Подраздел 3.1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости областного бюджета
Реализация мероприятий данного направления будет осуществляться в рамках решения следующих задач Программы:
- повышение финансовой устойчивости областного бюджета;
- совершенствование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Омской области.
В Омской области за последние три года обеспечено стабильное исполнение областного бюджета.
В условиях мирового финансового кризиса в Омской области были приняты масштабные антикризисные меры, позволившие обеспечить сбалансированность бюджетной системы Омской области:
- проведена оптимизация расходов на содержание органов исполнительной власти Омской области и государственных учреждений Омской области, на осуществление бюджетных инвестиций;
- понижены ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, отменены льготы по арендной плате для всех категорий арендаторов (в отношении имущества, находящегося в собственности Омской области);
- обеспечено частичное сокращение размера дефицита областного бюджета на 3,1 процентного пункта в сравнении с первоначально принятым прогнозом;
- обеспечено своевременное погашение долговых обязательств Омской области;
- обеспечено значительное сокращение просроченной кредиторской задолженности областного бюджета (более чем в 2 раза);
- подписаны дополнительные соглашения с банками-кредиторами по снижению процентных ставок за пользование кредитами и досрочному рефинансированию кредитных ресурсов на более выгодных условиях.
В сфере долговой политики привлечение кредитных ресурсов Омской областью осуществлялось исходя из необходимости минимизации финансовых рисков. В результате проведенных аукционов по кредитованию Омской области, подписания дополнительных соглашений с банками-кредиторами по снижению процентных ставок по кредитам, частичного уменьшения объема государственного долга Омской области за счет использования технологии с открытием единого счета бюджета фактические расходы на обслуживание государственного долга Омской области в 2010 году были сокращены на 692 млн. рублей.
В течение 2008 - 2010 годов был принят ряд мер, направленных на сокращение и ликвидацию просроченной кредиторской задолженности областного бюджета:
- подписаны соглашения с кредиторами о реструктуризации задолженности за выполненные работы, предусматривающие рассрочку платежей и перевод этой задолженности из просроченной в текущую;
- проведена реструктуризация задолженности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 581 "Об утверждении Правил проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, числящейся за бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными бюджетными учреждениями по состоянию на 1 июля 2008 года, а также по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности".
В целях укрепления доходной базы областного бюджета, сокращения недоимки, изыскания дополнительных доходных источников образована областная межведомственная комиссия по координации деятельности по обеспечению дополнительных поступлений доходов в консолидированный бюджет Омской области.
В рамках работы указанной комиссии органам исполнительной власти Омской области ежегодно доводятся рекомендации по обеспечению поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Омской области по видам экономической деятельности. Прогнозируемый объем поступлений налоговых доходов консолидированного бюджета Омской области на 2010 год в рамках доведенных рекомендаций составлял 40 млрд. рублей, фактический - 42,6 млрд. рублей (106,5 процента).
Одним из инструментов проведения государственной политики в сфере развития экономики Омской области является предоставление налоговых льгот.
Потери областного бюджета от предоставления налоговых льгот на протяжении последних трех лет не превышают 5 процентов налоговых доходов областного бюджета:
- в 2008 году - 1 200 млн. рублей (4,6 процента);
- в 2009 году - 1 083,1 млн. рублей (4,5 процента);
- в 2010 году - 1 097,5 млн. рублей (3,4 процента).
Оценка эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 173-п "Об оценке эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот".
Несмотря на систематизацию законодательства Омской области, в отношении предоставления налоговых льгот сохраняются отдельные недостатки:
- отсутствие четкой связи оценки эффективности предоставления налоговых льгот с результатами деятельности организаций;
- недостаточность показателей определения степени эффективности налоговой льготы.
В имущественной сфере одной из основных задач остается повышение эффективности управления государственными предприятиями и государственными учреждениями Омской области.