(с изменениями на 20 июля 2007 г.)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 14 марта 2008 г. на основании
Закона Омской области от 12 марта 2008 года N 1018-ОЗ
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Омской области от 20 июля 2007 года N 940-ОЗ
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Название и текст Закона в редакции, введенной в действие Законом Омской области от 20 июля 2007 года N 940-ОЗ, - см. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием Омской области
14 декабря 2004 года
Статья 1. Утвердить целевую программу Омской области "Совершенствование службы трансплантологии на 2005-2010 годы" (далее - Программа) согласно приложению N 1 к настоящему Закону.
Статья 2. Отчет об исполнении Программы представляется по форме согласно приложению N 2 к настоящему Закону в Законодательное Собрание Омской области и финансовый орган исполнительной власти Омской области не позднее 13 февраля года, следующего за отчетным.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 года.
Губернатор Омской области
Л.К. Полежаев
г. Омск
20 декабря 2004 г.
N 584-ОЗ
Приложение N 1
к Закону Омской области
"О целевой программе Омской области
"Совершенствование службы
трансплантологии на 2005-2010 годы"
____________________________________________________________________
Приложение в редакции, введенной в действие Законом Омской области от 20 июля 2007 года N 940-ОЗ, - см. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
Целевая программа Омской области
"Совершенствование службы трансплантологии на 2005-2010 годы"
Сущность решаемых проблем
В Омской области наблюдается более 800 больных хронической почечной недостаточностью в терминальной стадии, которые нуждаются в лечении гемодиализом и проведении операций по трансплантации почки (50-60 операций в год). Число их ежегодно возрастает на 50-70 человек. Кроме того, число больных терминальной хронической почечной недостаточностью вследствие сахарного диабета более 6700 человек. Только трансплантологические методы лечения (пересадка поджелудочной железы, почки, пересадка отдельных клеток поджелудочной железы) могут остановить развитие осложнений у больных сахарным диабетом, число которых на территории Омской области составляет более 35 тысяч человек.
Количество гемодиализных мест в лечебных учреждениях Омской области не превышает 48, хотя фактическая потребность в них, соответствующая стандартам Всемирной организации здравоохранения, составляет более трехсот. Более 81 процента больных, находящихся на лечении гемодиализом, инфицированы вирусами гепатитов. Предупредить преждевременный смертельный исход и улучшить качество жизни больных с утраченной функцией почек может трансплантация почки.
Отмечается рост инфекционных и онкологических заболеваний печени, терминальная стадия которых излечима только в результате пересадки органа.
Больные, перенесшие трансплантацию органов, нуждаются в постоянном приеме лекарственных препаратов, направленных против реакции отторжения. С увеличением числа трансплантаций сумма затрат на эти медикаменты возрастает.
Ежегодное финансирование целевой программы Омской области "Совершенствование службы трансплантологии на 2005-2010 годы" (далее - Программа) позволит не только качественно выполнять трансплантацию почки, но и освоить другие виды органной трансплантации (поджелудочная железа и печень).
Необходимость внедрения в практику здравоохранения Омской области методов трансплантации не только органов, но и тканей поджелудочной железы, печени, нервной системы, кроветворных клеток требует создания на базе центра трансплантации органов муниципального учреждения здравоохранения "Омская городская клиническая больница имени А.Н. Кабанова" (далее - центр трансплантации) лаборатории по трансплантации тканей.
Возрастающее число детей, имеющих заболевания почек, обусловливает необходимость внедрения в практику на базе центра трансплантации еще одного современного вида заместительной почечной терапии - перитонеального диализа. Это позволит подготовить и внедрить в Омской области пересадку почки у детей.
Технико-экономическое обоснование Программы
Внедрение трансплантации органов и тканей в систему здравоохранения Омской области, совершенствование создаваемой службы трансплантации позволит:
- создать новую службу органного и тканевого донорства;
- создать службу донорского и трансплантационного мониторинга;
- сформировать нефрологический, эндокринологический регистры и регистр больных с пересаженными органами;
- улучшить материально-техническое оснащение службы трансплантации;
- произвести обучение сотрудников центра трансплантации по специальностям, связанным с трансплантологией;
- внедрить новые виды органной трансплантации;
- обеспечить больных с пересаженными органами дорогостоящими лекарственными препаратами, направленными против реакции отторжения;
- совершенствовать методы заместительной почечной терапии (гемодиализ и перитонеальный гемодиализ);
- внедрить современные технологии в работу службы трансплантации органов.
Ежегодно на оказание гемодиализной помощи в Омской области затрачивается более 30 миллионов рублей. При этом более 70 процентов нуждающихся больных не получают необходимого лечения. Вместе с тем ежегодная стоимость лечения больного с пересаженной почкой в 3,5 раза ниже стоимости лечения больного методом гемодиализа.
Цели и задачи Программы
Целями Программы являются снижение смертности, инвалидности жителей Омской области, имеющих заболевания почек, поджелудочной железы и печени, повышение доступности оказания гражданам медицинской помощи.
Задачами Программы являются улучшение материально-технической базы центра трансплантации и внедрение в его деятельность новейших медицинских технологий для оказания помощи больным взрослого и детского возраста с недостаточностью функций жизненно важных органов.
Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы
Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации Программы заключается во внедрении трансплантации органов и тканей в систему здравоохранения Омской области, обеспечении улучшения качественных и количественных показателей оказания помощи больным с терминальной стадией недостаточности функций жизненно важных органов. При стабильном финансировании программы трансплантации возможно выполнять до 50-60 операций по пересадке почки в год. Это позволит ежегодно дополнительно принимать на лечение гемодиализом до 60 больных и снизить уровень инвалидизации и смертности от хронической почечной недостаточности на 25 процентов. Формирование трансплантологической службы в соответствии с современными требованиями позволит быстро освоить новые виды органной трансплантации поджелудочной железы и печени в объеме 20 операций в год. В результате снизится инвалидизация и смертность от заболеваний этих органов на 10-15 процентов.
Реализация Программы позволит значительно повысить выявляемость больных с заболеваниями почек, поджелудочной железы и печени, в том числе в детском возрасте. Внедрение трансплантационных методов в лечение больных детского и подросткового возраста значительно снизит инвалидизацию и смертность от недостаточности функций органов и позволит оказывать им помощь на территории Омской области.
Сроки реализации Программы в целом и по этапам
Реализация Программы рассчитана на 2005-2010 годы и включает 2 этапа.
Первый этап (2005-2006 годы)
1. Формирование регионального нефрологического регистра.
2. Техническое оснащения центра трансплантации.
3. Внедрение новых методов трансплантационного мониторинга.
4. Совершенствование трансплантации почки и увеличение объема числа трансплантаций до 50-ти в год.
5. Внедрение в работу метода перитонеального диализа.
6. Совершенствование взаимодействия нефрологических служб муниципальных и государственных учреждений здравоохранения Омской области.
7. Обеспечение взаимодействия центра трансплантации и муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 13".
8. Внедрение в практическое здравоохранение различных видов клеточной и тканевой трансплантации при сахарном диабете, заболеваниях печени и патологии нервной системы.
9. Увеличение количества родственных трансплантаций почки.
10. Освоение новых и совершенствование уже освоенных методов трансплантационного мониторинга.
11. Выполнение трансплантации почки и поджелудочной железы при сахарном диабете.
12. Увеличение количества операций по трансплантации почки в Омской области.
13. Создание координированной программы взаимодействия центра трансплантации и эндокринологической службы города и области.
14. Создание гепатологической терапевтической службы центра трансплантации.
15. Обучение сотрудников центра трансплантации в учреждениях последипломного образования и учреждениях здравоохранения России и за рубежом.
Второй этап (2007-2010 годы)
1. Продолжение технического оснащения центра трансплантации.
2. Совершенствование методик трансплантации поджелудочной железы.
3. Систематическое проведение операций по трансплантации поджелудочной железы и почки при сахарном диабете.
4. Увеличение количества операций по трансплантации почки, улучшение исходов лечения.
5. Совершенствование гепатологической терапевтической службы центра трансплантации.
6. Совершенствование и развитие хирургической гепатологии в центре трансплантации.
7. Трансплантация почки больным детского возраста.
8. Техническая и методическая подготовка к трансплантации печени.
9. Организация работы лаборатории тканевой трансплантации.
10. Родственная трансплантация поджелудочной железы.
11. Завершение технической и методической подготовки к родственной трансплантации печени.
12. Проведение операций по трансплантации печени.
Заказчик Программы
Министерство здравоохранения Омской области
Сведения о распределении объемов и источников финансирования Программы по годам
Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета.
Объем финансирования на реализацию мероприятий Программы составляет 171,7 млн. рублей.
В 2005 году предполагается проведение мероприятий, не требующих целевого финансирования.
Сведения о распределении объемов финансирования по годам: 2006 год 37,9 млн. руб., 2007 год - 31,6 млн. руб., 2008 год - 33,7 млн. руб., 2009 год - 31,7 млн. руб., 2010 год - 36,8 млн. руб.
Перечень мероприятий Программы
N | Наименование | Сроки | Исполнители | Объемы финансирования | |||||
2006 - | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Обучение работников | 2006 - 2010 | Министерство | 3,6 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,6 | 0,6 |
2 | Совершенствование | 2006 - 2010 | Министерство | 39,2 | 15,2 | 7,5 | 7,4 | 4,3 | 4,8 |
3 | Приобретение | 2006 - 2010 | Министерство | 95,0 | 16,4 | 17,4 | 18,4 | 20,4 | 22,4 |
4 | Внедрение новых | 2006 - 2010 | Министерство | 33,9 | 5,5 | 5,9 | 7,1 | 6,4 | 9,0 |
Всего | 171,7 | 37,9 | 31,6 | 33,7 | 31,7 | 36,8 |