от 8 июля 2009 года N 120-п
Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области
"Профилактика правонарушений и наркомании, предупреждение экстремизма и терроризма в Омской области (2010-2015 годы)"*
(с изменениями на 24 декабря 2013 г.)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 г. на основании постановления
Правительства Омской области от 13 ноября 2013 года N 292-п
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Омской области от 23 марта 2011 года N 41-п;
постановлением Правительства Омской области от 21 сентября 2011 года N 183-п;
постановлением Правительства Омской области от 14 марта 2012 года N 49-п;
постановлением Правительства Омской области от 26 сентября 2012 года N 205-п;
постановлением Правительства Омской области от 12 декабря 2012 года N 273-п;
постановлением Правительства Омской области от 27 марта 2013 года N 53-п;
постановлением Правительства Омской области от 26 июня 2013 года N 145-п;
постановлением Правительства Омской области от 24 июля 2013 года N 162-п (газета "Омский вестник", N 35, 26.07.2013);
постановлением Правительства Омской области от 24 сентября 2013 года N 227-п (газета "Омский вестник", N 44, 27.09.2013);
постановлением Правительства Омской области от 13 ноября 2013 года N 289-п (газета "Омский вестник", N 54, 22.11.2013);
постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2013 года N 357-п (газета "Омский вестник", N 62, 27.12.2013);
постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2013 года N 365-п (газета "Омский вестник", N 62, 27.12.2013)
____________________________________________________________________
________________
* Название в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 26 июня 2013 года N 145-п, - см. предыдущую редакцию
Правительство Омской области
постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу Омской области "Профилактика правонарушений и наркомании, предупреждение экстремизма и терроризма в Омской области (2010-2015 годы)" (далее - программа) согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 26 сентября 2012 года N 205-п, - см. предыдущую редакцию)
2. Пункт исключен постановлением Правительства Омской области от 21 сентября 2011 года N 183-п, - см. предыдущую редакцию
Губернатор Омской области,
Председатель Правительства Омской области
Л.К. Полежаев
Долгосрочная целевая программа Омской области
"Профилактика правонарушений и наркомании, предупреждение экстремизма и терроризма в Омской области (2010-2015 годы)"*
________________
* Название в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 26 июня 2013 года N 145-п, - см. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
Паспорт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2013 года N 365-п, - см. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
Наименование | "Профилактика правонарушений и наркомании, предупреждение экстремизма и терроризма в Омской области (2010 - 2015 годы)" (далее - программа) |
Дата принятия решения о разработке (наименование и номер соответствующего правового акта) | Распоряжение Правительства Омской области от 14 апреля 2009 года N 54-рп |
Заказчик | Правительство Омской области |
Исполнитель-координатор | Управление делами Правительства Омской области |
Исполнители | Министерство здравоохранения Омской области; |
Основные целевые индикаторы | - соотношение числа совершенных правонарушений с численностью населения (единиц на 100 тыс. населения); |
Сроки и этапы реализации | 2010-2015 годы. |
Финансовое обеспечение | Общий объем финансирования за счет средств областного бюджета составляет 82700,52 тыс. рублей, в том числе: |
Основные ожидаемые конечные результаты | Осуществление мероприятий программы позволит: |
1. Сущность решаемых программой проблем
Несмотря на наметившиеся положительные тенденции в снижении преступности, в целом криминальная обстановка в Омской области остается сложной. Последовательно, начиная с 2004 года, растет удельный вес рецидивной преступности (с 27,5 процента в 2004 году до 30,4 процента в 2008 году). В этот же период удельный вес преступлений, совершенных в общественных местах и на улицах, увеличился с 3,7 процента до 8,7 процента, в том числе на улицах - с 3,4 процента до 6,1 процента. В 2008 году 10,5 процента преступлений совершено в состоянии алкогольного опьянения (в 2007 году - 9,9 процента), 70 процентов лиц из числа совершивших преступления не имели постоянного источника дохода.
Обостряет криминогенную обстановку наркомания. За последние три года число зарегистрированных преступлений, связанных с продажей, применением, сбытом, хранением и изготовлением наркотических и психотропных веществ, возросло на 13,4 процента. Отмечаются факты проникновения наркотических веществ в места заключения.
По данным органов здравоохранения на 1 января 2009 года в Омской области на учете состояло более 9 тыс. человек, употребляющих без медицинского назначения наркотические средства. По экспертным оценкам, реальное количество лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами, превышает данные показатели в 7-8 раз. При этом уровень заболеваемости наркоманией среди подростков находится практически на уровне заболеваемости взрослого населения. Учитывая возрастную категорию большинства лиц, употребляющих наркотики (до 30 лет), можно констатировать, что под угрозой находится здоровье значительной части молодого поколения Омской области.
Одной из негативных тенденций настоящего времени является рост распространения среди подростков и молодежи употребления психоактивных веществ, в том числе алкоголя, ингалянтов, средств бытовой химии, лекарственных препаратов, синтетических наркотиков. Такое потребление приводит к быстрому формированию физиологической зависимости от наркотических веществ, что создает предпосылки криминализации молодежной среды. Медицинский аспект этой проблемы заключается в появлении все более тяжелых форм сопутствующих заболеваний, трудно поддающихся лечению, нередко приводящих к ранней инвалидности и смерти больных.
Нерешенность вышеуказанных проблем явилась следствием:
- разрушения системы профилактики правонарушений;
- недостатков в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, прежде всего в силу их разобщенности, дефицита доверия населения к правоохранительным органам, нерешенности проблем правового, материально-технического и финансового обеспечения;
- открытости значительной части Государственной границы Российской Федерации с государствами Содружества Независимых Государств, способствующей включению России в сферу интересов международной преступности и наркомафии;
- правового нигилизма населения, внедрения в массовое сознание стереотипов противоправного поведения;
- существующих социально-экономических проблем, доминирования в информационной сфере материалов, подрывающих моральные устои общества, формирующих антигосударственное сознание.
Указанные факторы дают основание для прогнозирования углубления негативных тенденций развития криминальной ситуации в обществе, характеризующейся следующим:
- расширением масштабов преступности, повышением степени опасности, изощренности и дерзости преступлений, ростом количества немотивированных преступлений и нарушений общественного порядка;
- возрастанием тяжести и масштабов социальных и экономических последствий противоправного поведения, включая увеличение общего числа жертв противоправных посягательств, ростом совокупного ущерба от них, недовольством населения результатами борьбы с преступностью;
- ростом недоверия людей по отношению к государству, к его способности эффективно обеспечить их защиту от противоправных посягательств и, как следствие, возрастанием социальной напряженности и конфликтности в обществе;
- изменением структуры незаконного оборота наркотических средств за счет распространения синтетических и полусинтетических наркотиков, действие которых на организм человека гораздо сильнее, чем наркотиков растительного происхождения;
- ростом тяжких преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
- более законспирированной деятельностью преступных группировок.
Отсутствие в настоящее время целостной, научно обоснованной системы профилактики правонарушений, распространения наркомании и алкоголизма в первую очередь среди несовершеннолетних и молодежи не позволяет оказывать адекватное противодействие этим негативным явлениям.
Проблема распространения экстремизма продолжает оставаться одним из факторов, угрожающих государственной целостности, дестабилизирующих ситуацию в обществе и создающих угрозу совершения террористических актов.
В то же время отмечаемые на территории Омской области факты проявлений экстремизма, а также выявленные органами прокуратуры многочисленные нарушения в сфере противодействия экстремизму и терроризму указывают на необходимость разработки и осуществления в регионе комплекса профилактических мероприятий, направленных на предотвращение подобных правонарушений.
В связи с этим разработана программа, направленная на оптимизацию системы мер государственного и общественного воздействия на причины и условия существования нарушений общественного порядка на территории Омской области, повышение эффективности мер по противодействию распространению наркомании и алкоголизма, предупреждению экстремизма и терроризма.
Программа соответствует приоритетам социально-экономического развития Омской области, определенным Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93.
Сосредоточение усилий исключительно на одном из этих направлений не позволит получить устойчивого положительного эффекта, на который рассчитана программа. При этом реализация каждого отдельно взятого направления окажется более затратной по сравнению с комплексным решением проблемы.
Невозможность комплексного решения проблем профилактики правонарушений и наркомании, предупреждения экстремизма и терроризма без использования программно-целевого метода обусловлена также рядом причин: многообразием, сложностью и масштабностью задач по формированию единой системы информационно-аналитического и научно-методического обеспечения деятельности органов государственной власти, органов исполнительной власти Омской области и органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, общественных объединений на территории Омской области в сфере обеспечения общественной безопасности, профилактики правонарушений и наркомании, отсутствием необходимых условий для социальной и трудовой реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, больных наркоманией; необходимостью разработки и реализации комплекса мероприятий, согласованных по целям, ресурсам, срокам выполнения; необходимостью выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации проектов.
Отсутствие программно-целевого метода в реализации государственной политики в сфере предупреждения правонарушений и наркомании не позволит обеспечить необходимый уровень скоординированности действий всех субъектов профилактики правонарушений, привлечение граждан, организаций всех форм собственности, общественных объединений к обеспечению правопорядка, созданию условий для эффективной социальной реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, больных наркоманией, развитие новых форм профилактической работы с населением Омской области.
В соответствии с поставленными задачами, решение которых будет способствовать улучшению криминогенной обстановки, формированию многоуровневой региональной системы профилактики правонарушений, в том числе противодействию экстремистским проявлениям, предупреждению рецидивной преступности, сокращению потребления наркотических средств и алкоголя, необходимо осуществление постоянного контроля масштабов их распространения (мониторинга ситуации) путем проведения целенаправленной работы по профилактике правонарушений и наркологических расстройств.
Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем программно-целевым методом, являются:
- ухудшение социально-экономической ситуации в Омской области;
- крупные техногенные аварии и экологические катастрофы в Омской области;
- недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий;
- неэффективное управление и взаимодействие основных исполнителей.
Указанные риски могут привести к значительному осложнению криминогенной обстановки, росту числа правонарушений и распространению наркомании, возрастанию социальной напряженности в обществе, вызванной этими факторами.
(Раздел в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 24 сентября 2013 года N 227-п, - см. предыдущую редакцию)
2. Цели и задачи программы
Цели программы:
- совершенствование системы государственного и общественного воздействия на причины и условия правонарушений и наркомании на территории Омской области;
- снижение уровня наркопреступности, а также заболеваемости населения синдромом зависимости от наркотиков и алкоголя;
- противодействие террористическим и экстремистским угрозам, минимизация их последствий.
Достижение целей программы будет осуществляться через решение следующих задач:
1) обеспечение взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Омской области и органов местного самоуправления Омской области в сфере предупреждения правонарушений и наркомании, вовлечение в указанную деятельность организаций всех форм собственности, а также общественных объединений;
2) разработка и внедрение методов и механизмов мониторинга социальных ситуаций, способствующих совершению правонарушений и наркомании;