____________________________________________________________________
Утратил силу с 8 июня 2007 г. на основании
Закона Омской области от 1 июня 2007 года N 911-ОЗ
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием Омской области
22 сентября 2005 года
Статья 1. Утвердить целевую программу Омской области "Здоровье работающего населения Омской области на 2006-2015 годы" (далее - Программа) согласно приложению N 1 к настоящему Закону.
Статья 2. Отчет об исполнении Программы представляется в Законодательное Собрание Омской области по форме согласно приложению N 2 к настоящему Закону не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года.
Губернатор Омской области
Л.К. Полежаев
г. Омск
6 октября 2005 г.
N 675-ОЗ
Приложение N 1
к Закону Омской области
О целевой программе Омской
области "Здоровье работающего
населения Омской области
на 2006-2015 годы"
Состояние условий и охраны труда в организациях Омской области требует улучшения.
Уровень профессиональной заболеваемости в Омской области за последние 3 года вырос в 1,5 раза. Вместе с тем эти данные не отражают истинной ситуации, так как выявляемость профессиональной патологии по-прежнему низкая. Как правило, профессиональные заболевания выявляются на поздних стадиях развития. Из всего количества больных 55 процентов составляют женщины (причем 59 процентов из них - в возрасте до 55 лет). Средний возраст у мужчин с установленными профессиональными заболеваниями 40-55 лет и старше (68 процентов). Увеличивается число больных, имеющих 2-3 профессиональных заболевания, при этом 97 процентов от общего числа профессиональных заболеваний приходится на хронические заболевания (отравления), влекущие ограничения профессиональной пригодности и трудоспособности; отмечается утяжеление течения заболеваний и рост числа неблагоприятных исходов. Вместе с тем обращает на себя внимание увеличение числа хронических заболеваний, выявленных впервые у работающих в неблагоприятных условиях труда, а также недостаточное и неполное выполнение лечебно-оздоровительных мероприятий.
Основными причинами производственного травматизма и профессиональных заболеваний в Омской области являются старение основных производственных фондов организаций, износ которых в некоторых отраслях экономики достигает 70 процентов и более, эксплуатация неисправного, выработавшего свой ресурс оборудования, неудовлетворительная организация производства работ, нарушение технологической, производственной и трудовой дисциплины.
Продолжают оставаться нерешенными вопросы, связанные с условиями труда женщин, особенно беременных. По данным периодических медицинских осмотров до 50 процентов женщин, трудящихся на тяжелых, вредных и опасных работах, страдают различными заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, крови и костно-мышечной системы. Сохраняется высокий уровень профессиональных заболеваний у женщин репродуктивного возраста (до 33 процентов).
Сложившаяся ситуация приводит к значительному экономическому ущербу. В структуре первичной инвалидности в Омской области на долю профессиональных заболеваний приходится лишь 0,58 процента (в среднем по России 0,5 процента). Однако значительный экономический ущерб объясняется тем, что на инвалидность вследствие профессионального заболевания уходят в большинстве своем (свыше 80 процентов) лица трудоспособного возраста. Поскольку проблема профилактики профессиональных заболеваний требует комплексного подхода, решить ее можно путем целенаправленных скоординированных действий в рамках целевой программы Омской области.
Принятие целевой программы Омской области "Здоровье работающего населения Омской области на 2006-2015 годы" (далее - Программа) будет способствовать реализации государственной политики Омской области в сфере охраны здоровья населения Омской области на основе улучшения медицинского обслуживания, обеспечения финансирования медико-социальной сферы, увеличения продолжительности активной жизни и трудоспособности, достижения оптимального качества жизни, эффективности производственной и иной деятельности населения.
Выполнение мероприятий по охране здоровья работающего населения Омской области позволит:
- создать систему мониторинга условий труда, состояния здоровья работающего населения Омской области, управления профессиональными рисками;
- сформировать регистр по профессиональной заболеваемости, травматизму и инвалидности;
- улучшить материально-техническое оснащение профпатологической службы на базе учреждений здравоохранения по оказанию специализированной медицинской помощи работающему населению Омской области;
- внедрить новые медицинские технологии по ранней диагностике и лечению профессиональных заболеваний;
- усовершенствовать систему государственной экспертизы условий труда и аттестации рабочих мест;
- снизить уровень профессиональных рисков для здоровья работающего населения Омской области за счет внедрения современных безопасных технологий производства, улучшения защиты работающего населения Омской области, усиления контроля за состоянием его здоровья и допуском к профессиональной деятельности.
Ежегодно расходы по возмещению вреда пострадавшим в результате производственных травм и профессиональных заболеваний составляют 197 млн. рублей, дополнительные расходы на медицинскую и социальную реабилитацию - 24,6 млн. рублей. При этом фактические расходы на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний составляют 8,3 млн. рублей, что свидетельствует о недостаточной эффективности мер по контролю за выполнением требований по обеспечению безопасных условий труда и сохранению здоровья на рабочем месте.
Целями Программы являются улучшение состояния здоровья работающего населения Омской области, снижение общей и профессиональной заболеваемости, уменьшение трудопотерь по болезни, инвалидности и преждевременной смертности, увеличение средней продолжительности жизни населения Омской области.
Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы Основным результатом реализации Программы станет существенное повышение качества жизни работающего населения Омской области, которое позволит сохранить и приумножить трудовой потенциал Омской области.
В результате осуществления Программы прогнозируется достижение следующих показателей здоровья работающего населения Омской области, занятого на производстве:
- снижение на 20 процентов уровня профессиональных заболеваний и первичного выхода на инвалидность за счет проведения профилактических мер, повышения эффективности медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
- снижение общей заболеваемости и трудопотерь по временной нетрудоспособности на 15 процентов;
- приведение 90 процентов рабочих мест в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями;
- создание системы мониторинга условий труда, состояния здоровья работающего населения Омской области, управления профессиональными рисками;
- формирование регистра по профессиональной заболеваемости, травматизму, инвалидности;
- снижение уровня профессиональных рисков для здоровья работающего населения Омской области за счет внедрения современных безопасных технологий производства, улучшения защиты работающего населения Омской области, усиления контроля за состоянием его здоровья и допуском к профессиональной деятельности.
Выполнение Программы планируется осуществлять в течение 2006-2015 годов. Программа включает 3 этапа реализации.
На первом этапе (2006-2007 годы) планируется реализация следующих задач:
1. Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения по оказанию специализированной медицинской помощи работающему населению Омской области.
2. Создание и оснащение информационно-аналитической системы "Профпатология" на базе учреждений здравоохранения по оказанию специализированной медицинской помощи работающему населению Омской области.
3. Внедрение новейших телекоммуникационных технологий в деятельность учреждений здравоохранения по оказанию специализированной медицинской помощи работающему населению Омской области.
4. Обучение специалистов учреждений здравоохранения по оказанию специализированной медицинской помощи работающему населению Омской области в государственных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования.
На втором этапе (2008-2011 годы) планируется реализация следующих задач:
1. Осуществление мер по разработке и внедрению современных безопасных производственных технологий, улучшению условий и охраны труда, совершенствованию медико-санитарного обеспечения работающего населения Омской области и приведению его в соответствие с потребностью реформируемых производств и международными нормативами и требованиями.
2. Создание системы мониторинга условий труда, состояния здоровья работающего населения Омской области, управления профессиональными рисками.
3. Формирование и ведение регистра по профессиональной заболеваемости, травматизму и инвалидности.
4. Дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения по оказанию специализированной медицинской помощи работающему населению Омской области.
5. Выполнение комплекса лечебно-профилактических мер по сохранению репродуктивного здоровья работающего населения Омской области.
6. Организация мероприятий, направленных на обеспечение работников организаций Омской области эффективными средствами индивидуальной и коллективной защиты на опасных и вредных производствах.
7. Разработка методов ранней диагностики и лечения профессиональных заболеваний.
На третьем этапе (2012-2015 годы) планируется реализация следующих задач:
1. Проведение комплексных медико-социальных мероприятий, направленных на существенное снижение уровней общей и профессиональной заболеваемости, травматизма и инвалидизации на производстве, преждевременной смертности.
2. Внедрение эффективных моделей профилактических программ на производстве.
3. Осуществление образовательных программ в сфере охраны труда.
4. Разработка и внедрение системы контроля качества медицинской помощи, подготовка клинических протоколов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации пострадавших на производстве с учетом современных медицинских технологий, а также проведение экспертизы профессиональной пригодности и установления диагноза профессионального заболевания.
5. Пропаганда здорового образа жизни (рациональный режим труда и активный отдых, рациональное питание, физическая подготовка, разъяснение негативных последствий курения, алкоголя, употребления наркотиков и т.д.).
Заказчик Программы -
Правительство Омской области.
Исполнители Программы:
Министерство здравоохранения Омской области;
Министерство труда и социального развития Омской области;
Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (по согласованию);
территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (по согласованию);
территориальное общественное объединение "Федерация омских профсоюзов" (по согласованию);
организации на конкурсной основе.
Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета.
Объем финансирования на реализацию мероприятий Программы составляет 25158,4 тыс. рублей, в том числе: на 2006 год - 4604,15 тыс. рублей, на 2007 год 6205,95 тыс. рублей, на 2008 год - 1828,05 тыс. рублей, на 2009 год - 1198,95 тыс. рублей, на 2010 год - 8567,55 тыс. рублей, на 2011 год - 549,55 тыс. рублей, на 2012 год - 677,55 тыс. рублей, на 2013 год - 519,55 тыс. рублей, на 2014 год - 487,55 тыс. рублей, на 2015 год - 519,55 тыс. рублей.
Мероприятия | Исполнители | Средства областного бюджета, тыс. руб. | ||||||||||
2006- | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||
1. Проведение областных семинаров, | Министерство труда и | 192,0 | 32,0 | 32,0 | - | 32,0 | - | 32,0 | - | 32,0 | - | 32,0 |
2. Создание системы мониторинга в | Министерство труда и | 200,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 |
Всего | 392,0 | 52,0 | 52,0 | 20,0 | 52,0 | 20,0 | 52,0 | 20,0 | 52,0 | 20,0 | 52,0 |
Мероприятия | Исполнители | Средства областного бюджета, тыс. руб. | ||||||||||
2006- | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||
3. Разработка учебно-методических | Министерство труда и | 130,0 | 13,0 | 13,0 | 13,0 | 13,0 | 13,0 | 13,0 | 13,0 | 13,0 | 13,0 | 13,0 |
4. Организация выставок-продаж | Министерство труда и | 12,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | - | - | - | - | - | - |
Всего | 142,0 | 16,0 | 16,0 | 16,0 | 16,0 | 13,0 | 13,0 | 13,0 | 13,0 | 13,0 | 13,0 |