от 9 сентября 2008 года N 161-рп
О разработке проекта концепции целевой программы Омской области "Новое поколение (2009 - 2013 годы)"
В соответствии со статьей 3 Закона Омской области "О целевых программах Омской области":
1. Одобрить прилагаемую концепцию целевой программы Омской области "Новое поколение (2009 - 2013 годы)" (далее - программа).
2. Министерству по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области разработать проект программы и представить его на рассмотрение Правительства Омской области.
3. Определить Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области исполнителем-координатором программы.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Омской области, Министра по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области С.В. Шелпакова.
Губернатор Омской области,
Председатель Правительства Омской области
Л.К. Полежаев
Концепция
целевой программы Омской области
"Новое поколение (2009 - 2013 годы)"
1. Благополучие Омской области и России в целом во многом будет зависеть от способностей молодежи, которая сегодня должна рассматриваться в качестве главного субъекта социального обновления, инновационного ресурса общества, государства, региона, муниципального образования. Поэтому главная задача органов государственной власти - создать такие условия, при которых молодые люди, прежде всего талантливые, получили бы возможность для беспрепятственного развития своих дарований в интересах общества и государства. Безусловно, выполнение этой задачи должно предусматривать создание эффективной системы работы с молодыми гражданами и надежного механизма ее нормативно-правового обеспечения на всех уровнях управления - федеральном, региональном и местном. В связи с этим актуальной является целостная и последовательная государственная молодежная политика в Омской области. Ее главная цель - создание условий для самореализации молодых людей, формирование нового поколения омичей, способных идти по пути развития нашего общества.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития нашего региона приоритетными задачами Правительства Омской области в сфере молодежной политики являются:
- развитие системы социально-экономической поддержки и защиты молодежи, в том числе посредством содействия их временной и постоянной трудовой занятости;
- профилактика асоциальных явлений и пропаганда здорового образа жизни в молодежной среде;
- гражданско-патриотическое и нравственное воспитание молодежи;
- развитие творческих способностей молодежи;
- развитие молодежного спорта, организация досуга молодежи, отдыха и оздоровления несовершеннолетних;
- активизация деятельности молодежных общественных объединений, органов студенческого самоуправления;
- поддержка молодой семьи, формирование у подростков и молодежи семейных ценностей, подготовка к семейной жизни, повышение значимости здоровой молодой семьи в обществе.
Решение этих задач позволит сократить негативные явления в молодежной среде (наркомания, алкоголизм, преступность); повысить духовно-нравственное, культурное, интеллектуальное и физическое воспитание молодежи.
От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения региона и России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.
Очевидно, что молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения. Именно молодые люди быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни. В то же время перед российским обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет Россия из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.
Целевая программа Омской области "Новое поколение (2009 - 2013 годы)" (далее - программа) направлена на создание условий для развития личности и самореализации молодых граждан.
Реализация мероприятий программы позволит улучшить положение молодых людей, приведет к увеличению вклада молодежи в конкурентоспособность региона и страны и вместе с тем компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.
2. Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в сфере государственной молодежной политики за последние годы, в настоящее время сохраняются проблемы, которые необходимо решать на региональном уровне.
Достижение поставленной в программе цели и решение соответствующих задач требуют применения эффективных механизмов и методов преодоления кризисных явлений в молодежной среде. Использование программно-целевого метода для решения проблем молодых граждан направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной молодежной политики и с учетом бюджетных ограничений.
Невозможность комплексного решения проблем несовершеннолетних и молодежи без использования программы обусловлена рядом объективных причин: многообразием, сложностью и масштабностью задач по созданию благоприятных условий для самореализации и социального становления молодых граждан; необходимостью разработки и реализации комплекса мероприятий, увязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения; необходимостью выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации проектов.
3. В настоящее время молодежные движения существуют разрозненно. Число молодых людей, задействованных в позитивных общественных организациях, незначительно. Отсутствие программно-целевого метода в реализации государственной политики в интересах несовершеннолетних и молодежи не позволит обеспечить необходимый уровень развития активности их поддержки, оказания им профессиональной, психологической и педагогической помощи для всестороннего развития. Кроме того, сформированная в рамках программы система проведения мероприятий предполагает включение в социально значимую деятельность молодых граждан на всех уровнях, что обеспечивает их занятость в свободное от учебы время и является эффективным средством профилактики асоциальных явлений среди несовершеннолетних и молодежи. Отказ от использования программно-целевого метода также не позволит обеспечить комплексное решение проблем по предупреждению детской безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних, создание условий для эффективной социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и развитие новых форм профилактической работы с несовершеннолетними и молодежью.
Значительная степень несоответствия заявляемых целей и задач, которые достигаются в процессе их реализации, является следствием того, что каждый из активно действующих субъектов интерпретирует эти цели и задачи по-своему. При отсутствии целевой программы, являющейся одним из основных инструментов реализации государственной молодежной политики, то есть без применения программно-целевого метода, существующие противоречия не могут быть устранены, а стоящие задачи в сфере молодежной политики не найдут своего решения.
4. Программа основана на следующих принципах:
- комплексного подхода к решению проблем молодежи;
- единства целей и задач в работе с молодежью независимо от ведомственной принадлежности;
- индивидуального подхода к личности несовершеннолетних и молодежи;
- доступности государственных услуг для молодого человека.
В целях формирования мероприятий программы разработчики осуществляют:
- привлечение к разработке целевых индикаторов представителей общественных объединений, научной и педагогической общественности;
- мониторинг эффективности реализации программных мероприятий на основе утвержденного перечня целевых индикаторов;
- перечень и содержание программных мероприятий, а также их ресурсное обеспечение.
Разработчики программы формируют предложения по мероприятиям программы и вносят их на рассмотрение государственному заказчику программы.
Государственный заказчик программы в установленном порядке согласовывает и утверждает мероприятия программы и объем их финансирования.
5. Структура основных направлений финансирования программы представлена на схеме (приложение N 1 к настоящей Концепции).
Предлагаемые сроки реализации программы - 2009 - 2013 годы.
Программа предусматривает достижение целей к концу 2013 года. С учетом того что в рамках программы ежегодно решаются аналогичные задачи, целесообразно отдельными этапами реализации программы определять календарный год. По итогам года проводится анализ эффективности проведения мероприятий, расходования средств на основе оценки основных целевых индикаторов и показателей (приложение N 2 к настоящей Концепции), а также определяются промежуточные результаты реализации программы.
Основными направлениями финансирования программы являются:
- сохранение здоровья детей и организация здорового образа жизни молодежи;
- профилактика асоциального поведения и защита прав несовершеннолетних;
- создание условий для трудоустройства молодежи и адаптации на рынке труда;
- информационное и кадровое обеспечение;
- поддержка детских и молодежных общественных формирований, патриотическое воспитание молодежи;
- поддержка талантливой молодежи, реализация творческого потенциала.
6. Финансирование мероприятий программы предусматривается за счет средств областного бюджета. Затраты на реализацию программы (в действующих ценах соответствующих лет) составляют 450000,0 тыс. рублей, в том числе: в 2009 году - 33275,0 тыс. рублей, в 2010 году - 50000,0 тыс. рублей, в 2011 году - 100000,0 тыс. рублей, 2012 году - 120000,0 тыс. рублей, 2013 году - 146725,0 тыс. руб.
7. Основной стратегической целью программы является создание условий для сохранения здоровья, развития личности и самореализации молодых граждан.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
- пропаганда ценностей здоровья и здорового образа жизни в молодежной среде;
- обеспечение социальной и профессиональной адаптации молодежи в современном обществе;
- повышение социальной активности и гражданской ответственности у молодых граждан;
- поддержка социальных проектов, программ и мероприятий, направленных на развитие научного, технического и художественного творчества несовершеннолетних и молодежи;
- создание условий для эффективного информационного и кадрового обеспечения реализации молодежной политики на территории Омской области;
- обеспечение средствами высокотехнологичной медицинской помощи рождения здорового поколения, профилактики инвалидности с детства;
- создание условий адаптации детей-инвалидов к современной жизненной ситуации;
- создание условий для производства культурного продукта и оказания государственных услуг в сфере культуры детей и молодежи.
Основными целевыми индикаторами программы являются:
- доля участников (14 - 30 лет) от общего количества участников в спортивно-массовых мероприятиях Омской области, процентов;
- доля населения Омской области (14-30 лет), использующего средства физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни, процентов;
- увеличение количества студентов, трудоустроенных в рамках деятельности студенческих трудовых отрядов, от общего количества студентов, процентов;
- увеличение количества специалистов органов по делам молодежи, прошедших курсы повышения квалификации, от общего количества специалистов органов по делам молодежи, процентов;
- увеличение количества мероприятий, проводимых Министерством по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области совместно с детскими и молодежными общественными формированиями, процентов;
- доля несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, от общей численности детского населения в Омской области, процентов;
- увеличение количества молодежи, обеспеченной профориентационными услугами, тыс. человек;
- увеличение удельного веса детей 1 группы здоровья (здоровые дети) от общего числа детей, процентов;
- снижение первичного выхода на инвалидность детей в возрасте 0 - 17 лет (включительно) на 10 тыс. детей, 10 тыс. человек;
- прирост участников клубных формирований для детей до 14 лет, тыс. человек;
- увеличение численности зарегистрированных пользователей библиотек от 15 до 24 лет, тыс. человек;
- удельный вес выпускников образовательных учреждений общего образования, поступивших в образовательные учреждения профессионального образования, процентов;
- количество победителей региональных, всероссийских и международных конкурсов, фестивалей, соревнований, научно-практических конференций, слетов, человек;
- доля детей, проживающих на территории Омской области, обучающихся по программам дополнительного образования детей системы образования, от общей численности детей и молодежи в возрасте от 14 до 18 лет, процентов.
Достижение цели и решение задач программы обеспечиваются путем реализации системы программных мероприятий, сгруппированных по основным направлениям деятельности и системой целевых индикаторов. Структура основных направлений целевой программы Омской области "Новое поколение" представлена на схеме в приложении N 1 к настоящей Концепции.
8. Оценка социальной эффективности программы определяется в соответствии с использованием системы целевых индикаторов, отражающих стратегические приоритеты развития региона в сфере молодежной политики (приложение N 2 к настоящей Концепции).
Система целевых индикаторов и показателей позволяет оценить ход и результативность решения поставленных задач по ключевым направлениям молодежной политики и определить их влияние на социально-экономическое развитие региона. Все целевые индикаторы достоверны и доступны для определения, соответствуют целям программы.
Осуществление мероприятий программы позволит: