Недействующий


Законодательное Собрание Омской области

ЗАКОН ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 24 июля 2006 года N 773-ОЗ


О целевой программе Омской области "Развитие
малого предпринимательства в Омской области на 2006-2008 годы"

(с изменениями на 16 октября 2007 г.)

                                                                                   

____________________________________________________________________                                        

     Документ с изменениями, внесенными:                                  
     Законом Омской области от 21 декабря 2006 года N 832-ОЗ;
     Законом Омской области от 18 мая 2007 года N 909-ОЗ;
     Законом Омской области от 16 октября 2007 года N 959-ОЗ

____________________________________________________________________     

     Принят
 Законодательным Собранием Омской области
 13 июля 2006 года

Статья 1. Утвердить целевую программу Омской области "Развитие малого предпринимательства в Омской области на 2006-2008 годы" (далее - Программа) согласно приложению N 1 к настоящему Закону.

Статья 2. Отчет об исполнении Программы представляется в Законодательное Собрание Омской области и в финансовый орган исполнительной власти Омской области по форме согласно приложению N 2 к настоящему Закону не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.

Губернатор Омской области
 Л.К. Полежаев

г. Омск

24 июля 2006 г.

N 773-ОЗ



     Приложение N 1
к Закону Омской области
"О целевой программе Омской области
"Развитие малого предпринимательства
в Омской области на 2006-2008 годы"

____________________________________________________________________      

     Приложение в редакции, введенной в действие Законом Омской области от 18 мая 2007 года N 909-ОЗ, - см. предыдущую редакцию

____________________________________________________________________

Целевая программа Омской области
"Развитие малого предпринимательства в Омской области на 2006-2008 годы"


1. Сущность решаемых проблем

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого не могут нормально существовать экономика и общество. Малое предпринимательство способствует прежде всего эффективному решению проблемы обеспечения занятости населения путем создания новых рабочих мест.

Малое предпринимательство показало себя как эффективная форма организации производственной и непроизводственной деятельности и на сегодняшний день занимает определенную долю в рыночной структуре, является одним из ее важных элементов. Кроме того, малое предпринимательство содействует развитию конкурентоспособности, в частности, путем использования ценовых преимуществ, путем повышения качества производимой продукции и скорости обновления ассортимента.

По итогам 2005 года на территории Омской области действовало 14435 малых предприятий (43,8 процента от количества действующих предприятий Омской области). На малых предприятиях на постоянной основе работало 90,2 тыс. человек. В отраслевой структуре значительных изменений не произошло: численность занятых на постоянной основе на обрабатывающих производствах сохранилась на уровне 20,9 процента, в строительстве - 20,6 процента, а в отрасли "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" - 25,4 процента от общего числа постоянно работающих на малых предприятиях.

На условиях вторичной занятости на малые предприятия по итогам 2005 года привлечено 8,8 тыс. человек, что составило 8,9 процента от штатного состава.

Количество индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в налоговых органах на территории Омской области, достигло 56 тыс. человек.

Всего по итогам 2005 года в сфере малого предпринимательства занято порядка 15 процентов трудоспособного населения Омской области (с учетом временно занятых).

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг за данный период составил 33491,9 миллиона рублей.

Инвестиции в основной капитал малых предприятий в 2005 году составили 2117,7 миллиона рублей.

Сложившаяся отраслевая структура свидетельствует о развитии малого предпринимательства преимущественно в сфере торговли. Малое предпринимательство в производственной отрасли и в инновационной сфере развивается не в достаточной мере.

В действующей инновационной системе фактически отсутствуют интеграционные и координационные процессы.

Существующий опыт подтверждает, что субъектам малого предпринимательства (далее - СМП) в инновационной сфере свойственна высокая мотивация предпринимательской деятельности, несмотря на персональную ответственность за ее результаты в условиях коммерческого риска.

Динамика развития малого предпринимательства показывает, что после бурного роста 1990-1995 годов, за последние несколько лет рост числа малых предприятий и лиц, занятых на них, рост числа индивидуальных предпринимателей был незначительным.

Основным сдерживающим фактором развития малого предпринимательства в настоящее время является дефицит долгосрочных инвестиционных ресурсов и отсутствие реальных условий и механизмов их привлечения в этот сектор экономики. Причинами этого являются: сложная процедура получения банковских кредитов, высокие процентные ставки за пользование кредитом, неразвитость иных механизмов финансово-кредитной поддержки.

Другими существенными проблемами СМП являются: изношенность основных средств, нехватка производственных площадей, недостаточный уровень квалификации СМП (прежде всего в районах Омской области) в вопросах ведения бизнеса, правовой защиты своих интересов; низкая производительность труда, низкий платежеспособный спрос на продукцию и услуги, ограниченные возможности у СМП по продвижению собственной продукции (работ, услуг) на региональные, межрегиональные и международные рынки.

Для успешного привлечения финансовых средств (как отечественных, так и зарубежных инвесторов) на малые предприятия, работающие в том числе в высокотехнологичных отраслях, необходимо решить комплекс взаимосвязанных вопросов:

- информационная поддержка СМП;

- совершенствование законодательства;

- эффективное взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления и СМП;

- развитие инфраструктуры поддержки СМП;

- развитие системы финансово-кредитной поддержки СМП.

Деятельность СМП во многом зависит от действий органов исполнительной власти, от степени участия данных органов в решении проблем СМП. В связи с этим в странах с развитой экономикой существуют государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса.

Настоящая целевая программа Омской области "Развитие малого предпринимательства в Омской области на 2006-2008 годы" (далее Программа) направлена на решение указанных проблем в сфере деятельности СМП.



2. Цели и задачи Программы

Целью Программы является создание условий для интенсивного роста малого предпринимательства, в том числе инновационного, для повышения экономической и социальной эффективности его деятельности на территории Омской области.

Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в следующем:

1) развитие финансово-кредитных механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на поддержку малого предпринимательства;

2) совершенствование инфраструктуры поддержки СМП, включающей экспертно-консультационную, информационную, нормативно-правовую, инвестиционную и кадровую составляющие;

3) формирование условий для сохранения и развития научно-технического, интеллектуального и кадрового потенциала и создания новых рабочих мест;

4) обеспечение условий для роста валового регионального продукта за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта омских товаров;

5) привлечение инвестиций, в том числе иностранных, способствующих освоению высоких технологий и насыщению рынка наукоемкой продукцией;

6) поддержка выставочно-ярмарочной деятельности, продвижение продукции СМП Омской области на региональные, межрегиональные и международные рынки.



3. Технико-экономическое обоснование Программы

Выполнение мероприятий Программы обеспечит системный подход в развитии малого предпринимательства Омской области.

Разработка и реализация программы обусловлена необходимостью:

1) оказания помощи СМП в решении проблемы недостатка собственных финансовых средств как на стадии становления бизнеса, так и на стадии его дальнейшего развития, обеспечения им упрощенного доступа к финансовым ресурсам;

2) вовлечения в региональный производственный процесс неиспользуемых ресурсов высокотехнологичной сферы и увеличения инновационного потенциала территории за счет развития наукоемких технологий;

3) увеличения доли СМП в объеме валового регионального продукта Омской области, создания новых рабочих мест, повышения технологического уровня и развития наукоемких производств.



4. Сроки реализации Программы

Выполнение Программы планируется осуществлять в течение 2006-2008 годов в рамках общих мероприятий и задач плана социально-экономического развития Омской области в указанный период.



5. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

1) осуществить целевую организационную, финансовую поддержку приоритетных направлений развития малого предпринимательства в Омской области;

2) снизить административные барьеры на пути развития малого предпринимательства;

3) увеличить количество занятых в сфере малого предпринимательства с 15 процентов в 2005 году до 25-27 процентов в 2008 году;

4) обеспечить рост числа организаций малого предпринимательства, осуществляющих научные исследования и разработки, не менее чем в 2 раза по сравнению с 2005 годом;

5) обеспечить повышение социальной привлекательности научно-технической деятельности за счет опережающих темпов роста средней заработной платы в указанной сфере деятельности по сравнению со средним значением заработной платы в сфере малого предпринимательства не менее чем на 25 процентов;

6) увеличить долю оборота организаций малого предпринимательства в общем обороте организаций Омской области с 18,5 процента в 2005 году до 27 процентов в 2008 году, в том числе увеличить долю произведенных инновационных товаров в общем объеме произведенных товаров в 2 раза относительно уровня 2005 года (пункт в редакции, введенной в действие Законом Омской области от 16 октября 2007 года N 959-ОЗ, - см. предыдущую редакцию);


7) увеличить объем инвестиций в основной капитал организаций, являющихся СМП, на 35-40 процентов от существующего уровня 2005 года;

8) стимулировать дополнительный приток финансовых средств в инновационную сферу (на 1 рубль вложенных бюджетных средств привлекается не менее 2 рублей внебюджетных).



6. Объемы и источники финансирования Программы

Объем финансирования мероприятий Программы на 2006-2008 годы за счет средств областного бюджета составит 138927 тыс. рублей, в том числе: в 2006 году - 4544 тыс. рублей, в 2007 году - 58924 тыс. рублей, в 2008 году - 75459 тыс. рублей.

Общий прогнозный уровень дополнительных поступлений на финансирование мероприятий Программы составит 41845 тыс. рублей:

- за счет средств федерального бюджета - 39245 тыс. рублей, в том числе в 2006 году - 32745 тыс. рублей, в 2007 году - 6500 тыс. рублей;

- за счет внебюджетных средств - 2600 тыс. рублей, в том числе в 2007 году - 1300 тыс. рублей, в 2008 году - 1300 тыс. рублей.



7. Заказчик Программы

Правительство Омской области.



8. Исполнители Программы

Министерство экономики Омской области;

Министерство имущественных отношений Омской области;

Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области;

Министерство финансов Омской области.



9. Перечень мероприятий Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»