Недействующий

Об основных направлениях государственной поддержки малого предпринимательства в Омской области на 1999-2000 годы (утратило силу - Указ Губернатора Омской области от 28 апреля 2001 г. N 100)

 Раздел I. Основные положения  

1. Введение  

Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в Омской области на 1999-2000 гг. (далее по тексту "Основные направления") разработаны на основании Федерального закона от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

Основные направления сформированы исходя из принципа преемственности с Омской региональной программой предпринимательства, утвержденной постановлением Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 08.02.1994 г. N 64-п с учетом тех позитивных сдвигов в области законодательной, финансово-экономической, информационной и иной поддержки малого предпринимательства, которые были реализованы в течение 1994-1998 годов.  

2. Общая характеристика малого предпринимательства  

В настоящее время малое предпринимательство является значимым средством для реализации курса социально-экономических реформ, решения комплекса политических, экономических и социальных проблем:

- снижение остроты безработицы, обеспечения занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих мест;

- формирование среднего класса собственников, способствующего стабильности в обществе;

- создание эффективной структуры экономики и конкурентной среды;

- расширение налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней;

- насыщение рынка разнообразными товарами и услугами.

Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным реально растущим сектором экономики.

Некоторые регионы России (г. Москва, Нижегородская область и др.), проводящие протекционистскую политику по отношению к малому предпринимательству, достигли высоких показателей его развития. В целом же по России развитие малого бизнеса сложно назвать благоприятным.

Продолжение курса реформ требует, чтобы поддержка частной инициативы граждан и развитие малого предпринимательства стали важной частью общегосударственной доктрины проводимых социально-экономических преобразований в Российской Федерации.  

3. Характеристика состояния малого предпринимательства Омской области  

Сегодня Омская область является регионом со средним уровнем развития малого предпринимательства (далее по тексту МП).

По состоянию на 1 января 1999 г. численность действующих на территории Омской области субъектов малого предпринимательства (МП) - юридических лиц составляет около 11 тысяч единиц. Предпринимателей без образования юридического лица около 80 тысяч человек. Численность занятых в малом бизнесе - более 170 тыс. человек.

Наибольшие объемы производства продукции (товарооборота) имеют субъекты МП, действующие в сфере торговли и общественного питания (81,1% от общего объема производства МП); значительно отстают от них малые строительные (6,4%) и промышленные (4%) предприятия. Недостаточно развиты такие перспективные для малого бизнеса виды деятельности, как бытовое и жилищно-коммунальное обслуживание, переработка сельскохозяйственной продукции.

Кризисные явления, поразившие экономику России, негативным образом отразились и на развитии предпринимательства. Прекратился численный рост предприятий, увеличилась диспропорция между производственным и коммерческим бизнесом со значительным перекосом в сторону последнего.

Объем налоговых поступлений от субъектов МП (юридических и физических лиц) в бюджета всех уровней составляет в последние два года от 6 до 8 процентов от общего объема собираемых в Омской области налогов. Образовательный ценз омских предпринимателей достаточно высок: до 60% имеют высшее образование.

Общая ситуация в сфере малого предпринимательства Омской области в настоящее время характеризуется как сложная:  

- сравнительно невысокое количество субъектов малого предпринимательства и занятого в бизнесе экономически активного населения, сокращение темпов прироста количества малых предприятий;

- дисбаланс между уровнем развития производственного и торгово-посреднического предпринимательства со значительным "перекосом" в сторону последнего;

- низкая доля предприятий малого бизнеса в общем объеме работ (услуг), производимых на территории области;

- низкие объемы налоговых отчислений малых предприятий в бюджеты различных уровней.

Сложившаяся ситуация вызвана многочисленными проблемами, остро стоящими перед предпринимательским сектором экономики, вследствие высокой степени его зависимости от динамики макроэкономических показателей и факторов воздействия внешней среды:  

- ориентация экономической политики на обеспечение интересов крупных хозяйственных и финансовых структур, монополизация факторов производства и каналов движения товаров, что создает менее благоприятные условия для деятельности малых предприятий и приводит к недостаточному учету их интересов при разработке и реализации государственной политики;

- ограниченность внутреннего рынка, узость спроса на продукцию субъектов малого предпринимательства, недостаток свободных финансовых ресурсов предприятий-потребителей и низкая покупательная способность населения в условиях растущего давления со стороны зарубежных поставщиков;

- невостребованность научно-технического потенциала, кризис в реализации высокотехнологичных проектов с длительными сроками окупаемости и, как следствие, недостаточная поддержка инновационных проектов малых предприятий при продвижении их на рынок;

- сложности с формированием стартового капитала;