Законодательное Собрание Омской области
ЗАКОН ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
от 6 января 2000 года N 226-ОЗ
О государственном регулировании в сфере научной
деятельности и научно-технической политики в Омской области
(с изменениями на 22 декабря 2004 г.)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2005 г. на основании
Закона Омской области от 22 декабря 2004 г. N 604-ОЗ
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Омской области от 29 января 2001 г. N 271-ОЗ (газета "Омский вестник", N 9 от 15 февраля 2001 года);
Законом Омской области от 15 января 2002 г. N 343-ОЗ (газета "Омский вестник", N 5 от 30 января 2002 года);
Законом Омской области от 27 июля 2004 г. N 541-ОЗ (газета "Омский вестник", N 43 от 6 августа 2004 года);
Законом Омской области от 22 декабря 2004 г. N 600-ОЗ
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием Омской области
28 декабря 1999 года
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, возникающие между органами государственной власти Омской области, субъектами научной деятельности и потребителями научной продукции в процессе ее производства и потребления.
Статья 2. Законодательство в области правового регулирования
научной деятельности и научно-технической политики
В Омской области правовое регулирование научной деятельности и региональной научно-технической политики осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права и договоров Российской Федерации, законов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, других нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, а также на основании настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Омской области.
Статья 3. Цели и принципы региональной научно-технической политики
1. Основными целями региональной научно-технической политики в Омской области являются:
развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;
увеличение вклада науки в развитие экономики и использование науки для разработки и реализации эффективной социально-экономической политики Омской области;
создание условий для достижения максимальной эффективности научной работы и внедрения ее результатов в производство конкурентоспособной продукции;
обеспечение защиты интеллектуальной собственности и условий для введения ее в хозяйственный оборот;
использование научных достижений для укрепления безопасности личности, общества и Омской области;
развитие и упрочение связи науки и образования;
использование научно-технических достижений для эффективного мониторинга и улучшения экологической обстановки в области, обеспечения естественного развития экосистем, сохранения и восстановления уникальных природных комплексов;
создание условий для всестороннего изучения и рационального использования природных ресурсов Омской области.
2. Региональная научно-техническая политика в Омской области основывается на следующих принципах:
признание науки социально значимой отраслью, определяющей развитие производительных сил Омской области;
сочетание государственного регулирования, творческой инициативы и предприимчивости в сфере научной и инновационной деятельности;
объединение системного и программного подходов в решении основных задач управления научной деятельностью;
осуществление управления научной деятельностью со стороны органов государственной власти Омской области законодательными, экономическими и другими методами без вмешательства в научную работу;
выделение гарантированной доли областного бюджета на научную деятельность в интересах Омской области;
стимулирование научной и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;
концентрация интеллектуальных, финансовых и других ресурсов на приоритетных для Омской области направлениях;
сохранение и поддержка ведущих научных школ области;
сохранение научно-технического потенциала при конверсии и диверсификации продукции предприятий оборонной промышленности;
конкурсность и гласность при выборе приоритетных направлений регионального развития науки и техники, экспертизе проектов и программ и распределении выделяемых средств;
приоритет новизны, конкурентоспособности, ресурсосбережения и минимизации затрат на разработку и внедрение научной и научно-технической продукции и инжиниринговых услуг;
поддержка научной деятельности молодежи;
интеграция научной и образовательной деятельности.
регулирование научной деятельности в Омской области
Статья 4. Задачи органов государственной власти Омской области
в сфере управления научной деятельностью
1. Органы государственной власти Омской области, учитывая основные цели и руководствуясь основными принципами в управлении научной деятельностью:
обеспечивают эффективное функционирование органов управления в сфере научной деятельности и научно-технической политики в Омской области;
участвуют в формировании межрегиональных органов управления в сфере научной деятельности и научно-технической политики;
определяют приоритетные направления развития науки и техники в Омской области с учетом приоритетных направлений развития российской науки;
организуют разработку и реализацию областных разделов в федеральных и межрегиональных научных и научно-технических программах;
способствуют созданию и развитию новых форм интеграции науки, образования и инновационной сферы;
содействуют притоку молодежи в науку и закреплению ее в сфере научной деятельности;
стимулируют создание и реализацию достижений науки и техники;
развивают правовую базу в сфере государственного регулирования научной, инновационной деятельности. (абзац в редакции, введенной в действие с 30 января 2002 г. Законом Омской области от 15 января 2002 г. N 343-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
2. Совместно с органами государственной власти Российской Федерации органы государственной власти Омской области участвуют:
в выработке и реализации государственной научно-технической политики и в формировании экономического механизма ее осуществления;
в формировании составов федеральных научных и координационных советов по проблемам науки и техники, научно-технических комиссий, экспертных и рабочих групп;
в организации научно-технического прогнозирования;
в размещении объектов научно-технического потенциала и создании инфраструктуры научной и инновационной деятельности;
в формировании рынка научно-технической продукции;
в обеспечении социальной защиты научных работников;
в формировании материально-технической базы научных организаций федерального значения, находящихся на территории Омской области;
в формировании фондов научного и технологического развития;
в установлении и развитии международных научных связей.
Статья 5. Государственное регулирование в сфере научной деятельности
и научно-технической политики
Государственное регулирование научной деятельности, проведение научно-технической политики в Омской области осуществляется путем:
1) предоставления бюджетных средств в формах, определенных бюджетным законодательством;
2) предоставления налоговых льгот в соответствии с федеральными и областными законами; (пункт в редакции, введенной в действие с 30 января 2002 г. Законом Омской области от 15 января 2002 г. N 343-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
3) предоставления дополнительных материальных, информационных и иных ресурсов;
4) контроля за соблюдением государственных норм и стандартов;
5) контроля за расходованием средств, выделенных из областного бюджета или созданного на территории области внебюджетного фонда на научно-техническую деятельность, определения форм и способов использования ее результатов;
6) антимонопольных мер;
7) содействия инновационной деятельности.
(статья в редакции, введенной в действие с 15 февраля 2001 г. Законом Омской области от 29 января 2001 г. N 271-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
Статья 6. Финансирование научной деятельности
Выделение средств из областного бюджета на финансирование научной деятельности производится в размере не менее двух процентов расходной части областного бюджета на основе сочетания финансовой поддержки научных организаций и отдельных научных работников, осуществляемой, как правило, в форме грантов, распределяемых на конкурсной основе, и целевого финансирования научных программ и проектов. (в абзаце 1 слово "проводится" заменено словом "производится" - Законом Омской области от 29 января 2001 г. N 271-ОЗ) (Законом Омской области от 22 декабря 2004 г. N 600-ОЗ действие части первой статьи 6 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2005 г.)
Сумма финансирования научной деятельности ежегодно утверждается Законодательным собранием Омской области одновременно с принятием областного бюджета на очередной год.
Финансирование научной деятельности в Омской области базируется на основе множественности источников финансирования и осуществляется за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов, физических и юридических лиц, в том числе иностранных, и других источников в соответствии с действующим законодательством.
Финансирование научных программ и проектов осуществляется через систему открытого конкурсного отбора проектов среди научных организаций, имеющих государственную аккредитацию.
Научные организации вправе привлекать в порядке, установленном действующим законодательством, дополнительные финансовые, в том числе валютные ресурсы, на выполнение предусмотренной их уставом деятельности, что не влечет за собой снижение нормативов и размеров их финансирования из бюджета или от учредителей.
Научные организации негосударственных форм собственности могут претендовать на целевое финансирование из областного бюджета с момента своей государственной аккредитации.
Статья 7. Омский государственный фонд поддержки научно-технической деятельности
Органы государственной власти Омской области создают и обеспечивают эффективное функционирование Омского государственного фонда поддержки научно-технической деятельности.
Омский государственный фонд поддержки научно-технической деятельности создается в соответствии с Законом Российской Федерации "О науке и государственной научно-технической политике" и настоящим Законом и является некоммерческой самоуправляемой организацией, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и своим уставом. (абзац в редакции, введенной в действие с 30 января 2002 г. Законом Омской области от 15 января 2002 г. N 343-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
Омский государственный фонд поддержки научно-технической деятельности финансируется за счет средств областного бюджета и иных источников, не запрещенных действующим законодательством, и ведет раздельный учет средств, выделяемых на реализацию видов деятельности, предусмотренных уставом, и на иные цели.
Омский государственный фонд поддержки научно-технической деятельности организует независимую экспертизу представленных ему научных и научно-технических программ и проектов, и на конкурсной основе обеспечивает их финансирование.
Статья 8. Внебюджетный фонд финансирования научных исследований
и экспериментальных разработок
Органами государственной власти Омской области в установленном порядке может быть создан внебюджетный фонд для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок за счет отчислений юридических лиц и иных поступлений.
Статья 9. Научный координационный совет Омской области
Для формирования и осуществления государственной научно-технической политики в Омской области, проведения экспертизы научных проектов и программ, финансируемых за счет областного бюджета и привлеченных средств, органы государственной власти Омской области создают Научный координационный совет Омской области и обеспечивают условия его эффективной работы.