ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2010 года N 178-п
О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 28 июля 2010 года N 147-п
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 г. на основании постановления
Правительства Омской области от 13 ноября 2013 года N 292-п
____________________________________________________________________
Внести в постановление Правительства Омской области от 28 июля 2010 года N 147-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Омской области на 2011-2015 годы" следующие изменения:
1) в названии, пункте 1, названии приложения N 2 цифры "2011-2015" заменить цифрами "2010-2020";
2) приложение N 1 изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Омской области
А.В. Бесштанько
Приложение
к постановлению
Правительства Омской области
от 1 сентября 2010 года N 178-п
"Приложение N 1
к постановлению
Правительства Омской области
от 28 июля 2010 года N 147-п
Долгосрочная целевая программа Омской области
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Омской области на 2010-2020 годы"
Паспорт
долгосрочной целевой программы Омской области "Энергосбережение и повышение
энергетической эффективности в Омской области на 2010-2020 годы"
Наименование | Долгосрочная целевая программа Омской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Омской области на 2010-2020 годы" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке (наименование и номер соответствующего правового акта) | Распоряжение Правительства Омской области от 30 июня 2010 года N 97-рп "О Плане работы Правительства Омской области на III квартал 2010 года" |
Заказчик | Правительство Омской области |
Исполнитель-координатор | Министерство экономики Омской области |
Исполнители | Министерство здравоохранения Омской области, |
Основные целевые показатели | - динамика энергоемкости валового регионального продукта; |
Сроки и этапы реализации | 2010-2020 годы. Этапы реализации Программы не выделяются |
Финансовое обеспечение | Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 440837 тыс. рублей, в том числе: |
Основные ожидаемые конечные результаты | Реализация Программы позволит: |
1. Сущность решаемых Программой проблем
Снижение энергоемкости валового регионального продукта и создание на этой основе условий для обеспечения устойчивого развития экономики и повышения ее конкурентоспособности является одним из приоритетов государственной политики в Омской области.
Потребление электрической энергии в Омской области составляет в среднем 10,4 млрд. кВт.ч, топлива 5,4 млн. тонн условного топлива (далее - у.т.), что в расчете на рубль валового регионального продукта составляет 0,03 кВт.ч и 0,05 кг у.т. соответственно и выше среднероссийских показателей на 5,2 процента. Это обусловлено как природно-климатическими условиями региона, так и структурой валового регионального продукта, в котором доля энергоемких промышленных производств составляет 40 процентов.
Дальнейшее развитие топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплексов Омской области сдерживается высокой степенью износа оборудования, дефицитом резервных генерирующих мощностей и сетей тепло- и электроснабжения, зависимостью от поставок топлива из других регионов. Топливно-энергетический баланс Омской области недостаточно оптимизирован с учетом возможности использования местных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Кроме того, энергосистема Омской области является дефицитной в части производства электрической энергии, только 65 процентов потребности региона в электроэнергии покрывается за счет собственной выработки омскими теплоэлектроцентралями. При этом удельный расход у.т. на 1 отпущенный кВт.ч электроэнергии, вырабатываемой омскими теплоэлектроцентралями, выше среднероссийского показателя на 9,6 процента. Производство тепловой энергии также характеризуется высоким уровнем энергетических издержек. Так, на выработку 1 Гкал расходуется 157,7 кг у.т., что выше среднероссийского показателя на 8,7 процента.
Определение нормативной потребности в топливно-энергетических ресурсах и финансовых средствах на их оплату для организаций бюджетной сферы Омской области производится в рамках ежегодного формирования топливно-энергетического баланса Омской области и баланса бюджетных расходов на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов Омской области. За 2009 год потребление организациями бюджетной сферы Омской области угля составило 85,8 тыс. тонн, что составляет более 89,5 процента в структуре топливно-энергетического баланса данной категории потребителей, природного газа 4,5 млн. куб.м (7,5 процента), мазута 1,5 тыс. тонн (3 процента). В 2009 году доля затрат на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов в общей структуре расходов консолидированного бюджета Омской области составила 4,2 процента.
В целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов и повышения энергоэффективности экономики Омской области выполнен ряд организационных и технических мероприятий по снижению потерь электроэнергии при ее распределении и потреблении, созданию генерирующих источников на термальных водах, произведена замена значительного количества технически устаревшего оборудования котельных и тепловых сетей на энергоэффективное оборудование, приняты меры по оптимизации систем теплоснабжения городов и районов Омской области, замене электросчетчиков на приборы более высокого класса точности. По уровню газификации жилищного фонда Омская область занимает 1 место среди субъектов Сибирского федерального округа. Из 32 районов газифицировано 26, переведено на природный газ 156,3 тыс. домов и квартир, построено 4,5 тыс. км газопроводов, реконструировано и переведено на природный газ 398 котельных, а также теплоэлектроцентрали N 2 и N 4 в городе Омске. Доля природного газа в структуре топливопотребления Омской области выросла с 14 процентов в 1997 году до 44 процентов в 2009 году, а доля дорогостоящего вида топлива - мазута уменьшилась с 16,6 процента в 1997 году до 4,3 процента в 2009 году.
Остаются нерешенными следующие проблемы:
- высокая энергоемкость промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства и сферы жилищно-коммунальных услуг;
- высокий износ энергетического оборудования, несбалансированность имеющихся и требуемых мощностей электросетевой и теплосетевой инфраструктуры;
- недостаточно эффективное использование имеющихся мощностей по производству электрической и тепловой энергии, значительные потери энергоресурсов в процессе их производства и транспортировки до потребителей;
- низкая степень вовлечения в хозяйственный оборот местных, возобновляемых и нетрадиционных топливно-энергетических ресурсов;
- недостаточная мотивация производителей и потребителей энергоресурсов к внедрению энергосберегающих технологий;
- недостаточное оборудование зданий, строений и сооружений приборами учета энергетических ресурсов и воды.
В условиях нарастающего дефицита энергоносителей и увеличения стоимости всех видов энергии актуальным становится использование любых резервов энергетики, позволяющих увеличивать производство энергии с минимальными затратами. Для решения указанных проблем необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации согласованных действий органов государственной власти, местного самоуправления Омской области и организаций, направленных на активизацию процессов обновления и роста производственных мощностей за счет внедрения нового энергосберегающего оборудования и создания новых энергоэффективных производств, обеспечение надежного энергоснабжения потребителей Омской области, в том числе за счет создания альтернативных источников энергии, повышение роли проводимых энергетических обследований, обеспечение учета и контроля за потреблением энергоресурсов, формирование условий и механизмов, способствующих появлению и реализации конкретных проектов по энергоресурсосбережению.
Таким образом, проблема энергосбережения носит многоцелевой и межотраслевой характер, затрагивает интересы всех сфер экономики и социальной сферы, является одной из главных составляющих повышения конкурентоспособности экономики и может быть эффективно решена только программно-целевым методом. Использование программно-целевого метода позволит сконцентрировать в рамках Программы имеющиеся государственные ресурсы и внебюджетные инвестиции для решения ключевых проблем в сфере энергоснабжения Омской области. Основные преимущества программно-целевого метода заключаются в том, что он позволяет обеспечить консолидацию и целевое использование финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, а также способствует эффективному планированию и мониторингу результатов реализации Программы.
Программа направлена на решение задач Энергетической стратегии России на период до 2030 года и соответствует основным направлениям развития экономики и социальной сферы Омской области, определенным Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2020 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 года N 18.
При реализации Программы могут возникнуть следующие риски:
- увеличение темпов роста цен на энергоносители, в том числе вследствие либерализации цен на электроэнергию и газ;
- недостаточная активность хозяйствующих субъектов и населения в решении задач по энергосбережению;
- недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является сокращение энергоемкости валового регионального продукта в 2020 году на 40 процентов относительно уровня 2007 года и создание на этой основе предпосылок для устойчивого развития экономики региона и повышения ее конкурентоспособности, а также оптимизация бюджетных расходов на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить резервы сокращения энергетических затрат за счет проведения энергетических обследований в том числе объектов топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплекса;
- стимулировать разработку и внедрение перспективных инновационных проектов повышения энергетической эффективности в сфере производства и потребления энергетических ресурсов, в том числе за счет модернизации производственных мощностей на основе использования научно-производственного потенциала Омской области;
- снизить удельный расход топлива и выбросы продуктов сгорания при выработке тепловой и электрической энергии, в том числе за счет максимального использования вторичных топливных газов, внедрения современного оборудования с низкими удельными расходами .энергоресурсов;
- обеспечить снижение удельных показателей потребления электрической, тепловой энергии, воды и природного газа при производстве промышленной продукции не менее чем на 10 процентов;
- сократить потери энергетических ресурсов и воды при их производстве и передаче на 7 процентов и 9 процентов соответственно;
- обеспечить оптимизацию топливно-энергетического баланса Омской области за счет газификации и вовлечения в хозяйственный оборот местных, нетрадиционных и возобновляемых топливно-энергетических ресурсов;
- оптимизировать систему теплоснабжения и обеспечить развитие системы централизованного теплоснабжения на базе комбинированной выработки тепловой и электрической энергии;
- реализовать проекты по внедрению энергосберегающих технологий при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов, в том числе за счет создания демонстрационных зон и проектов высокой энергетической эффективности;
- обеспечить учет и контроль на всех этапах выработки, передачи и потребления топливно-энергетических ресурсов с оснащением приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии всех потребителей;
- сократить энергетические издержки бюджетной сферы Омской области к 2015 году не менее чем на 15 процентов к уровню 2009 года (в сопоставимых условиях);
- повысить уровень квалификации и информированности работников бюджетной сферы Омской области по вопросам энергосбережения;
- создать условия экономической заинтересованности в энергоресурсосбережении, в том числе путем увеличения годового фонда оплаты труда работников за счет превышения запланированных показателей экономии энергоресурсов и средств на их оплату;
- обеспечить привлечение внебюджетных средств на реализацию мероприятий энергосбережения в бюджетной сфере Омской области путем заключения энергосервисных договоров (контрактов);
- популяризовать идеи энергосбережения среди населения.
3. Сроки реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться в течение 2010-2020 годов. Выделение отдельных этапов реализации Программы не предполагается.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств областного бюджета. Программой также предусматривается возможность привлечения средств местных бюджетов, внебюджетных средств в соответствии с законодательством, в том числе за счет реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, расширения практики применения энергосервисных договоров (контрактов).
Реализация Программы позволит:
- сократить энергетические издержки в бюджетной сфере Омской области и оптимизировать расходы на содержание бюджетных учреждений Омской области;
- создать условия для перевода на энергосберегающий путь развития экономики Омской области и соответственно снизить энергоемкость валового регионального продукта;
- улучшить санитарное и экологическое состояние окружающей среды Омской области за счет вовлечения в хозяйственный оборот вторичных энергетических ресурсов;
- повысить конкурентоспособность экономики Омской области за счет снижения энергетических издержек на рубль производимой продукции.
5. Объемы финансирования Программы
Объем финансирования Программы на 2010-2020 годы за счет средств областного бюджета составит 440837 тыс. рублей, в том числе:
- 2011 год - 86323 тыс. рублей;
- 2012 год - 110340 тыс. рублей;
- 2013 год - 23094 тыс. рублей;
- 2014 год - 22970 тыс. рублей;
- 2015 год - 22610 тыс. рублей;