от 17 декабря 2007 года N 48
Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие кадрового
потенциала территориальных органов Министерства труда и социального
развития Омской области и государственных учреждений Омской области,
находящихся в ведении Министерства труда и социального развития
Омской области, на 2008 - 2010 годы"
(с изменениями на 28 мая 2009 г.)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 28 мая 2009 года N 34-п
____________________________________________________________________
В целях комплексного решения задач по формированию квалифицированного и профессионального персонала в кадровом потенциале территориальных органов Министерства труда и социального развития Омской области (далее - Министерство) и государственных учреждений Омской области, находящихся в ведении Министерства (далее - государственные учреждения),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие кадрового потенциала территориальных органов Министерства труда и социального развития Омской области и государственных учреждений Омской области, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Омской области, на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа).
2. Программа не распространяется на лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Омской области в территориальных органах Министерства.
3. Руководителям территориальных органов Министерства и государственных учреждений обеспечить выполнение Программы.
4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социального развития области, руководителя правового департамента Министерства Л.Н. Нагорную.
Министр
А.В. Бесштанько
Ведомственная целевая программа
"Развитие кадрового потенциала территориальных органов Министерства труда
и социального развития Омской области и государственных учреждений
Омской области, находящихся в ведении Министерства труда и
социального развития Омской области, на 2008 - 2010 годы"
Паспорт
ведомственной целевой программы "Развитие кадрового потенциала
территориальных органов Министерства труда и социального развития
Омской области и государственных учреждений Омской области,
находящихся в ведении Министерства труда и социального
развития Омской области, на 2008 - 2010 годы"
____________________________________________________________________
Паспорт в редакции, введенной в действие приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 28 мая 2009 года N 34-п, - см. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
Наименование субъекта | Министерство труда и социального развития Омской |
Наименование | Ведомственная целевая программа "Развитие |
Цель и задачи | Цель: формирование кадрового потенциала как |
Целевые индикаторы | Степень обеспечения квалифицированным и |
Сроки реализации | Реализация Программы осуществляется в течение |
Объемы и источники | Общий объем расходов областного бюджета на |
Непосредственные | Совершенствование системы профессиональной |
Ожидаемый конечный | Обеспечение отрасли управленческими кадрами и |
1. Содержание проблемы
Ведомственная целевая программа "Развитие кадрового потенциала территориальных органов Министерства труда и социального развития Омской области и государственных учреждений Омской области, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Омской области, на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа) определяет основные направления кадровой политики Министерства труда и социального развития Омской области (далее - Министерство) в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов территориальных органов Министерства и государственных учреждений Омской области, находящихся в ведении Министерства (далее - государственные учреждения), подготовки кадрового резерва руководителей государственных учреждений на ближайшие годы.
Анализ состояния дел в сфере работы с персоналом в территориальных органах Министерства, государственных учреждениях (далее - отрасль) и кадрового потенциала показывает, что тяжелые условия труда и низкая заработная плата работников отрасли порождает проблему нехватки квалифицированных кадров. На этом фоне дает о себе знать и проблема несоответствия образовательного уровня, профессиональной компетентности значительной части руководителей и специалистов территориальных органов Министерства и государственных учреждений.
У большинства руководителей и специалистов территориальных органов Министерства образование не соответствует профилю выполняемой служебной деятельности. Среди персонала, реализующего функции социальной сферы, значительная доля специалистов с инженерно-техническим и иным образованием.
Еще сложнее ситуация в государственных учреждениях. Связана она с тем, что при передаче учреждений социального обслуживания населения в 2006 году из муниципальной собственности в собственность Омской области, принять решения по кадровому составу этих учреждений не представлялось возможным. В настоящее время уровень образования у пятой части руководителей государственных учреждений и четвертой части специалистов не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к должности. Из 79 государственных учреждений лишь в 28 работает профессионально-квалифицированный персонал.
Среди многообразия профессий и категорий занятых работников в отрасли в многотысячном кадровом корпусе работает более 5 тысяч социальных работников. Повышение эффективной работы и оказания услуг населению во многом зависит от уровня общей культуры социального работника, профессионализма, экономической и правовой грамотности, способности внедрять новые технологии работы с населением. Кроме того, работники этой категории служат источником и практически единственным ресурсом подготовки резерва на должности заведующих отделениями государственных учреждений. Однако лишь 26 процентов социальных работников государственных учреждений имеют среднее и высшее профессиональное образование.
Существует еще одна проблема отрасли - старение персонала. Несмотря на то что средний возраст сотрудников отрасли составляет 37 лет, в отдельных подведомственных Министерству структурах возрастной рубеж превысил 47 - 48 лет. Третья часть всего персонала отрасли имеет возраст свыше 40 лет, каждый 5 работник отрасли имеет предпенсионный или пенсионный возраст.
Особенно характерна данная тенденция для коллективов государственных стационарных учреждений, в том числе и для руководителей этих учреждений, средний возраст которых составляет 50 лет.
Проблема старения персонала усугубляется тем что приток молодых специалистов в государственные учреждения невелик, возникает большая проблема привлечения для работы квалифицированного персонала, укрепление корпуса руководителей надежным резервом.
Несмотря на то что за последние два года наметилась устойчивая тенденция профессионального развития персонала через различные формы обучения, в ближайшем будущем реализация настоящей Программы позволит решить немало задач по выравниванию профессионального уровня кадрового потенциала отрасли и подготовки кадрового резерва.
2. Цель и основные задачи Программы
Цель Программы - формирование кадрового потенциала как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса, обеспечивающего эффективное функционирование и развитие отрасли.
Основные задачи Программы:
- формирование и развитие единой системы профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации руководителей и специалистов территориальных органов Министерства и государственных учреждений с учетом реальных потребностей;
- формирование и подготовка кадрового резерва, совершенствование механизма отбора и подготовки кадрового резерва из числа высококвалифицированных специалистов с лидерским потенциалом, закрепление и развитие карьеры молодых специалистов в отрасли.
3. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты
реализации Программы
Для цели и каждой задачи Программы определены целевые индикаторы и их значения на 2008 - 2010 годы. Описания целевых индикаторов Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
3.1. Значение целевого индикатора "степень обеспечения квалифицированным и профессиональным персоналом территориальных органов Министерства и государственных учреждений" определяется в процентах как отношение числа персонала, по уровню подготовки соответствующего квалификационным требованиям, предъявляемым к должности, к общей численности персонала территориальных органов Министерства и государственных учреждений (без учета вспомогательного персонала).
3.2. Значение целевого индикатора "удельный вес социальных работников государственных учреждений со средним профессиональным образованием" определяется в процентах как отношение числа социальных работников государственных учреждений, получивших среднее профессиональное образование, к общей численности социальных работников государственных учреждений.
3.3. Значение целевого индикатора "удельный вес руководителей и специалистов территориальных органов Министерства и государственных учреждений, по квалификационному уровню соответствующих квалификационным требованиям, предъявляемым к должности" определяется в процентах как отношение числа руководителей и специалистов территориальных органов Министерства и государственных учреждений, квалификационный уровень которых соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к должности, к общей численности руководителей и специалистов территориальных органов Министерства и государственных учреждений.
3.4. Значение целевого индикатора "удельный вес подготовленного кадрового резерва руководителей государственных учреждений" определяется в процентах как отношение кандидатов, включенных в кадровый резерв и прошедших соответствующую подготовку, к общему числу кандидатов, включенных в кадровый резерв.
Источниками данных для расчета целевых индикаторов являются отчеты территориальных органов Министерства и государственных учреждений, материалы выполнения договорных обязательств об оказании услуг дополнительного профессионального образования и материалы выполнения программных мероприятий.
Расчет целевых индикаторов осуществляется по итогам исполнения Программы за отчетный финансовый год и в целом после завершения реализации Программы.
Реализация Программы предполагает получение следующих результатов:
1) обучение по программе профессиональной подготовки:
- 226 социальных работников государственных учреждений;
2) обучение по программе профессиональной переподготовки:
- 54 руководителей и специалистов территориальных органов Министерства;
- 98 руководителей и специалистов государственных учреждений;
3) обучение по программе повышения квалификации:
- 200 руководителей и специалистов территориальных органов Министерства;
- 626 руководителей, специалистов и социальных работников государственных учреждений;
4) подготовка кадрового резерва на должности руководителей государственных учреждений:
- 21 резервист государственных учреждений.
В результате реализации Программы в период 2008 - 2010 годов различными формами обучения будет охвачено 1225 человек.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 28 мая 2009 года N 34-п, - см. предыдущую редакцию).
4. Перечень мероприятий Программы
В ходе реализации Программы планируется осуществление финансирования расходов, связанных с выполнением мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке, повышению квалификации в 17 государственных стационарных учреждениях социального обслуживания Омской области, 27 государственных учреждениях Омской области - комплексных центрах социального обслуживания населения, 12 государственных учреждениях Омской области - центрах социального обслуживания, 23 государственных учреждениях Омской области - центрах социального обслуживания семьи и детей, 33 территориальных органах Министерства.
Перечень программных мероприятий (приложение N 2) определен на основе предварительного анализа состояния кадрового потенциала в территориальных органах Министерства и государственных учреждениях и предусматривает:
- организацию обучения социальных работников по программе профессиональной подготовки;
- организацию профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов территориальных органов Министерства и государственных учреждений;
- организацию подготовки кадрового резерва на должности руководителей государственных учреждений.
Мероприятия направлены на развитие кадрового потенциала территориальных органов Министерства и государственных учреждений, комплексное решение задач по обеспечению отрасли квалифицированным и профессиональным персоналом.
Описание целевых индикаторов реализации мероприятий Программы приведено в приложении N 1 к настоящей Программе.
5. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы составляет 3 года (2008 - 2010 годы). Данный срок рассчитан на планомерное обеспечение территориальных органов Министерства и государственных учреждений управленческими кадрами и специалистами, уровень подготовки которых позволит обеспечивать эффективное функционирование и развитие органов социальной защиты населения Омской области.
6. Социальные, экономические и иные последствия реализации
Программы, риски ее реализации
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит к 2011 году обеспечить территориальные органы Министерства и государственные учреждения управленческими кадрами, владеющими вопросами стратегического и текущего планирования, хозяйственного и трудового права, основ экономики, менеджмента и управления персоналом; подготовить молодых специалистов, имеющих лидерские качества и потенциал руководителя, с последующим зачислением в кадровый резерв руководящих кадров, а также повысить образовательный уровень социальных работников для дальнейшего развития их карьеры и воспроизводства заведующих отделениями государственных учреждений.
В ходе реализации Программы могут возникнуть определенные риски. Возможно изменение организационно-правовой формы территориальных органов Министерства, проведение организационно-штатных мероприятий в связи с изменением структуры и численности территориальных органов Министерства, государственных учреждений. Также существует вероятность возникновения рисков, связанных со сменой собственника государственных учреждений, увеличением стоимости программ профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации, непосредственно влияющих на значение запланированных целевых индикаторов.