ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 1998 года N 161-п
О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения в Омской области
_____________________________________________________
Снято с контроля Указом Губернатора Омской области от 15 апреля 2002 г. N 97
_____________________________________________________
В целях гарантированного обеспечения прав жителей Омской области на охрану здоровья и медицинскую помощь, повышения экономической устойчивости и эффективной деятельности учреждений здравоохранения и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 05.11.97 N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" постановляю:
1. Одобрить разработанную главным управлением здравоохранения Администрации области Концепцию реформирования и развития здравоохранения Омской области на 1998-2001 годы (прилагается).
2. Утвердить план мероприятий по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 05.11.97 N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" и Концепции реформирования и развития здравоохранения Омской области на период 1998-2001 годы (прилагается).
3. Поручить главному управлению здравоохранения Администрации области (Самойлов В.А.) совместно с территориальным фондом обязательного медицинского страхования (Радул В.В.) обеспечить безусловное выполнение программы стабилизации и развития здравоохранения области в рамках бюджетного и страхового финансирования.
4. Рекомендовать главе Омского городского самоуправления, главам местного самоуправления районов области разработать планы мероприятий по реализации Концепции реформирования и развития здравоохранения Омской области на 1998-2001 годы.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) области Руденка М.А.
Глава Администрации
(Губернатор) области Л.К. Полежаев
постановлением Главы
Администрации (Губернатора)
области
от 12.05.98 г. N 161-п
Концепция
В Российской Федерации в последние несколько лет стали проявляться отрицательные тенденции в динамике ряда показателей здоровья населения, кризис в некоторых отраслях медицины и в работе многих медицинских учреждений. Омская область не является исключением, хотя по большинству показателей удается удержаться на цифрах выше средне республиканских.
Несмотря на увеличение объема финансирования областного здравоохранения, оно остается недостаточным и не обеспечивает потребность населения в бесплатной медицинской помощи. При этом имеют место неэффективные формы использования финансовых и материальных средств, отмечаются диспропорции в предоставлении отдельных видов медицинской помощи гражданам. Это ведет к нарастанию социальной напряженности и распространению теневых форм предоставления и оплаты медицинских услуг.
В связи с этим возникает необходимость концептуально определить стратегию дальнейшего развития здравоохранения Омской области, в соответствии с положениями "Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 5.11.97 N 1387.
Концепция здравоохранения Омской области не противоречит федеральной, дополняет ее, учитывая различия инфраструктуры северных, центральных и южных районов и базируясь на уже сложившемся состоянии дел в Омском здравоохранении и имеющемся опыте.
Целью Концепции являются повышение эффективности функционирования системы здравоохранения для достижения стабилизации и устойчивой положительной динамики основных показателей здоровья населения Омской области.
Основными задачами Концепции являются:
1. Развитие и совершенствование существующей нормативно-правовой базы здравоохранения области.
2. Формирование оптимальной системы медицинского обеспечения путем перехода на экономичные и реально доступные населению формы больничной и внебольничной помощи.
3. Совершенствование механизмов гарантирующих право человека на оказание ему качественной медицинской помощи, согласно государственным и региональным стандартам.
4. Эффективное использование ресурсов и совершенствование организационных форм управления областной системы здравоохранения.
5. Развитие системы социальной, профессиональной и юридической защиты работников здравоохранения всех уровней.
Для осуществления этих задач нами выделены следующие приоритетные направления:
1. Интеграция медицинских учреждений различных форм собственности в единую систему здравоохранения.
2. С учетом инфраструктуры северных и южных районов области устранение социальных и территориальных диспропорций в получении населением гарантированной медицинской помощи.
3. Переход на более эффективные формы управления финансами (финансирование на количество населения, подушевое, вместо финансирования на койко-день), привлечение в финансирование здравоохранения всех разрешенных законодательством дополнительных ресурсов, а также возможностей органов местного самоуправления, с ориентацией последних на поддержку муниципальной и локальной лечебно-профилактической сети.
4. Государственная поддержка организаций всех форм собственности в развитии экономически эффективных медицинских технологий.
5. Создание конкурентной среды в сфере оказания медицинских услуг населению путем совершенствования системы аккредитации медицинской деятельности, введение дифференцированной шкалы стоимости медицинских услуг в зависимости от категории лечебно-профилактических учреждений и лицензирования специалистов.
6. Пропаганду здорового образа жизни, сохранения своего здоровья и укреплении здоровья потомства.
В создавшейся экономической ситуации в целом по стране, во главу угла положен принцип экономической эффективности функционирования врачебно-профилактических учреждений в приоритетности бюджетного и страхового финансирования муниципальных учреждений здравоохранения при безусловном выполнении федеральных и областных стандартов по обеспечению жителей области гарантированной медицинской помощью.
Решение поставленных задач возможно через совершенствование механизмов финансирования и управления здравоохранением, реформирования, прогрессивной кадровой политики.
Главным принципом в финансовой политике - финансирование Омского здравоохранения на основе государственных минимальных социально-экономических стандартов и дифференцированных подушевых нормативов. При этом важно ввести механизм законодательного утверждения бюджета здравоохранения, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, территориальной программы государственных гарантий по бесплатному медицинскому обеспечению жителей области, включая базовую территориальную программу обязательного медицинского страхования и перечень принимаемых к финансированию территориальных целевых программ.
Система бюджетного и страхового финансирования медицинских учреждений должна развиваться в форме договора по "Государственному заказу", с ежегодной корректировкой дифференцированных шкал поправочных коэффициентов к единым нормативам подушевого финансирования и тарифам медицинских услуг.
Основным направлением реализации государственной политики в области лекарственной помощи гражданам должно быть лекарственное, в том числе льготное, обеспечение населения при оказании медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий.
Проводится социально и экономически оправданная, рациональная перепрофилизация сельских участковых больниц, стационарных, амбулаторных и других учреждений под реальные потребности населения в соответствии со сложившейся в области структурой заболеваемости. При этом создаются нестандартные учреждения нового типа: больницы медико-социальной реабилитации, хосписы, больницы сестринского ухода, гериатрические центры, реабилитационные центры, стационарные центры краткосрочной интенсивной помощи и другие.
Предусматривается последовательное приведение к оптимальному соотношению числа коек круглосуточного и дневного пребывания - 3:1, при сложившемся факте 10:1.
На уровне муниципальных систем здравоохранения используются федеральные стандарты соотношения численности общемуниципального коечного фонда по степени интенсификации (в процентах): 20,0 - интенсивного лечения; 45,0 - восстановительного лечения; 20,0 - длительного лечения больных хроников; 15,0 - медико-социальной помощи.
Развивается процесс разделения амбулаторно-поликлинической помощи по уровням: первичной медико-санитарной помощи; консультативно-диагностической; специализированной амбулаторной помощи в форме центров амбулаторной хирургии, бальнеофизиолечения и др. В амбулаторно-поликлинических учреждениях стимулируются прогрессивные формы организации первичной медико-санитарной помощи. Стимулировать открытие стационаров "одного дня", стационаров на дому. В качестве альтернативы участковой службы, вводятся система общей практики и институт семейных врачей. В целях комплексного решения проблем охраны материнства и детства организуются структурные объединения в форме акушерско-терапевтическо-педиатрических комплексов.
За счет преобразования стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи произойдет снижение среднегодовой занятости койки, сроков лечения больного на койке: уровень госпитализации на койку с круглосуточным пребыванием.
Совершенствуется система целенаправленной подготовки высококвалифицированных кадров для всех звеньев отрасли. Для этого сформирована многоуровневая система подготовки и переподготовки кадров. Расширяются права профессиональных медицинских ассоциаций по вопросам аттестации специалистов. Многоуровневая система подготовки переориентирована на местные базы, что экономически выгоднее и позволяет повысить квалификацию без отрыва специалиста от дома, вводится подготовка специалиста по правовым вопросам в здравоохранении, маркетингу, управлению персоналом. Занятие должности руководителя структурного подразделения в лечебном учреждении предполагается проводить на конкурсной и контрактной основе.
Совершенствуется механизм взаимодействия с Омской государственной медицинской академией, средними специальными медицинскими учебными заведениями и другими образовательными учреждениями, имеющими соответствующие лицензии по вопросам подготовки кадров для здравоохранения и всей системы охраны здоровья населения. Принципиально пересматривается подготовка специалистов в Академии. Она разделена на два этапа - додипломная и постдипломная. Учитывая региональные различия северных и южных районов Омской области, на додипломном этапе подготовки специалиста осуществляются целевые наборы для работы в северной зоне. Проводится подготовка врачей общей практики и укрепляется цикл подготовки организаторов здравоохранения. На постдипломном этапе усовершенствования специалиста - работать по принципу целевого заказа. Вводится система распределения специалиста по форме "Государственный заказ".
Управление системой здравоохранения осуществляется в строгом соответствии федеральным законам, законам Омской области, правовым актам Правительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Администрации Омской области. На муниципальном уровне решения по вопросам здравоохранения принимаются совместно с администрацией местного самоуправления.
Приводятся в соответствие положения федерального законодательства по охране здоровья к специфике условий нашей области. Повышается инициативность органов управления здравоохранением всех уровней по подготовке законов Омской области в части актуальных проблем охраны здоровья.
Разделение полномочий между всеми участниками системы охраны здоровья населения и управления здравоохранением продолжится на основе двух-четырех-сторонних соглашений.
Для координации единой политики, сравнительной оценки стратегии и тактики управления здравоохранением будет укрепляться взаимодействие с ассоциацией "Здравоохранение Сибири".
Медицинским учреждениям предоставляется широкая свобода выбора видов медицинской деятельности, условий их организации и обеспечения. Но при этом усиливаются все виды контроля за соблюдением федеральных и областных стандартов и на основании нормативно-правовой базы вводится единый порядок их контроля.
Развивается единое информационное поле по всем вопросам здравоохранения. Осуществляется переход на системные методы управления отраслью. Информационное обеспечение определяется на основе государственного порядка учета и отчетности. Информация по вопросам здоровья населения в территориальные органы управления предоставляется медицинскими учреждениями всех форм собственности. Внедряются системы, основанные на использовании средств вычислительной техники и современных телекоммуникаций. Сохраняется система подотчетности государственных и муниципальных учреждений за результаты деятельности перед территориальными органами управления здравоохранения "снизу вверх".
На основе показателей государственной статистической отчетности и утвержденных стандартов органами управления здравоохранения всех уровней ежегодно утверждаются критерии для оценки итоговой деятельности подчиненных медицинских учреждений.
Ежегодно от учреждений с негосударственными формами собственности, имеющих лицензии на медицинскую деятельность и частных медицинских практик, в территориальные органы управления здравоохранением предоставляется информация только в части согласованных сведений государственной статистики, по вопросам здоровья обратившихся пациентов.
Органы управления здравоохранением всех уровней укрепляют тесное рабочее взаимодействие с общественными организациями, в разрешении проблем охраны здоровья.
Реализация концепции рассчитана на 4 года, в течение которых на территории Омской области предполагается снижение показателя младенческой смертности; снижение уровня материнской смертности; минимизация числа запущенных форм специфических и неспецифических заболеваний, дающих высоких процент инвалидности; изменение показателей с учетом программ планирования семьи в сторону увеличения прироста населения области; снижение уровня смертности населения трудоспособного возраста от предотвратимых причин; снижение до единичных случаев возникновения вакциноуправляемых инфекционных заболеваний.
Утвержден
постановлением Главы
Администрации (Губернатора)
области
от 12.05.98 г. N 161-п
1. Меры по обеспечению государственных гарантий
на охрану здоровья граждан, медицинской помощи
и условиям ее получения по Омской области
1.1. Внести на рассмотрение Главное управление
Законодательного Собрания здравоохранения
проект закона Омской области: Комитет по
"О лекарственном обеспечении 1998 г. фармацевтической
населения области". деятельности и
производству лекарств
Областной центр
госсанэпиднадзора
Государственная
медицинская академия
1.2. Подготовить проект При Главное управление
постановления Главы утверждении здравоохранения
Администрации (Губернатора) Федеральной Территориальный фонд
Омской области "О программе программы обязательного
государственных гарантий по медицинского
обеспечению населения страхования
Омской области бесплатной Комитет по
медицинской помощью и фармацевтической
порядке ее реализации". деятельности и
производству лекарств
Экономический комитет
Финансовое управление
1.3. Внести дополнения к III кв. Комиссия по
постановлению Главы 1998 г. лицензированию и
Администрации (Губернатора) аккредитации
Омской области по порядку и медицинской и
условиям сертификации и фармацевтической
лицензировании специалистов, деятельности
осуществляющих медицинские и Главное управление
фармацевтические виды здравоохранения
деятельности на территории Комитет по
Омской области. фармацевтической
деятельности и
производству лекарств
2. Меры по поддержке учреждений государственного
и муниципального здравоохранения
2.1. Подготовить для IV кв. Главное управление
утверждения в Администрации 1998 г. здравоохранения
области проект Экономический комитет
государственного заказа на Финансовое управление
медицинскую помощь населению Территориальный фонд
при сложных и высокозатратных обязательного
заболеваниях с определением медицинского
областных специализированных страхования
центров.
З. Меры по структурной перестройке и повышению
экономической эффективности деятельности
здравоохранения области:
3.1. Подготовить:
- нормативно-методические III Главное управление
и правовые акты по внедрению 98 г. здравоохранения
стационарозамещающих Экономический комитет
технологий, Территориальный фонд
перераспределению коечной обязательного
сети по интенсификации медицинского
лечения, введению страхования
института врача общей
практики.
- принятые министерством III кв. Главное управление
здравоохранения 98 г. здравоохранения
стандарты медицинских услуг Территориальный фонд
и обеспечения лечебно- обязательного
профилактических учреждений медицинского
в соответствии с страхования
категорийностью, этапами Комитет по
оказания медицинской помощи фармацевтической
независимо от ведомственной деятельности и
подчиненности. производству лекарств
3.2. Разработать программу IV кв. Главное управление
технического переоснащения 98 г. здравоохранения
учреждений здравоохранения Экономический комитет
с учетом ресурсосберегающих Комитет внешне-
технологий и этапности экономических связей
оказания медицинской помощи. Финансовое управление
4. Распределение компетенции в сфере здравоохранения:
4.1. Подготовить проект III кв. Главное управление
договора между 98 г. здравоохранения
Правительством Российской Комитет по
Федерации (Министерство фармацевтической
здравоохранения Российской деятельности и
Федерации) и Администрацией производству лекарств
Омской области по Областной центр
разграничению предметов Госсанэпиднадзора
ведения и полномочий в Территориальный фонд
сфере здравоохранения. обязательного
медицинского страхования
5. Меры по поддержке медицинских научных
и обучающих центров:
5.1. Совместно с III кв. Главное управление
с заинтересованными 98 г. здравоохранения
организациями и ведомствами Комитет по
разработать и принять фармацевтической
на совместных коллегиях деятельности и
единую программу обучения, производству лекарств
подготовки и переподготовки Государственная
кадров в Омской медицинская академия
государственной медицинской Комитет по образованию
академии, средних и науке
специальных учебных
заведениях и областном
центре повышения
квалификации работников
здравоохранения.
Текст документа сверен по:
официальная рассылка