Областная политика занятости населения в территориальном разрезе базируется на разграничении функций и ответственности по регулированию рынка труда между разными уровнями управления в области, с повышением роли органов местного самоуправления, в решении специфических проблем занятости и в рамках конкретных территорий.
В связи с тем, что и в 1998-2000 гг. будут сохраняться значительные различия в ситуации на локальных рынках труда Омской области, сохранится дифференцированный подход при определении приоритетов активной политики занятости населения в муниципальных образованиях области в соответствии со степенью напряженности и спецификой местных рынков труда. Однако при этом ориентиры общефедеральной и областной политики занятости, в т. ч. на рост эффективности труда и ускорение структурных сдвигов, должны учитываться при формировании и реализации муниципальной политики на рынке труда.
Территориальный аспект областной политики занятости, учитывающей удовлетворение жизненных потребностей населения и ресурсный потенциал территории поселений, отражается в муниципальных программах содействия занятости населения в части:
- предоставления каждому трудоспособному жителю такого занятия, которое не только гарантировало бы его экономическое самообеспечение, но и постоянно воспроизводило бы налоговую базу территории;
- организация временной занятости подростков и безработных граждан, в т. ч. на общественных работах по оказанию социально-значимых услуг слабозащищенным категориям населения - помощь по ведению домашнего хозяйства, уход за больными и престарелыми;
- социальной защиты работников ликвидируемых предприятий на территории муниципального образования;
- создания, сохранения и территориального размещения рабочих мест;
- поддержки индивидуального и семейного предпринимательства, сельской самозанятости, фермерства;
- содействия в профподготовке путем расширения местной учебной базы и спектра образовательных услуг;
В отдельных городских и сельских монопоселениях, где ограничены возможности вторичной занятости по причине монопроизводства и не ожидается в ближайшие годы улучшения экономической коньюктуры, политика занятости будет по-прежнему нацелена преимущественно на сдерживание безработицы и социальную поддержку безработных. Вместе с тем, в таких муниципальных образованиях будет активизироваться деятельность по выводу из кризиса и демонополизации экономики территории и программ развития.
Особого подхода требует проблема обеспечения занятости в сельской местности, обусловленная кризисом сельского хозяйства, территориальной разбросанностью сельских поселений, ограниченностью сферы приложения труда, отсутствием нормального транспортного сообщения, снижающего возможность поиска работы и трудоустройства в других населенных пунктах, сезонные колебания в спросе на рабочую силу в агропромышленном комплексе, консерватизмом в отношении изменения трудового менталитета сельчан, удаленностью от возможностей, которые дает областной центр. Приоритетными направлениями сельской политики занятости будет организация самозанятости, поддержка любых ростков предпринимательства, формирование "точек роста".
Нуждается в реализации специальных мер проблема использования трудового потенциала северных районов области, осложненная низким уровнем инвестиционной активности, а также низкой мобильностью трудовых ресурсов в связи с невозможностью выезда в более благополучные районы из-за финансовых трудностей, транспортных издержек, отсутствия жилья в предполагаемых районах вселения. Активная политика занятости северян должна строиться на основе комплексной программы устойчивого социально-экономического саморазвития Омского Севера.
Проблемы г. Омска, связанные в первую очередь с размещением на его территории предприятий и производств оборонного комплекса и практическим отсутствием государственных заказов, постоянно находятся в зоне особого внимания областной службы занятости. Приоритетные направления по обеспечению занятости омичей: сохранение рабочих мест на предприятиях города, смягчение последствий массовых высвобождений работников предприятий ВПК в период реструктуризации, содействие в формировании новой кадровой политики предприятий, содействие развитию малого и среднего бизнеса, организация временных рабочих мест для несовершеннолетних граждан и студентов, содействие во временной и вторичной занятости.
Для районных центров Омской области даст больший эффект расширение местной учебной базы, организация общественных работ, развитие субсидированной занятости населения, социальное партнерство, создание инфраструктуры предпринимательства.
Основные направления и мероприятия, имеющие целенаправленный характер для отдельных территорий области приведены в табл. 3.5.