(с изменениями на 12 января 2009 г.)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Омской области от 28 декабря 2005 г. N 703-ОЗ (газета "Омский вестник", N 77 от 30 декабря 2005 года);
Законом Омской области от 8 февраля 2006 г. N 733-ОЗ (газета "Омский вестник", N 12 от 17 февраля 2006 года);
Законом Омской области от 10 октября 2006 года N 790-ОЗ;
Законом Омской области от 27 декабря 2006 года N 841-ОЗ;
Законом Омской области от 9 марта 2007 года N 863-ОЗ;
Законом Омской области от 26 июня 2007 года N 930-ОЗ;
Законом Омской области от 26 декабря 2007 года N 993-ОЗ;
Законом Омской области от 18 июля 2008 года N 1065-ОЗ;
Законом Омской области от 12 января 2009 года N 1128-ОЗ
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием Омской области
26 мая 2005 года
____________________________________________________________________
Название и текст Закона в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2005 г. Законом Омской области от 28 декабря 2005 г. N 703-ОЗ, - см. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
Статья 1. Утвердить целевую программу Омской области "Формирование объектов недвижимости и управление ими в Омской области" на 2005-2008 годы (далее - Программа) согласно приложению N 1 к настоящему Закону.
Статья 2. Отчет об исполнении Программы представляется в Законодательное Собрание Омской области, финансовый орган исполнительной власти Омской области по форме согласно приложению N 2 к настоящему Закону не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.
Губернатор Омской области
Л.К. Полежаев
г. Омск
6 июня 2005 г.
N 637-ОЗ
____________________________________________________________________
Приложение в редакции, введенной в действие Законом Омской области от 12 января 2009 года N 1128-ОЗ, - см. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
Целевая программа Омской области
"Формирование объектов недвижимости и управление ими
в Омской области" на 2005-2008 годы
Заказчик целевой программы | Правительство Омской области | |
Цели и задачи Программы | - | проведение безвозмездной передачи объектов |
Сроки реализации Программы |
| выполнение Программы планируется |
Исполнители Программы | - | Министерство имущественных отношений |
Сведения о распределении | общие расходы областного бюджета | |
Технико-экономическое |
| мероприятия Программы направлены на: |
Прогноз ожидаемых | - | формирование структуры собственности Омской |
Сущность решаемых проблем
Одной из важнейших целей государственной политики в сфере создания условий устойчивого экономического развития Омской области является эффективное использование объектов собственности Омской области. Однако достижению указанной цели мешает ряд нерешенных проблем, обусловленных отсутствием:
- единого учета земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества;
- единой информационной системы государственного учета объектов недвижимости, находящихся в собственности Омской области и муниципальной собственности;
- достоверных и систематизированных сведений об объектах недвижимости.
На сегодняшний день проблемой остается отсутствие необходимых правоустанавливающих документов на значительное количество объектов недвижимости, находящихся в собственности Омской области и в муниципальной собственности.
Эта проблема приобретает особую значимость в процессе формирования (или изменения структуры) собственности Омской области и муниципальной собственности, связанном с разграничением полномочий между органами государственной власти Омской области и органами местного самоуправления Омской области. Процесс изменения формы собственности обусловлен, во-первых, разграничением полномочий в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и, во-вторых, установлением границ муниципальных образований Омской области и наделением соответствующих муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В настоящее время в Омской области в соответствии с Законом Омской области "О границах и статусе муниципальных образований Омской области" создано 424 муниципальных образования Омской области, и объекты недвижимости рассматриваются как основной ресурс их развития. Объекты недвижимости, переданные в собственность поселений, должны составить основу не только для осуществления функций органов местного самоуправления, но и для формирования доходной базы местных бюджетов. С этой целью необходимо сформировать в муниципальных районах и поселениях полный и точный банк данных объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности.
Недостаточным остается экономический эффект от использования земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения по краткосрочным договорам аренды, поскольку это не способствует восстановлению земель, сохранению экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. До настоящего времени не развита процедура предоставления земельных участков на торгах (конкурсах или аукционах), что сказывается на доходной части областного и местных бюджетов.
Аналогичная ситуация складывается и в сфере управления объектами нежилого фонда. Несвоевременная регистрация права собственности при вводе в действие объектов незавершенного строительства, неполный учет объектов недвижимости, используемых государственными унитарными предприятиями Омской области, государственными учреждениями Омской области, могут привести, в конечном счете, к потере этих объектов. Неправильный учет, снижение ответственности государственных унитарных предприятий Омской области, государственных учреждений Омской области за содержание таких объектов, снижение стоимости активов государственных унитарных предприятий Омской области и неэффективное их использование - вот далеко не полный перечень последствий отсутствия учета объектов недвижимости. До настоящего времени учет, оценка, налогообложение, управление, распоряжение объектами недвижимости осуществляются раздельно. Следовательно, земельные участки и иные объекты недвижимости, находящиеся в собственности Омской области и муниципальной собственности, не могут быть использованы как полноценный актив.
В ситуации, когда собственности отводится ключевая роль в формировании неналоговых доходов областного и местных бюджетов, это может привести к потере значительных финансовых ресурсов, недостаточности средств для реализации социальных и хозяйственных функций.
Разграничение полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, сопровождающееся созданием условий для формирования единых объектов недвижимости, позволит создать базу для использования объектов недвижимости, находящихся в собственности Омской области и муниципальной собственности, как основы обеспечения неналоговых доходов местных бюджетов.
Применение принципа единого учета земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества позволит перейти от разрозненных реестров и баз данных к целостной системе учета, оценки, регистрации прав на недвижимое имущество, а также собрать сведения о фактических размерах земельных участков, их состоянии и собственниках.
В течение десяти последних лет на территории Омской области, как и на всей территории Российской Федерации, формировалось многообразие форм собственности. Однако процесс приобретения прав на объекты недвижимости не был связан со сменой собственника земельного участка.
Земельный рынок в Омской области функционирует в основном за счет передачи в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю. При формировании единого объекта недвижимости могут возникнуть ситуации, когда у собственника объекта недвижимости существует потребность в выкупе земельного участка, находящегося в собственности Омской области или муниципальной собственности. Таким образом, земельные участки становятся объектами рыночных отношений, что способствует созданию в Омской области регулируемого земельного рынка, передаче земельных участков эффективным хозяйствующим субъектам.
Другой важной проблемой является недостаточное вовлечение в экономический оборот объектов недвижимости, находящихся в собственности физических лиц. На многие объекты недвижимости, находящиеся в собственности физических лиц, отсутствует даже первичная техническая документация.
N | Наименование мероприятий | Сроки | Исполнители | Объем финансирования, млн. руб. | ||||
Всего | в том | числе: | ||||||
2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | |||||
I. Формирование объектов собственности Омской области и муниципальной собственности | ||||||||
1. | Оформление землеустроительной и | 2005 год | Министерство имущественных | 2,7 | 2,7 | - | - | - |
2. | Оформление документации на | 2005 год | Министерство имущественных | 11,00 | 11,00 | - | - | - |
3. | Оформление документации на объекты | 2005- | Министерство имущественных | 75,48 | 48,28 | 24,7 | 2,50 | - |
3.1. | Оформление документации на объекты | 2008 год | Министерство имущественных | 10,00 | - | - | - | 10,00 |
4. | Проведение семинаров и оказание | 2005 год | Министерство имущественных | 0,20 | 0,20 | - | - | - |
5. | Проведение работ, связанных с | 2005- | Министерство имущественных | 41,6 | - | 22,0 | 10,0 | 9,6 |
6. | Оформление правоустанавливающих | 2005- | Министерство имущественных | - | - | - | - | - |
7. | Приобретение в собственность Омской области земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в случаях реализации права преимущественной покупки, а также в случаях, когда приобретение земельных участков для Омской области является | 2006 год | Министерство имущественных | 1,00 | - | 1,00 | - | - |
8. | Оформление документации по | 2006 год | Министерство имущественных | 0,56 | - | 0,56 | - | - |
9. | Приобретение в собственность | 2006 | Министерство имущественных | 8,83 | - | 8,83 | - | - |
9.1. | Приобретение в собственность Омской области имущества, необходимого для формирования и совершенствования баз данных по объектам недвижимости | 2008 год | Министерство имущественных | 4,64 | - | - | - | 4,64 |
II. Поддержка населения по обеспечению доступности процедуры оформления прав на объекты недвижимости | ||||||||
10. | Строка исключена |
|
| |||||
11. | Поддержка отдельных категорий | 2006-2008 | Министерство труда и социального | 25,324 | - | 10,61 | 10,47 | 4,244 |
12. | Поддержка отдельных категорий | 2005- | Министерство труда и социального | 9,668 | 0,058 | 4,00 | 4,00 | 1,61 |
III. Управление объектами собственности Омской области | ||||||||
13. | Установление на местности границ | 2005- | Министерство имущественных | 1,67 | 0,50 | 1,17 | - | - |
14. | Составление экспликации земель по | 2005- | Министерство имущественных | 1,43 | 0,80 | 0,63 | - | - |
14.1 | Оказание содействия по созданию | 2007- | Министерство строительства и | 111,122
| - | 63,00 | 5,00 | 43,122 |
14.2 | Оказание содействия в актуализации | 2007- | Министерство имущественных | 14,949 | - | - | 11,27 | 3,679 |
15. | Оформление документации на объекты | 2005- | Министерство имущественных | 1,38 | - | 0,28 | 0,55 | 0,55 |
16. | Техническая инвентаризация объектов | 2005- | Министерство имущественных | 0,545 | - | 0,125 | 0,21 | 0,21 |
17. | Техническая инвентаризация и | 2005- | Министерство имущественных | 3,06 | - | 2,53 | 0,53 | - |
18. | Осуществление страхования объектов | 2005- | Министерство имущественных | 0,30 | - | 0,10 | 0,10 | 0,10 |
19. | Осуществление оценки объектов | 2005- | Министерство имущественных | 6,00 | - | 2,00 | 2,00 | 2,00 |
20. | Проведение торгов по предоставлению | 2007 год | Министерство имущественных | 0,3 | - | - | 0,3 | - |
21. | Исключена | |||||||
22. | Взносы в уставные (складочные) капиталы хозяйственных товариществ и | 2006 год | Министерство имущественных | 1,00 | - | 1,00 | - | - |
23. | Увеличение уставных фондов | 2006 год | Министерство имущественных | 1,49 | - | 1,49 | - | - |
24. | Информационное, программное, | 2005- | Министерство имущественных | 1,345
| 0,22 | 0,50 | 0,50 | 0,125 |
25. | Проведение научно-практической | 2006 - | Министерство имущественных | 0,355 | - | 0,105 | 0,25 | - |