(с изменениями на 24 декабря 2013 г.)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 г. на основании постановления
Правительства Омской области от 13 ноября 2013 года N 292-п
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Омской области от 1 сентября 2010 года N 178-п;
постановлением Правительства Омской области от 25 мая 2011 года N 93-п;
постановлением Правительства Омской области от 27 июля 2011 года N 136-п;
постановлением Правительства Омской области от 14 декабря 2011 года N 238-п;
постановлением Правительства Омской области от 28 декабря 2011 года N 262-п;
постановлением Правительства Омской области от 18 июля 2012 года N 137-п;
постановлением Правительства Омской области от 12 декабря 2012 года N 258-п;
постановлением Правительства Омской области от 12 декабря 2012 года N 267-п;
постановлением Правительства Омской области от 8 апреля 2013 года N 62-п;
постановлением Правительства Омской области от 10 апреля 2013 года N 68-п;
постановлением Правительства Омской области от 28 августа 2013 года N 205-п (газета "Омский вестник", N 40, 30.08.2013);
постановлением Правительства Омской области от 24 сентября 2013 года N 223-п (газета "Омский вестник", N 44, 27.09.2013);
постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2013 года N 346-п (официальный портал Правительства Омской области (http://www.omskportal.ru, http://омская-область.рф), N ПР-П-00013, 25.12.2013)
____________________________________________________________________
________________
* Название в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 1 сентября 2010 года N 178-п, - см. предыдущую редакцию
В соответствии с пунктом 3 Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29 июня 2007 года N 87-п, в целях обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Омской области Правительство Омской области
постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу Омской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Омской области на 2010-2020 годы" (далее - Программа) согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 1 сентября 2010 года N 178-п, - см. предыдущую редакцию)
2. Пункт исключен постановлением Правительства Омской области от 27 июля 2011 года N 136-п, - см. предыдущую редакцию.
3. Органам исполнительной власти Омской области в пределах своей компетенции обеспечить:
1) установку в срок до 1 января 2011 года приборов учета энергетических ресурсов и воды в находящихся в их ведении государственных учреждениях Омской области;
2) осуществление контроля за учетом используемых энергетических ресурсов и воды, а также снижением расходов на их оплату.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Омской области при подготовке к отопительному сезону 2010/11 года принять меры по обеспечению учета энергетических ресурсов и воды, сокращению потерь энергетических ресурсов в бюджетном секторе и жилищно-коммунальном комплексе.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Омской области, Министра экономики Омской области С.В. Высоцкого.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2013 года N 346-п, - см. предыдущую редакцию)
Губернатор Омской области,
Председатель Правительства Омской области
Л.К. Полежаев
____________________________________________________________________
Приложение в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 27 июля 2011 года N 136-п, - см. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
Долгосрочная целевая программа Омской области
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Омской области на 2010-2020 годы"
____________________________________________________________________
Паспорт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2013 года N 346-п, - см. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
Наименование | Долгосрочная целевая программа Омской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Омской области на 2010-2020 годы" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке (наименование и номер соответствующего правового акта) | Распоряжение Правительства Омской области от 30 июня 2010 года N 97-рп "О Плане работы Правительства Омской области на III квартал 2010 года" |
Заказчик | Правительство Омской области |
Исполнитель-координатор | Министерство экономики Омской области |
Исполнители | Министерство здравоохранения Омской области, |
Основные целевые показатели | - динамика энергоемкости валового регионального продукта; |
Сроки и этапы реализации | 2010-2020 годы. Этапы реализации Программы не выделяются |
Финансовое обеспечение | Общие расходы областного бюджета на реализацию Программы составляет 583840,5 тыс. рублей, в том числе: |
Основные ожидаемые конечные результаты | Реализация Программы позволит: |
* До переименования Министерства промышленной политики, связи и инновационных технологий Омской области в Главное управление информационных технологий и связи Омской области согласно Указу Губернатора Омской области от 6 сентября 2013 года N 123 "Об организации деятельности отдельных органов исполнительной власти Омской области" исполнителем соответствующих мероприятий Программы являлось Министерство промышленной политики, связи и инновационных технологий Омской области.
** До переименования Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области согласно Указу Губернатора Омской области от 6 сентября 2013 года N 124 "О создании Министерства развития транспортного комплекса Омской области" исполнителем соответствующих мероприятий Программы являлось Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Снижение энергоемкости валового регионального продукта и создание на этой основе условий для обеспечения устойчивого развития экономики и повышения ее конкурентоспособности является одним из приоритетов государственной политики в Омской области.
Потребление электрической энергии в Омской области составляет в среднем 10,4 млрд. кВт.ч, топлива 5,4 млн. тонн условного топлива (далее - у.т.), что в расчете на рубль валового регионального продукта составляет 0,03 кВт.ч и 0,05 кг у.т. соответственно и выше среднероссийских показателей на 5,2 процента. Это обусловлено как природно-климатическими условиями региона, так и структурой валового регионального продукта, в котором доля энергоемких промышленных производств составляет 40 процентов.
Дальнейшее развитие топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплексов Омской области сдерживается высокой степенью износа оборудования, дефицитом резервных генерирующих мощностей и сетей тепло- и электроснабжения, зависимостью от поставок топлива из других регионов. Топливно-энергетический баланс Омской области недостаточно оптимизирован с учетом возможности использования местных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Кроме того, энергосистема Омской области является дефицитной в части производства электрической энергии, только 65 процентов потребности региона в электроэнергии покрывается за счет собственной выработки омскими теплоэлектроцентралями. При этом удельный расход у.т. на 1 отпущенный кВт.ч электроэнергии, вырабатываемой омскими теплоэлектроцентралями, выше среднероссийского показателя на 9,6 процента. Производство тепловой энергии также характеризуется высоким уровнем энергетических издержек. Так, на выработку 1 Гкал расходуется 157,7 кг у.т., что выше среднероссийского показателя на 8,7 процента.
Определение нормативной потребности в топливно-энергетических ресурсах и финансовых средствах на их оплату для организаций бюджетной сферы Омской области производится в рамках ежегодного формирования топливно-энергетического баланса Омской области и баланса бюджетных расходов на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов Омской области. За 2009 год потребление организациями бюджетной сферы Омской области угля составило 85,8 тыс. тонн, что составляет более 89,5 процента в структуре топливно-энергетического баланса данной категории потребителей, природного газа 4,5 млн. куб.м (7,5 процента), мазута 1,5 тыс. тонн (3 процента). В 2009 году доля затрат на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов в общей структуре расходов консолидированного бюджета Омской области составила 4,2 процента.
В целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов и повышения энергоэффективности экономики Омской области выполнен ряд организационных и технических мероприятий по снижению потерь электроэнергии при ее распределении и потреблении, созданию генерирующих источников на термальных водах, произведена замена значительного количества технически устаревшего оборудования котельных и тепловых сетей на энергоэффективное оборудование, приняты меры по оптимизации систем теплоснабжения городов и районов Омской области, замене электросчетчиков на приборы более высокого класса точности. По уровню газификации жилищного фонда Омская область занимает 1 место среди субъектов Сибирского федерального округа. Из 32 районов газифицировано 26, переведено на природный газ 156,3 тыс. домов и квартир, построено 4,5 тыс. км газопроводов, реконструировано и переведено на природный газ 398 котельных, а также теплоэлектроцентрали N 2 и N 4 в городе Омске. Доля природного газа в структуре топливопотребления Омской области выросла с 14 процентов в 1997 году до 44 процентов в 2009 году, а доля дорогостоящего вида топлива - мазута уменьшилась с 16,6 процента в 1997 году до 4,3 процента в 2009 году.
Остаются нерешенными следующие проблемы:
- высокая энергоемкость промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства и сферы жилищно-коммунальных услуг;
- высокий износ энергетического оборудования, несбалансированность имеющихся и требуемых мощностей электросетевой и теплосетевой инфраструктуры;
- недостаточно эффективное использование имеющихся мощностей по производству электрической и тепловой энергии, значительные потери энергоресурсов в процессе их производства и транспортировки до потребителей;
- низкая степень вовлечения в хозяйственный оборот местных, возобновляемых и нетрадиционных топливно-энергетических ресурсов;
- недостаточная мотивация производителей и потребителей энергоресурсов к внедрению энергосберегающих технологий;
- недостаточное оборудование зданий, строений и сооружений приборами учета энергетических ресурсов и воды.
В условиях нарастающего дефицита энергоносителей и увеличения стоимости всех видов энергии актуальным становится использование любых резервов энергетики, позволяющих увеличивать производство энергии с минимальными затратами. Для решения указанных проблем необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации согласованных действий органов государственной власти, местного самоуправления Омской области и организаций, направленных на активизацию процессов обновления и роста производственных мощностей за счет внедрения нового энергосберегающего оборудования и создания новых энергоэффективных производств, обеспечение надежного энергоснабжения потребителей Омской области, в том числе за счет создания альтернативных источников энергии, повышение роли проводимых энергетических обследований, обеспечение учета и контроля за потреблением энергоресурсов, формирование условий и механизмов, способствующих появлению и реализации конкретных проектов по энергоресурсосбережению.
Таким образом, проблема энергосбережения носит многоцелевой и межотраслевой характер, затрагивает интересы всех сфер экономики и социальной сферы, является одной из главных составляющих повышения конкурентоспособности экономики и может быть эффективно решена только программно-целевым методом. Использование программно-целевого метода позволит сконцентрировать в рамках Программы имеющиеся государственные ресурсы и внебюджетные инвестиции для решения ключевых проблем в сфере энергоснабжения Омской области. Основные преимущества программно-целевого метода заключаются в том, что он позволяет обеспечить консолидацию и целевое использование финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, а также способствует эффективному планированию и мониторингу результатов реализации Программы.
Программа направлена на решение задач Энергетической стратегии России на период до 2030 года и соответствует основным направлениям развития экономики и социальной сферы Омской области.
При реализации Программы могут возникнуть следующие риски:
- увеличение темпов роста цен на энергоносители, в том числе вследствие либерализации цен на электроэнергию и газ;
- недостаточная активность хозяйствующих субъектов и населения в решении задач по энергосбережению;
- недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий.
(Раздел в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 24 сентября 2013 года N 223-п, - см. предыдущую редакцию)
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является сокращение энергоемкости валового регионального продукта в 2020 году на 40 процентов относительно уровня 2007 года и создание на этой основе предпосылок для устойчивого развития экономики региона и повышения ее конкурентоспособности, а также оптимизация бюджетных расходов на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить резервы сокращения энергетических затрат за счет проведения энергетических обследований в том числе объектов топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплекса;
- стимулировать разработку и внедрение перспективных инновационных проектов повышения энергетической эффективности в сфере производства и потребления энергетических ресурсов, в том числе за счет модернизации производственных мощностей на основе использования научно-производственного потенциала Омской области;
- снизить удельный расход топлива и выбросы продуктов сгорания при выработке тепловой и электрической энергии, в том числе за счет максимального использования вторичных топливных газов, внедрения современного оборудования с низкими удельными расходами .энергоресурсов;
- обеспечить снижение удельных показателей потребления электрической, тепловой энергии, воды и природного газа при производстве промышленной продукции не менее чем на 10 процентов;