от 2 мая 2007 года N 8
Об утверждении Методических рекомендаций по разработке,
утверждению и реализации ведомственных целевых программ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании приказа Министерства
финансов Омской области от 26 января 2010 года N 5
____________________________________________________________________
В целях реализации постановления Правительства Омской области от 12 февраля 2007 года N 19-п "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ":
1. Утвердить Методические рекомендации по разработке, утверждению и реализации ведомственных целевых программ согласно приложению к настоящему Приказу.
2. Структурным подразделениям Министерства финансов Омской области в установленные законодательством сроки обеспечить:
- согласование проектов ведомственных целевых программ (далее программа) субъектов бюджетного планирования Омской области;
- проведение оценки эффективности реализации программ субъектов бюджетного планирования Омской области, начиная с 2009 года, и подготовку соответствующих заключений.
3. Управлению бюджетной политики и методологии Министерства финансов Омской области по итогам реализации программы на основании представленного субъектом бюджетного планирования Омской области отчета и заключения, подготовленного соответствующим структурным подразделением Министерства финансов Омской области, подготавливать на имя первого заместителя Председателя Правительства Омской области аналитическую записку об эффективности исполнения программы субъекта бюджетного планирования Омской области и представлять ее на подписание Министру финансов Омской области.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Министр финансов Омской области
Р.Ф. Фомина
Методические рекомендации
по разработке, утверждению и реализации ведомственных целевых программ
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по разработке, утверждению и реализации ведомственных целевых программ (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 12 февраля 2007 года N 19-п (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения ведомственная целевая программа (далее - ВЦП) - это утвержденный субъектом бюджетного планирования комплекс мероприятий, направленных на решение конкретных задач и функций субъекта бюджетного планирования.
1.2. ВЦП принципиально отличается от целевой программы Омской области по следующим основным признакам:
1) целевая программа Омской области носит межведомственный характер, то есть решение задач и реализация мероприятий целевой программы Омской области не может быть достигнуто усилиями одного субъекта бюджетного планирования. ВЦП является ведомственным инструментом реализации функций и задач конкретного субъекта бюджетного планирования и может быть реализована только силами этого субъекта бюджетного планирования и подведомственными ему организациями;
2) целевая программа Омской области утверждается законом Омской области и может являться основанием для возникновения нового расходного обязательства Омской области. ВЦП утверждается руководителем субъекта бюджетного планирования в форме приказа и не может являться основанием для возникновения нового расходного обязательства Омской области. Новое расходное обязательство для реализации ВЦП может возникнуть только после принятия соответствующего нормативного правового акта Омской области;
3) мероприятия ВЦП не должны дублировать мероприятия целевых программ Омской области. Расходы целевых программ Омской области не должны включаться в ВЦП.
1.3. Разрабатываемая ВЦП должна быть направлена на решение одной из задач субъекта бюджетного планирования, указанной в первом разделе доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Омской области (далее - Доклад). Одной задаче субъекта бюджетного планирования могут соответствовать несколько ВЦП, но одна и та же ВЦП не может быть направлена на решение нескольких задач субъекта бюджетного планирования, обозначенных в Докладе. Совокупность ВЦП, направленных на решение одной задачи субъекта бюджетного планирования, должна быть достаточной для того, чтобы было достигнуто значение целевого индикатора задачи субъекта бюджетного планирования.
1.4. Связь между целью ВЦП и задачей субъекта бюджетного планирования должна быть прямой, а не опосредованной. В случае, если при реализации ВЦП предполагается достижение результатов, которые будут одновременно способствовать решению нескольких задач, ВЦП следует относить к задаче, на решение которой непосредственно она направлена. Если ВЦП не удается отнести к одной задаче, следует рассмотреть вопрос целесообразности группировки мероприятий в одной ВЦП и, по возможности, разделить предусмотренные в ВЦП мероприятия на две или более ВЦП так, чтобы каждая из них относилась к одной задаче субъекта бюджетного планирования.
1.5. ВЦП, реализуемая субъектом бюджетного планирования в каждом конкретном году, не должна дублировать другие ВЦП субъекта бюджетного планирования по целям, задачам, мероприятиям и направлениям финансирования.
1.6. ВЦП не подлежит разделению на подпрограммы.
1.7. ВЦП реализуется субъектом бюджетного планирования самостоятельно и может включать только мероприятия, реализуемые субъектом бюджетного планирования и подведомственными ему организациями, а также мероприятия, реализуемые путем привлечения физических и юридических лиц в рамках осуществления закупок для государственных нужд за счет средств бюджета субъекта бюджетного планирования в соответствии с действующим законодательством.
1.8. Субъект бюджетного планирования формирует перечень и содержание ВЦП исходя из предельного объема бюджета субъекта бюджетного планирования, доведенного Министерством финансов Омской области в процессе разработки перспективного финансового плана Омской области.
При расчете расходов на реализацию ВЦП следует учитывать, что:
- вся совокупность разрабатываемых ВЦП, в реализации которых участвует субъект бюджетного планирования, должна в первую очередь быть направлена на исполнение всех действующих расходных обязательств;
- субъект бюджетного планирования также вправе предлагать ВЦП, финансируемые за счет бюджета принимаемых обязательств.
1.9. ВЦП, намеченная к финансированию из бюджета действующих обязательств, должна быть согласована с Министерством финансов Омской области и Министерством экономики Омской области (в части расходов на финансирование государственных капитальных вложений). ВЦП, предлагаемая к финансированию (полностью или частично) из бюджета принимаемых обязательств, должна быть согласована с Министерством финансов Омской области и Министерством экономики Омской области (в части расходов на финансирование государственных капитальных вложений), первым заместителем Председателя Правительства Омской области.
1.10. Утвержденная ВЦП должна быть размещена в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте Правительства Омской области.
2. Содержание ВЦП
2.1. В соответствии с Положением, ВЦП состоит из следующих разделов:
1) проблема, решение которой осуществляется путем реализации программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость решения на ведомственном уровне;
2) цель и основные задачи ВЦП;
3) описание ожидаемых результатов реализации ВЦП и целевые индикаторы;
4) перечень и описание программных мероприятий, информация о необходимых ресурсах и сроках реализации каждого мероприятия;
5) срок реализации ВЦП;
6) описание социальных, экономических и иных последствий реализации программы, оценка рисков ее реализации;
7) обоснование потребности в необходимых ресурсах;
8) описание системы управления реализацией ВЦП, включающей распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за ее реализацию;
9) паспорт ВЦП.
2.2. Описание проблемы.
Проблема, на решение которой направлена ВЦП, должна быть четко сформулирована. Краткую формулировку проблемы необходимо дополнить ее более подробным описанием и анализом причин. В данном разделе субъект бюджетного планирования должен описать текущее состояние той сферы, на совершенствование которой направлена реализация ВЦП. В разделе должна быть описана история проблемы, мероприятия, которые уже реализуются (реализованы) в данной сфере, результаты, которые были достигнуты. Данная информация должна впоследствии учитываться при формулировке цели, задач и показателей ВЦП.
Объем данного раздела не должен превышать одной страницы.
2.3. Описание цели и основных задач ВЦП.
Формулировка цели должна отвечать следующим требованиям:
- соответствовать полномочиям субъекта бюджетного планирования Омской области;
- соответствовать программе социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу;
- соответствовать полномочиям Омской области как субъекта Российской Федерации (с учетом вопросов местного значения, осуществление которых планируется стимулировать в рамках межбюджетных отношений);
- быть направленной на решение заявленных в ВЦП проблем;
- не должна содержать указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели;
- должна быть четкой и измеримой. Изложение цели должно быть кратким, ясным, обеспечивающим простоту, понятность и доступность содержания.
Цель ВЦП может совпадать по формулировке с задачей субъекта бюджетного планирования, указанной в первом разделе Доклада, на решение которой направлена данная ВЦП.
Задача ВЦП - одно из направлений или способов деятельности, обеспечивающее во взаимосвязи с другими задачами ВЦП достижение цели ВЦП.
Для цели ВЦП должны быть сформулированы от одной до трех задач. Формулировка задачи должна отвечать на вопрос о том, как обеспечить достижение цели ВЦП. Задачи ВЦП должны быть достаточными для выполнения цели ВЦП (но не избыточными) и соответствовать полномочиям Омской области как субъекта Российской Федерации (с учетом вопросов местного значения, осуществление которых планируется стимулировать в рамках межбюджетных отношений) и компетенции субъекта бюджетного планирования.
Для формирования перечня задач следует использовать одно общее основание (например, по сферам деятельности, по содержанию работ).
Формулировка задач ВЦП должна быть краткой и ясной, соответствовать планируемому результату реализации ВЦП, и не должна содержать:
- специальных терминов, затрудняющих ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере деятельности, связанной с реализацией данной задачи;
- терминов, понятий и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование.
Целью ВЦП и задачами, направленными на достижение такой цели, не может быть обеспечение деятельности самого субъекта бюджетного планирования. Это означает, что в качестве целей и задач ВЦП не могут быть указаны: содержание персонала, автоматизация работы подразделений субъекта бюджетного планирования, материально-техническое обеспечение каких-либо подразделений субъекта бюджетного планирования и т.п.
В качестве цели и задач ВЦП не может быть определена постоянная реализация субъектом бюджетного планирования установленных функций. Цель и задачи должны быть направлены на улучшение текущей ситуации, при формулировке цели и задач могут использоваться слова типа "повышение/снижение, улучшение, усиление/ослабление и т.д.". Задачи ВЦП не могут дублировать содержание цели ВЦП.
2.4. Целевые индикаторы и описание ожидаемых результатов реализации ВЦП.
Для каждой цели и задачи ВЦП должны быть определены целевые индикаторы и их значения на очередной и два плановых года. Рекомендуемое количество целевых индикаторов - не более трех. В случае использования нескольких индикаторов для характеристики достижения цели/задачи необходимо выбрать один индикатор - основной, который содержит наиболее значимую характеристику достижения цели/задачи.
При описании индикаторов цели и задач ВЦП следует указывать:
- единицу измерения;
- фактическое значение на момент составления ВЦП;
- прогнозируемые значения по каждому году реализации ВЦП;
- способ (методика расчета) значений индикатора.
Методика расчета каждого индикатора должна содержать:
- порядок (формулу) расчета индикатора;
- источники данных для расчета индикатора;
- периодичность расчета индикатора (не реже ежегодной).
Целевые индикаторы ВЦП должны иметь однозначное толкование.
Используемые индикаторы должны соответствовать следующим требованиям:
- точность: погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах деятельности;
- объективность: не допускается использование индикаторов, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел, используемые индикаторы должны в наименьшей степени создавать стимулы к искажению результатов их деятельности;
- достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки ВЦП;
- однозначность: определение индикатора должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики, как специалистами, так и потребителями услуг, для чего следует избегать излишне сложных индикаторов;
- своевременность и регулярность: отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования.
При разработке системы индикаторов следует руководствоваться принципом минимизации количества индикаторов при сохранении полноты информации о достижении целей и задач и своевременности ее предоставления.
При выборе индикатора следует:
- устанавливать значения, достижимые за счет предусмотренных в ВЦП объемов финансирования;