Законодательное Собрание Омской области
ЗАКОН ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
от 6 ноября 1996 года N 76-ОЗ
О благотворительной деятельности и благотворительных организациях
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2005 г. на основании
Закона Омской области от 22 декабря 2004 г. N 604-ОЗ
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием Омской области
22 октября 1996 года
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", Уставом Омской области определяет особенности правового регулирования благотворительной деятельности на территории Омской области.
Статья 1. Благотворительная деятельность
Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче по своему выбору гражданам или юридическим лицам, нуждающимся в помощи, имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки непосредственно либо через благотворительные организации.
Статья 2. Цели благотворительной деятельности
1. Благотворительная деятельность осуществляется в целях:
- социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных или нуждающихся в попечении лиц, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы;
- подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных и религиозных конфликтов;
- содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
- содействия защите материнства, детства и отцовства;
- содействия деятельности в сфере охраны правопорядка, образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
- содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
- охраны окружающей природной среды и защиты животных;
- охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное и природоохранное значение, и мест захоронения.
2. Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний, оказание юридическими лицами материальной помощи своим работникам благотворительной деятельностью не являются.
Статья 3. Принципы благотворительной деятельности
Благотворительная деятельность осуществляется на принципах добровольности, законности, отсутствия корыстной заинтересованности между благотворителем и благополучателем, свободы выбора ее целей.
Статья 4. Правовое положение участников благотворительной деятельности
Правовое положение участников благотворительной деятельности (благотворителей, добровольцев, благополучателей), порядок создания благотворительных организаций, осуществления и прекращения ими своей деятельности, формы благотворительных пожертвований определяются законодательством Российской Федерации.
Статья 5. Законодательство о благотворительной деятельности
1. Законодательство о благотворительной деятельности включает в себя Конституцию Российской Федерации, нормативно-правовые акты Российской Федерации и настоящий Закон Омской области.
2. Если Международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством, применяются правила Международного договора Российской Федерации.
Статья 6. Благотворительный аукцион, конкурс
1. Благотворительными аукционами и благотворительными конкурсами являются торги, организуемые участниками благотворительной деятельности, выручка от которых направляется, за вычетом расходов на их организацию и проведение, на благотворительные цели.
2. Порядок проведения благотворительных аукционов и благотворительных конкурсов определяется действующим законодательством.
Статья 7. Благотворительная лотерея
Благотворительной лотереей является розыгрыш по лотерейным билетам выигрышей в денежной или материальной форме, выручка от которого, за вычетом расходов на организацию и проведение лотерей, направляется на благотворительные цели.
Статья 8. Благотворительные сборы
1. Участники благотворительной деятельности могут организовывать целевые денежные сборы. Для этого используются разнообразные формы привлечения благотворителей - телевизионные марафоны, концерты и т.д.
2. Открытые сборы проводятся с приглашением любых лиц. Закрытые сборы проводятся с предварительным персональным приглашением участников.
3. Полученные средства направляются на благотворительные цели.
Статья 9. Адресная поддержка учреждений культуры, образования, здравоохранения и спорта
Участники благотворительной деятельности могут оказывать адресную поддержку учреждениям культуры, образования, здравоохранения и спорта.
Поддержка осуществляется в форме прямого финансирования конкретных мероприятий либо целевых программ, направленных на пропаганду здорового образа жизни, знаний и культуры.
Статья 10. Благотворительная поддержка региональных научных исследований
Участники благотворительной деятельности могут направлять средства на конкретные научные исследования, издание научных работ, проведение других мероприятий, направленных на развитие регионального научного потенциала.
Статья 11. Благотворительная поддержка региональных детских и молодежных
организаций. Благотворительная поддержка детского и молодежного движения
Участники благотворительной деятельности могут оказывать организационную, информационную и материальную поддержку региональным детским и молодежным организациям, детскому и молодежному региональному движению в соответствии с целями, перечисленными в статье 2 настоящего Закона.
Статья 12. Благотворительная поддержка региональных художественных
и самодеятельных коллективов. Адресная поддержка региональных
организаций и деятелей культуры и искусства
Участники благотворительной деятельности могут оказывать организационную, информационную и материальную поддержку региональным художественным и самодеятельным коллективам, а также адресную поддержку региональным организациям и деятелям культуры и искусства в целях сохранения и развития культурного потенциала региона. Поддержка может осуществляться также в форме организации гастролей, конкурсов и других формах, не противоречащих действующему законодательству.
Статья 13. Благотворительная поддержка региональных программ
социальной адаптации и реабилитации
В целях стимулирования создания и развития региональных научно-практических программ, направленных на адаптацию и реабилитацию асоциальных (выпавших из нормальной общественной жизни) категорий населения региона (инвалиды, несовершеннолетние правонарушители, граждане, освободившиеся из мест лишения свободы, проститутки, алкоголики и наркоманы), участники благотворительной деятельности могут участвовать в финансировании таких программ и оказывать иную поддержку, не противоречащую действующему законодательству.
Статья 14. Благотворительная поддержка местных народных промыслов
Участники благотворительной деятельности могут оказывать помощь в развитии местных народных промыслов через аукционы и конкурсы, организацию мастерских.
Статья 15. Благотворительная поддержка профилактических программ,
направленных на сохранение социального здоровья в регионе
Участники благотворительной деятельности могут оказывать поддержку разработчикам и исполнителям региональных перспективных программ, направленных на охрану здорового образа жизни, на предупреждение правонарушений и снижение преступности.
Статья 16. Благотворительная поддержка региональных
экологических научно-практических программ
Участники благотворительной деятельности могут оказывать организационную, информационную и материальную поддержку региональным экологическим научно-практическим программам и организациям, их реализующим.
Статья 17. Поддержка благотворительной деятельности органами
государственной власти и местного самоуправления Омской области
1. Всем участникам благотворительной деятельности гарантируются обеспечение равных прав и охраняемых законом интересов при осуществлении благотворительной деятельности, а также право обжалования в судебном порядке неправомерных действий должностных лиц, препятствующих реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области в пределах их компетенции могут оказывать участникам благотворительной деятельности поддержку в следующих формах:
а) предоставление налоговых и иных льгот;
б) материально-техническое обеспечение и субсидирование благотворительных организаций (включая полное или частичное освобождение от уплаты услуг, оказываемых государственными и муниципальными организациями, от оплаты за пользование государственным и муниципальным имуществом);
в) финансирование на конкурсной основе благотворительных программ, разрабатываемых благотворительными организациями;
г) размещение на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов;
д) передача в собственность благотворительным организациям на бесплатной или льготной основе государственного или муниципального имущества в процессе его разгосударствления и приватизации, осуществляемая в порядке, предусмотренном законодательством.
Статья 18. Порядок предоставления налоговых и иных льгот участникам благотворительной деятельности
органами государственной власти и местного самоуправления Омской области
1. Налоговые и иные льготы участникам благотворительной деятельности предоставляются органами государственной власти и местного самоуправления области в порядке, определяемом федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Запрещается предоставление налоговых льгот в индивидуальном порядке отдельным благотворительным организациям, их учредителям (членам) и иным участникам благотворительной деятельности.
Статья 19. Контроль за осуществлением благотворительной деятельности
1. Благотворительная организация ведет бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Регистрирующий орган осуществляет контроль за соответствием деятельности благотворительных организаций целям, ради которых они созданы.
Благотворительная организация ежегодно представляет в регистрирующий орган отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:
- финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
- персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
- составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
- содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
- нарушениях требований настоящего Закона, выявленных в результате проведенных налоговыми органами проверок, и принятых мерах по их устранению.
3. Ежегодный отчет представляется в регистрирующий орган в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы.
4. Регистрирующий орган обеспечивает открытый доступ к полученным им ежегодным отчетам благотворительных организаций, включая доступ средств массовой информации.
5. Благотворительная организация обеспечивает открытый доступ к своим ежегодным отчетам, включая доступ средств массовой информации.
6. Средства, затраченные на публикацию ежегодного отчета и информации о деятельности благотворительной организации, засчитываются в качестве расходов на благотворительные цели.
7. Сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну.
8. Налоговые органы осуществляют контроль за источниками доходов благотворительных организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах.
Глава Администрации
(Губернатор) Омской области
Л.К. Полежаев
6 ноября 1996 г.
г. Омск
Текст документа сверен по:
газета "Омский вестник",
N 219-220 от 19 ноября 1996 года