более 5000 дополнительных мест дошкольного образования.
5. Принимаемые меры по открытию дополнительных мест в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования, позволят в 2011 году полностью решить проблемы очередности лишь в девяти муниципальных районах Омской области.
Потребность населения в услугах дошкольного образования удовлетворена только на 53,2 процента.
Очередность в муниципальных учреждениях дошкольного образования региона остается крайне высокой. В настоящее время на зачисление в муниципальные дошкольные образовательные учреждения стоят 44767 детей в возрасте до 7 лет.
Открытие 12875 мест дошкольного образования в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования, в период с 2012 по 2016 годы позволит значительно сократить очередность детей в возрасте от 1 года до 7 лет и полностью снять проблему с обеспечением детей в возрасте от 3 до 7 лет местами дошкольного образования в муниципальных образованиях Омской области.
6. Наиболее актуальными проблемами в сфере дошкольного образования Омской области, на решение которых направлена Программа, являются:
1) дефицит мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования и государственных образовательных учреждениях специального (коррекционного) образования Омской области, реализующих программу дошкольного образования (далее - образовательные учреждения дошкольного образования);
2) отсутствие надлежащих условий для получения детьми образования по программе дошкольного образования;
3) ограниченность материально-технических ресурсов (недостаточное технологическое, учебно-методическое обеспечение) образовательных учреждений дошкольного образования;
4) недостаточное развитие сети негосударственных образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования (далее - негосударственные учреждения дошкольного образования).
7. Выполнение мероприятий Программы обеспечит комплексный подход к решению проблем, связанных с доступностью дошкольного образования, путем развития сети образовательных учреждений дошкольного образования.
8. Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем в долгосрочной перспективе, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.
9. Применение программно-целевого метода позволит обеспечить:
1) развитие сети образовательных учреждений дошкольного образования, негосударственных учреждений дошкольного образования;
2) проведение мониторинга состояния системы дошкольного образования Омской области, анализа и прогноза влияния различных факторов на реализацию Программы;
3) корректировку Программы в зависимости от изменений состояния системы дошкольного образования Омской области.
10. Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении проблем развития и функционирования системы дошкольного образования Омской области могут стать:
1) невозможность формирования единого образовательного пространства, модернизации системы дошкольного образования Омской области;
2) недоступность качественного дошкольного образования.
11. Основными рисками, связанными с решением проблем программно-целевым методом, являются: