3. Анализ ситуации на рынке труда Омской области
Ситуация на рынке труда Омской области в 2010 году определялась состоянием и развитием экономики, социальной сферы, происходящими в Омской области демографическими процессами.
В 2010 году Омская область не только смогла относительно быстро адаптироваться к изменению экономических условий, но и обеспечить постепенное восстановление темпов роста основных макроэкономических показателей.
В 2009 году численность трудовых ресурсов Омской области составила 1300,4 тыс. человек (в 2008 году - 1306,9 тыс. человек). Трудовые ресурсы Омской области составляют около 65 процентов от численности постоянного населения. Несмотря на то что наблюдается сокращение темпа снижения численности постоянного населения Омской области, увеличения численности трудовых ресурсов в2011 - 2012 годах не ожидается.
Ситуацию на рынке труда Омской области в течение 2010 года также можно охарактеризовать как относительно стабильную:
- по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области (далее - Омскстат), за январь - декабрь 2010 года уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) составил 8,1 процента от численности экономически активного населения (далее - ЭАН) (за январь - декабрь 2009 года - 8,5 процента);
- уровень зарегистрированной безработицы по состоянию на 1 января 2011 года составил 1,7 процента от численности экономически активного населения, что на 0,3 процентного пункта ниже показателя на 1 января 2010 года (2,0 процента);
- коэффициент напряженности на рынке труда составил 1,9 человека из числа незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в центрах занятости, в расчете на одну вакансию, что значительно ниже показателя на 1 января 2010 года - 5,1 человека на вакансию;
- средняя продолжительность безработицы составила 4,4 месяца, что на 0,4 месяца меньше, чем на начало 2010 года (4,8 месяца).
Сравнительный анализ результатов мониторинга предполагаемого высвобождения работников за январь - декабрь 2010 года и январь - декабрь 2009 года показал следующее:
1) число работодателей Омской области, заявивших о планируемом высвобождении работников, уменьшилось с 2235 единиц до 1274 единиц;
2) заявленная в январе - декабре 2010 года численность планируемых к высвобождению работников составила 17,2 тыс. человек, что на 29,2 процента меньше аналогичного показателя за январь - декабрь 2009 года (24,3 тыс. человек);
3) численность работников, фактически высвобожденных в течение 2010 года, составила 7795 человек, что почти вдвое меньше, чем в 2009 году (14700 человек);
4) количество хозяйствующих субъектов, заявивших о предполагаемом массовом увольнении работников на конец 2010 года, составляет 4 единицы, что соответствует показателю на начало 2010 года;
5) численность работников, работающих неполное рабочее время по инициативе администрации, составила на конец 2010 года 8267 человек, что на 57 процентов ниже аналогичного показателя на конец 2009 года (19,3 тыс. человек);
6) численность работников, которые находятся в отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, на начало 2011 года составила 1032 человека, что соответствует значению показателя на начало 2010 года (1008 человек).
Ситуация на регистрируемом рынке труда Омской области в 2010 году по сравнению с 2009 годом складывалась менее напряженно:
1) число обращений граждан в казенные учреждения службы занятости населения Омской области за содействием в трудоустройстве существенно уменьшилось на 13,8 тыс. человек, что обусловлено общей стабилизацией макроэкономической ситуации в Омской области и улучшением ситуации на рынке труда Омской области. Численность граждан, обратившихся в течение 2010 года за содействием в поиске подходящей работы, составила 81,5 тыс. человек, что на 14,4 процента меньше, чем за 2009 год (95,3 тыс. человек);
2) доля высвобожденных работников в числе обращающихся за содействием в трудоустройстве снизилась с 11,7 процента за 2009 год до 10.1 процента за 2010 год, при этом число обращений граждан данной категории сократилось более чем на треть (с 11,1 тыс. человек до 8,2 тыс. человек);
3) численность граждан, признанных безработными в течение 2010 года, также уменьшилась в сравнении с 2009 годом (на 5,8 тыс. человек, или 12,2 процента) и составила 41,7 тыс. человек;
4) численность зарегистрированных безработных в течение 2010 года уменьшилась на 3050 человек (или 14,5 процента) к численности на начало 2010 года, в то время как в течение 2009 года численность зарегистрированных безработных выросла на 1956 человек (10,3 процента от численности на начало 2009 года);
5) емкость областного банка вакансий составила на конец 2010 года почти 10,0 тыс. вакансий, что в 2,3 раза больше, чем на начало 2010 года (4,4 тыс. единиц). При этом потребность работодателей, заявленная в течение 2010 года (110,0 тыс. вакансий), в сравнении с показателем за 2009 год (94,6 тыс. вакансий) возросла на 15,4 тыс. вакансий (или на 16,3 процента). Количество вакансий для трудоустройства на постоянную работу, поступивших в областной банк вакансий в 2010 году, в сравнении с 2009 годом увеличилось более чем в 1,5 раза (с 34,2 тыс. единиц до 53,1 тыс. единиц). Одновременно выросла и доля заявок работодателей на укомплектование рабочих мест постоянного характера в общем числе вакансий с 36,2 процента в 2009 году до 45,7 процента в 2010 году.
Обеспечена реализация программ и мероприятий, направленных на снижение уровня общей безработицы и недопущение роста регистрируемой безработицы, сохранение существующих и создание новых рабочих мест в Омской области.
Особое практическое значение в решении вопросов занятости населения занимает ведомственная целевая программа "Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Омской области на 2010 год" (далее - Программа дополнительных мер), утвержденная приказом Главного управления занятости от 31 декабря 2009 года N 58-п. По итогам 2010 года общая численность участников Программы дополнительных мер составила 20952 человека.
Общий объем финансирования Программы дополнительных мер составил 351,4 млн. рублей, в том числе:
- субсидия из федерального бюджета в размере 303,3 млн. рублей;
- средства областного бюджета в сумме 38,3 млн. рублей;
- средства местных бюджетов в сумме 9,8 млн. рублей.