Недействующий

О характере обращений граждан, поступивших в адрес Администрации области, органов государственного и местного самоуправления в 1998 году (с изменениями на 25 декабря 2002 г.) (утратило силу - Указ Губернатора Омской области от 8 сентября 2008 года N 102)

 и органов местного самоуправления в 1998 году  

За 1998 год в адрес областной, городских и районных (39), поселковых (14), сельских (361) администраций поступило 116,1 тысяча (1997г. - 112,0 тысяч) устных и письменных обращений, в которых поставлено 136,0 тысяч вопросов, из них 75,6 процента нашли положительные решения. В структурных подразделениях Администрации области рассмотрено 52,2 тысячи обращений, в том числе 9,0 тысяч повторных, 2,9 тысячи, поступивших через вышестоящие органы, каждое второе разрешено положительно. На личных приемах принято 39,4 тысячи человек, что в три раза больше, чем в прошлом году. Наибольшее количество заявлений, жалоб и предложений рассмотрено в миграционной службе (20,4 тысячи), управлении социальной защиты населения (8,6 тысячи), комиссии по восстановлению прав жертв политических репрессий (3,9 тысячи), управлении юстиции (3,5 тысячи).

В адрес Администрации области направлено 3,9 тысячи предложений, заявлений и жалоб, что на 1,0 тысячу больше, чем в 1997 году, в них поднято 4,3 тысячи вопросов, 11,4 процента разрешено положительно, 510 или каждое седьмое обращение направлено из вышестоящих органов, в том числе 397 - из Администрации Президента Российской Федерации.

В отдел по работе с обращениями граждан обратилось 2,6 тысячи человек (1997г. - 1,7 тыс.), из них 342 приняты на личном приеме Главой Администрации (Губернатором) области и его заместителями.

Рассмотрено 868 (1997 г. - 667) обоснованных заявлений, 50 (1997 г. - 19) предложений, 4 (1997 г. - 6) жалобы. Поставлено на дополнительный контроль 131 обращение, снято 121, удовлетворено 36. Из 2257 контрольных обращений каждое пятое (462) разрешено положительно.

Около половины почты, адресованной в Администрацию области, составили заявления, жалобы жителей города Омска (1890). Более чем в полтора раза больше поступило обращений из Любинского, Марьяновского, Нововаршавского, Оконешниковского, Саргатского, Тевризского, Шербакульского, в два раза - из Исилькульского, Называевского районов области.

Основными темами писем и личного приема по-прежнему явились вопросы жизнеобеспечения и социальной защищенности граждан. Именно они являются доминирующими (1240). Их количество увеличилось в 1,4 раза и занимают первое место (28,5 процента) в почте Администрации области, а в целом по области обратилось 24,0 тысячи человек или 17,9 процента. Авторами этих обращений стали пенсионеры, ветераны войны и труда, инвалиды, многодетные и одинокие матери, безработные. Практически каждое письмо о бедности, о низких размерах пенсии и несвоевременной ее выплаты, об отсутствии финансирования на реализацию предусмотренных законодательством льгот, о невозможности проживания при существующем уровне цен на продукты питания и товары первой необходимости.

Много жалоб поступило на невыполнение финансовыми компаниями своих договорных обязательств, требуют выплаты вкладов в банках пенсионерам всех возрастов. Выделяются обращения, вызванные длительной задержкой выплат зарплаты, пособий, стипендий, денежного довольствия, компенсаций и других выплат. Увеличился поток писем, связанных с оплатой труда работников бюджетной сферы, особенно от учителей, врачей. В почте сообщалось об акциях протеста представителей промышленности, народного образования, медицинских работников, многодетных и одиноких матерей. Наибольшее количество обращений по данным вопросам поступило из Таврического, Черлакского, Омского, Большереченского, Муромцевского, Нижнеомского, Тевризского районов, городов Исилькуля, Тюкалинска, каждое второе от учителей г. Омска.

Администрацией области принимались конкретные меры по защите интересов пенсионеров и малоимущих слоев населения. В этих целях Главой Администрации (Губернатором) области приняты и осуществляются ряд постановлений, целевых программ, что, безусловно, способствует смягчению негативных последствий осуществляемых реформ, в том числе августовского кризиса.

В области в полном объеме действует Закон "О ветеранах", приостановлена реализация разорительной коммунальной реформы, сохранены льготы на проезд в транспорте, оплату за жилье, установлены минимальные тарифы на газ, электроэнергию, телефон, социальные услуги. Сохранено регулирование торговых надбавок к ценам на продукты детского питания, лекарства, изделия медицинского назначения.

Особое внимание уделено социальной защите детей-сирот, оказанию адресной помощи населению, основы этой политики определены законами Омской области. Разработан и осуществляется пакет антикризисных мер. Главой Администрации приняты постановления "О введении регулирования цен на основные виды товаров и услуг", "О погашении задолженности по пособиям на детей за 1998 год", согласно которому, по заключенным договорам с предприятиями и организациями, получателям пособий оказывались различные услуги, выдавались товары и продукты питания, что позволило несколько компенсировать задолженность денежными ресурсами в связи с недофинансированием федеральным бюджетом выплат по пособиям на детей.

Согласно постановлений Главы Администрации (Губернатора) области осуществляется доплата в размере минимальной заработной платы работникам учреждений социального обслуживания населения, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, имеющих почетные звания СССР, РСФСР, Российской Федерации. Несмотря на дефицит денежных средств приобретено и выдано 18 автомобилей инвалидам Великой Отечественной войны, 457 велоизделий, 408 ветеранов, пенсионеров, инвалидов поправили свое здоровье по санаторно-курортным путевкам, в домах отдыха.

Одной из самых актуальных тем по-прежнему остается жилищная. Число таких обращений увеличилось, и в почте Администрации области составляют 15,7 процента (648) или каждое восьмое. Каждое второе обращение поступило от граждан, имеющих право на первоочередное получение жилья - инвалидов, многодетных семей, вынужденных переселенцев, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, Афганской войны, военнослужащих. В целом по области рассмотрено 18,9 тысяч обращений (14,1 процента) или каждое седьмое. Наибольшее их количество поступило от жителей городов Омска (370 - 54,0 процента), Тары (18), Муромцевского и Омского (по 24), Большереченского (20), Черлакского и Любинского (по 16), Таврического (15) районов. Авторы пишут, что не имеют финансовых возможностей для приобретения жилья и его строительства, а льготные ссуды, кредиты закрыты.

Несмотря на сложность решения этих вопросов, в области продолжается работа по реализации целевых программ "Жилище", "Свой дом", "Государственные жилищные сертификаты для военнослужащих". За 1998 год в эксплуатацию введено 233,2 тысячи квадратных метров общей площади жилых домов, из них 71,4 тысячи квадратных метров (621 дом) индивидуальной застройки; 159 военнослужащих приобрели квартиры по жилищным сертификатам; сдан 75-ти квартирный жилой дом для военнослужащих, уволенных в запас; обеспечены жильем 12 семей участников ликвидации аварии на ЧАЭС; 151 семья вынужденных переселенцев получили квартиры.

Возросло в 1,3 раза количество обращений граждан по вопросам коммунального хозяйства, поступивших в адрес Администрации области (с 218 до 286), по 60 из них приняты положительные решения. Каждое восьмое такое обращение рассмотрено в целом по области (15,6 тысяч). Увеличились коллективные жалобы граждан, особенно от проживающих в ведомственном жилом фонде предприятий, акционерных обществ: ПО "Полет", Омской птицефабрики, АОЗТ "Тепличное", АО "Ермиловское" (Калачинский район), АО "Новоалексеевское", АО "Победитель", с. Сыропятское, с. Юрьево, с. Алексеевка (Кормиловский район), АО "Элита" (Москаленский район), с. Итенис (Саргатский район), с. Новосельск, с. Новоуральское (Таврический район). Жители жалуются на низкий температурный режим в квартирах, отключение от центрального отопления, в связи с финансовыми сложностями предприятий, неудовлетворительное водоснабжение, отсутствие внимания со стороны руководителей на их нужды и проблемы. Наибольшее их количество поступило в Администрацию области из Таврического, Кормиловского, Большереченского, Муромцевского, Омского, Любинского районов, более 30 процентов от жителей г. Омска. В районах области наибольшее количество данных вопросов рассмотрено в Большереченском (18,3 процента), Знаменском (20,9 процента), Исилькульском (27,5 процента), Кормиловском (27,6 процента), Полтавском (20,2 процента), каждое шестое (2,3 тысячи) в целом по городу Омску.

Решение вопросов жизнеобеспечения населения области является одним из приоритетных направлений деятельности Администрации области. Последовательно осуществлялась реализация областной программы по подготовке жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимних условиях. Основное внимание уделялось созданию необходимых запасов топлива, подготовке котельных, тепловых, водопроводных и электрических сетей. Последовательно реализуется областная программа газификации, принятая на 1997-2000 годы. В 1998 году освоено свыше 100 млн. рублей из областного бюджета. Газифицировано десять районов области и около 9 тысяч квартир, построено более 400 км газопроводов, переведено на газ 7 муниципальных котельных. Реализация программы газификации позволяет существенно снизить затраты на энергоносители, улучшить условия жизни сельского населения.

В корреспонденции Администрации области возросло количество обращений по вопросам здравоохранения в 1,6 раза (288-6,6 процента). Они поступили от жителей практически из всех сельских районов и около семидесяти процентов - из г. Омска. Более чем на 400 обращений больше прошлого года рассмотрено в целом по области, в том числе в Любинском - 179, Марьяновском - 148, Нижнеомском - 126, Азовском - 111, Крутинском - 89, Усть-Ишимском - 81, Русско-Полянском - 73. Ухудшилось, по мнению авторов, обеспечение лекарствами, не всем они по карману. Больше всего жалоб поступило на отсутствие возможностей в приобретении лекарств по льготным рецептам. В письмах нередко высказываются просьбы об оказании помощи по выделению средств на оплату операций, проведение диагностики, приобретение медикаментов и медицинских средств для лечения, в том числе в условиях стационара. Для гарантированного обеспечения прав жителей Омской области на охрану здоровья и медицинскую помощь принято постановление Главы Администрации (Губернатора) области "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения", направленное на совершенствование нормативно-правовой базы здравоохранения, формирование наиболее экономичных и реально доступных населению Форм больничной и внебольничной помощи.

Не ослабевает проблема телефонизации квартир и количество обращений в почте Администрации области возросло со 119 до 145 (3,4 процента), лишь в 15 случаях приняты положительные решения. Из 21 сельского района поступили такие обращения, 103 (71,0 процент) - от жителей г. Омска. Авторы с горечью пишут, что в течение 10 - 15 лет стоят на очереди. Несмотря на нехватку ассигнований, Администрацией области совместно с АО "Электросвязь" приняты меры по вводу более 21 тысячи номеров, в том числе введены новые АТС - 26, 55. Количество телефонов, установленных у населения, возросло на 9,2 тысячи.

Возросло количество обращений граждан по вопросам, входящих в компетенцию правоохранительных органов со 196 до 283 и составили 6,5 процента корреспонденции, поступившей в Администрацию области. В каждом втором обращении (141) адресуются претензии судам всех уровней в связи с нарастающей практикой неисполнения решений по искам, длительными сроками рассмотрения дел, несогласием с вынесенными решениями. По мнению авторов, для повышения авторитета судебных решений, более активную позицию должны занимать судебные приставы - исполнители. Такие заявления поступили из всех сельских районов и более половины (145) - от жителей г. Омска. Люди с тревогой пишут о криминогенной обстановке, о недостатках в работе милиции. В четыре раза стало больше таких обращений в почте Администрации области, а в целом по области каждое третье рассмотрено по этой проблеме (из 7,3 тысячи - 2,4 тысячи).

В содержании корреспонденции Администрации области на прежнем уровне остались обращения граждан по вопросам промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и бытового обслуживания. Возросло в 1,3 раза количество обращений по вопросам воспитания подрастающего поколения, в 1,5 раза - культурно-просветительной работы, физической культуры и спорта.

С учетом вышеперечисленных проблем, в целях выявления и предупреждения причин, порождающих жалобы граждан, в порядке изучения общественного мнения, снижения социальной напряженности, в области используются различные формы информированности населения. Это выступления в средствах массовой информации, цикловые передачи в прямом эфире телевидения: "В гостях у Губернатора", "Губерния", "Губернаторский час", "Губернские вести", радио "Слушаю Вас", постоянная рубрика в местной газете "Губернатор", встречи с коллективами предприятий, с различными социальными группами населения, проведение выездных заседаний коллегии в районах области. В отчетном периоде в ходе реализации передачи "Губернаторский час" и "Слушаю Вас" Главой Администрации (Губернатором) области получено 641 обращение. Названные передачи стали популярными у омичей, так как имеется возможность получить ответы на самые животрепещущие вопросы и, благодаря откровенному диалогу Губернатора с телерадиослушателями, узнать подробно о деятельности исполнительной власти. Все это способствует более тесной обратной связи с населением, повышению авторитета органов власти, помогает заблаговременно снимать многие вопросы, волнующие омичей.

В Администрации области, ее структурных подразделениях сложилась определенная практика работы с обращениями граждан, направленная на оказание практической помощи заявителям, своевременное и правильное разрешение их вопросов. В минувшем году более чем на 900 человек больше принято в отделе по работе с обращениями граждан, где они получили квалифицированные консультации, разъяснения, а, нередко, и разрешение проблемы. Здесь же ведется запись и прием граждан по личным вопросам Главой Администрации (Губернатором) области, его заместителями в дни и часы, удобные для населения, согласно утвержденному графику.

С целью оперативного контроля и своевременного прохождения обращений, отделом дважды в неделю направляются справки о сроках их разрешения руководителям Администрации области для принятия мер. Ежемесячно проводится тематический обзор поступивших обращений. Состояние дел по разрешению предложений, заявлений и жалоб рассматривается на аппаратных совещаниях, на заседании коллегии и семинарах.

Вместе с тем, следует отметить, что в работе с обращениями граждан еще проявляются факты равнодушия, волокиты, формального отношения со стороны должностных лиц, в чьей компетенции находится разрешение вопросов, что порождает повторные обращения и в вышестоящие органы.

Не везде состояние работы с обращениями анализируется, вскрываются недостатки, порождающие жалобы. Не обсуждались данные вопросы на заседаниях коллегии в 9 районных (Называевский, Омский, Павлоградский, Полтавский, Саргатский, Тарский, Тюкалинский, Усть-Ишимский, Черлакский), в 3 из 14 поселковых (Любинский, Муромцевский, Черлакский) и в 187 из 359 сельских администрациях. Не были предметом обсуждения они в управлениях юстиции, сельского хозяйства и продовольствия, комитетах культуры и искусства, по управлению имуществом.

Мало рассматривается обращений работниками аппарата Администрации области (315 - 8,0 процентов), в том числе с выездом на место (12 - 3,8 процента), каждое третье обращение (1441) направлено для разрешения без контроля. Нарушены сроки их рассмотрения в комитетах Администрации области: по промышленности, транспорту и связи в 27 случаях от 31 до 71 дня; по архитектуре, строительству и ЖКХ в 8 - от 31 до 53 дней; по безопасности в 7 - от 32 до 47 дней; по газификации и водоснабжению в 5 - от 32 до 44 дней, по делам науки и высшей школы в 5 случаях от 31 до 105 дней.

За последние два года снизилась исполнительская дисциплина на местах: из 2257 контрольных обращений 352 или 15,6 процента (1996 г. - 12,6 процента) разрешены с нарушением сроков от 31 до 120 дней, из них 109 или каждое 3-е необоснованно, то есть носили разъяснительный характер, отписки, не требовалось дополнительного изучения. Так, по заявлению Мещерякова Ю.Р., администрация Саргатского района через 62 дня сообщила о невозможности решить вопрос по восстановлению квартиры после пожара, так как ее хозяйка Шамонина Т.П. выехала за пределы района; через 63 дня администрация Омского района сообщила по заявлению Суюндыковой Л.К, что нет возможности предоставить квартиру, но готовы оказать помощь в ремонте при наличии средств; 71 день потребовалось экономическому комитету чтобы сообщить Ильченко В.С., что ответственность за финансово-хозяйственную деятельность и выплату заработной платы несет избранный акционерами генеральный директор ТОО МПМК "Седельниковское"; через 38 дней облвоенкомат и комитет по безопасности дали ответ по заявлению Чебакова В.Д., инвалида II группы (Любинский район), что состояние здоровья не дает право на внеочередное получение жилья или сертификата, в то же время после личного приема у Главы Администрации области, ему выделен дом.

В течение ряда лет отмечается недостаточная исполнительская дисциплина по разрешению обращений граждан в установленные законом сроки. В экономическом комитете, где из 201 контрольных обращений, в 39 случаях разрешены от 31 до 71 дня; в комитете финансов и контроля из 69 в 27 нарушены сроки от 31 до 91 дня; управлении юстиции из 31 в 10 случаях от 31 до 35 дней; главном управлении сельского хозяйства и продовольствия из 28 - в 9 случаях от 34 до 59 дней; АО "Электросвязь" из 25 - в 9 случаях от 31 до 49 дней; областной прокуратуре из 19 - в 12 случаях рассматривались от 34 до 45 дней; облсуде из 8 - в 3 случаях от 32 до 52 дней; УВД из 36 в 7 случаях от 31 до 48 дней; главном управлении культуры и искусства из 13 в 5 случаях от 39 до 63 дней; в департаментах здравоохранения, образования г. Омска рассматривались обращения от 31 до 72 дней.

Нарушены сроки разрешения заявлений и жалоб граждан в администрациях г. Омска (19 - от 31 до 83 дней), Омского (18 - от 31 до 63 дней), Большереченского (11 - от 31 до 49 дней), Москаленского (6 - от 33 до 54 дней), Саргатского (6 - от 33 до 62 дней), Таврического (5 - от 33 до 47 дней), Тюкалинского (5 - от 41 до 93 дней), Азовского (5 - от 39 до 77 дней), Павлоградского, Марьяновского, Колосовского районах.

О равнодушном, формальном отношении к просьбам и нуждам своих граждан говорит тот факт, что не снижается поток обращений в вышестоящие органы, и, только после этого, многие вопросы находят положительные решения. Так, после коллективного обращения к Президенту РФ, приняты меры по сдаче дома по ул. Пархоменко, 24 в г. Омске и выдаче ордеров жильцам (вопрос решался в течение 5 лет); по обращению Таричеевой О.В., решен вопрос о бесплатном проведении операции ее матери; после обращения в Союз женщин России, предоставлена 4-х комнатная квартира многодетной семье Рахмановой О.Г. (р.п. Крутинка).