Наблюдается тенденция к увеличению импортирования в область иностранной рабочей силы (увеличение численности в 1997 г. по сравнению с 1996 г. составило 51,8%). Основная часть иностранных работников за этот период привлекалась в сферу строительства (50%) и в сферу сельского хозяйства (32.6%). Основными странами-поставщиками рабочей силы в 1997 г. являлись: Турция - 39,6%, КНР - 44,6%, Болгария - 9,1%.
При регулировании процессов внешней трудовой миграции сохраняется проблема нелегального импорта рабочей силы (в 1997 г. миграционной службой были установлены случаи нелегального трудоустройства на 14 предприятиях 84 работников из стран ближнего и дальнего зарубежья). Факты нарушений связаны, прежде всего, с отсутствием до настоящего времени необходимой законодательной базы, позволяющей наиболее эффективно осуществлять контроль за использованием иностранной рабочей силы и воздействовать на работодателей, нарушающих установленный порядок.
Возможность трудоустройства жителей Омской области за границей в настоящее время невелика и зависит от решения проблемы экспортирования трудовых ресурсов на государственном уровне через заключение межправительственных договоров. К потенциальным трудовым мигрантам предъявляются весьма жесткие требования за границей: высокий профессиональный уровень, знание языка, возрастные цензы и т. д. Кроме того, затруднен выход на заграничный рынок труда негосударственных структур, желающих легально оказывать содействие в трудоустройстве наших граждан за рубежом. Объяснение этому - отсутствие практики широких международных контактов в связи со статусом Омской области в прошлом как "закрытой зоны" для въезда иностранцев.
Дальнейшая деятельность Администрации области по регулированию внешней трудовой миграции направлена на формирование надежного механизма защиты областного рынка труда при одновременном соблюдении прав привлекаемых иностранных работников.