(с изменениями на 4 июня 2008 г.)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Омской области от 25 июля 2006 г. N 783-ОЗ (газета "Омский вестник", N 55, 28.07.2006);
Законом Омской области от 4 июня 2008 года N 1045-ОЗ
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием Омской области
23 июня 2005 года
____________________________________________________________________
Название и текст Закона в редакции, введенной в действие с 28 июля 2006 г. Законом Омской области от 25 июля 2006 г. N 783-ОЗ, - см. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
Статья 1. Утвердить целевую программу Омской области "Дети Омской области" на 2006-2008 годы (далее - Программа) согласно приложению N 1 к настоящему Закону.
Статья 2. Отчет об исполнении Программы представляется в Законодательное Собрание Омской области и в финансовый орган исполнительной власти Омской области по форме согласно приложению N 2 к настоящему Закону не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года.
Губернатор Омской области
Л.К. Полежаев
г. Омск
6 июля 2005 г.
N 651-ОЗ
Приложение N 1
к Закону Омской области
"О целевой программе Омской области
"Дети Омской области" на 2006-2008 годы"
____________________________________________________________________
Гриф утверждения и текст приложения в редакции, введенной в действие с 28 июля 2006 г. Законом Омской области от 25 июля 2006 г. N 783-ОЗ, - см. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
Целевая программа Омской области "Дети Омской области" на 2006-2008 годы
Целевая программа Омской области "Дети Омской области" на 2006-2008 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 16 июля 2003 года N 125 "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики Омской области по улучшению положения детей до 2010 года".
Важнейшей задачей органов государственной власти Омской области является создание и обеспечение эффективного функционирования системы жизнедеятельности детей, защита их прав, предотвращение негативных социальных явлений в детской и подростковой среде. Вместе с тем в настоящее время существует ряд вопросов, которые требуют неотложного решения на государственном уровне, а именно: улучшение репродуктивного здоровья населения, поддержка одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В последние годы в результате реализации мероприятий областных целевых программ и скоординированной деятельности органов и учреждений здравоохранения по совершенствованию организации медицинской помощи женскому и детскому населению улучшились некоторые показатели системы здравоохранения: снизился показатель младенческой смертности на 12 процентов, отмечена стабилизация материнской смертности, наметилась положительная тенденция в показателях заболеваемости детей первого года жизни. В то же время сохраняются негативные тенденции в динамике показателей заболеваемости детей старших возрастных групп.
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей, обуславливает необходимость разработки мер, направленных на улучшение положения детей-инвалидов.
В настоящее время в Омской области проживает более 10 тысяч детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают врожденные аномалии развития, психические расстройства, болезни нервной системы. Высок удельный вес детской инвалидности вследствие туберкулеза, травм, болезней глаз. Основными причинами, способствующими возникновению инвалидности у детей, являются ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей, недостаточное оснащение диагностическим и медицинским оборудованием лечебно-профилактических и родовспомогательных учреждений. Следует отметить, что указанные факторы являются управляемыми и принятие организационных решений позволит снизить уровень детской инвалидности.
Для этого одной из приоритетных задач должно стать расширение сети реабилитационных учреждений, что позволит увеличить объемы и повысить качество реабилитационных услуг.
Кроме того, для оказания полноценной реабилитации крайне важными являются вопросы оснащения обозначенных учреждений специализированным оборудованием для медицинской, трудовой и психолого-педагогической реабилитации, а также укрепления их материально-технической базы.
В целях создания условий для интеграции детей с ограниченными возможностями в общество, развития их творческих способностей требуется ресурсная поддержка фестивалей, конкурсов, выставок творчества детей-инвалидов, социальных проектов, проводимых органами исполнительной власти Омской области.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из главных социальных задач государственной политики Омской области в сфере образования. Сложность и специфика работы с одаренными детьми требуют привлечения к ее решению различных специалистов: педагогов, психологов, ученых, деятелей культуры и спорта. В ходе реализации мероприятий в данном направлении наметились положительные тенденции и получены социально значимые результаты. Создана и успешно развивается система предметных олимпиад, которые проводятся как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на областном уровне. Заметнее становятся успехи омских детей и на всероссийских олимпиадах. Продолжается работа по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей путем проведения летних и зимних профильных школ, научно-практических конференций, слетов, фестивалей, выставок живописи и прикладного творчества и других мероприятий. Разработан и внедрен порядок назначения денежного поощрения одаренным детям за успехи в области образовательной и творческой деятельности.
Все указанные направления работы - итог многолетней систематической деятельности, которая должна быть продолжена на новом этапе реализации программы. В предстоящий период необходимой представляется работа с одаренными детьми с ограниченными физическими возможностями, их социальная адаптация и интеграция в общество, создание системы широкого освещения проблем и направлений этой работы, в том числе в средствах массовой информации.
Изменения в системе обеспечения жизнедеятельности, воспитания и развития одаренных детей требуют разработки новых методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих с данной категорией детей.
В настоящее время приоритетными задачами органов государственной власти являются совершенствование системы профилактической работы по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами, детской беспризорности и безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На сегодняшний день в Омской области создана инфраструктура учреждений различных ведомств, осуществляющих деятельность по профилактике злоупотребления психоактивными веществами, детской беспризорности и безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, разработаны технологии оказания социально-психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Для эффективного решения задач, стоящих перед учреждениями и организациями, осуществляющими деятельность по профилактике асоциальных явлений среди несовершеннолетних, необходимо создание системы межведомственного взаимодействия. Актуальным остается вопрос повышения квалификации и методического обеспечения деятельности специалистов, работающих в сфере профилактики асоциальных явлений, а также разработка и апробация инновационных программ по профилактике асоциальных явлений среди несовершеннолетних, обобщение и распространение апробированных эффективных форм, методов и технологий работы с детьми по предупреждению асоциальных явлений. Необходимо укрепление материально-технической базы учреждений, осуществляющих деятельность по профилактике злоупотребления психоактивными веществами, детской беспризорности и безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних.
Реализация Программы позволит создать на региональном уровне комплексную систему мер по профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних, беспризорности, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних.
2. Цели и сроки реализации Программы
Цели Программы:
1. Ориентация воспитания на формирование у школьников гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной самореализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
2. Сохранение и развитие общедоступной системы дополнительного образования, ориентированной на создание условий для жизненного самоопределения, нравственного, гражданского и профессионального становления и самореализации подрастающего поколения.
3. Совершенствование содержания дополнительного образования, его организационных форм, методов и технологий в целях адаптации к потребностям детей, подростков, юношества.
4. Улучшение качества жизни и показателей здоровья детей.
5. Создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной и социальной самореализации, профессионального самоопределения.
6. Совершенствование системы профилактической работы по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами, детской беспризорности и безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
7. Формирование и развитие оптимальной системы социального обслуживания семьи и детей, повышение эффективности ее функционирования.
8. Создание условий для личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшения качества их жизни.
9. Обеспечение комплексного решения проблем детей-инвалидов.
10. Привлечение большего количества несовершеннолетних к участию в общественной, культурной и спортивной жизни региона, отвлечение молодых людей от вредных привычек, приобщение к здоровому образу жизни.
Срок реализации Программы: 2006-2008 годы.
3. Технико-экономическое обоснование Программы
Программа предусматривает меры, направленные на формирование у детей гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной самореализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Предусматривается развитие системы дополнительного образования детей, здравоохранения, социального обслуживания семьи и детей, работы с детьми-инвалидами.
Программа предусматривает меры, направленные на создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей, включая кадровое, информационное и организационное обеспечение. Предполагается внедрение новых методов работы с одаренными детьми, обеспечение адресной индивидуальной поддержки одаренных детей через систему областных денежных поощрений, проведение на областном уровне мероприятий, реализация которых позволит детям демонстрировать свои достижения, встречаться с ведущими учеными, представителями технической и художественной интеллигенции.
Планируется информационное обеспечение реализации мероприятий Программы, строительство и реконструкция объектов системы образования и здравоохранения, поэтапное оснащение необходимым оборудованием.
4. Объем и источники финансирования Программы
Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Общий объем финансирования за счет средств областного бюджета составляет 300481,52 тыс. руб., в том числе в 2006 году - 110921,24 тыс. руб., в 2007 году - 99033,29 тыс. руб., в 2008 году - 90526,99 тыс. руб.
N | Орган исполнительной | Всего | В том числе: | ||
реализацию | 2006 год | 2007 год | 2008 год | ||
1 | Министерство образования | 38751,2 | 13346,9 | 13530,4 | 11873,9 |
2 | Министерство труда и социального развития Омской области | 75405,2 | 34046,0 | 24494,2 | 16865,0 |
3 | Министерство культуры Омской | 35463,1 | 10580,5 | 12182,5 | 12700,1 |
4 | Министерство здравоохранения | 117249,02 | 42119,44 | 37242,79 | 37886,79 |
5 | Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области | 20254,6 | 6673,4 | 6671,6 | 6909,6 |
6 | Главное управление по делам | 4435,0 | 1745,0 | 1440,0 | 1250,0 |
7 | Управление внутренних дел | 8923,4 | 2410,0 | 3471,8 | 3041,6 |
5. Заказчик и исполнители Программы
Заказчиком Программы является Правительство Омской области.
Исполнители Программы: Министерство образования Омской области, Министерство труда и социального развития Омской области, Министерство культуры Омской области, Министерство здравоохранения Омской области, Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, Главное управление по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Омской области, Управление внутренних дел Омской области.
6. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
1) улучшить положение детей Омской области, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
2) укрепить стабильность семьи;
3) улучшить здоровье детского населения Омской области по снижению инвалидности на 5-8 процентов и стабилизировать уровень заболеваемости начиная с 2006 года, снизить уровень заболеваемости в пределах 10 процентов с 2008 года;
4) развить систему выявления и поддержки одаренных детей: увеличить число одаренных детей, которым оказывается государственная поддержка, обеспечить ежегодную выплату денежных поощрений одаренным детям за успехи в образовании, культуре и спорте;
5) создать эффективную комплексную систему реабилитации детей с ограниченными возможностями, что обеспечит снижение уровня детской инвалидности, социальной недостаточности детей с ограниченными возможностями;