Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 февраля 1994 года N 64-п

 "О региональной программе поддержки предпринимательства"

____________________________________________
Утратило силу на основании Указа Губернатора
Омской области от 25 января 2002 г. N 29

____________________________________________

В соответствии с Законами Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности", постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. N 446 "О первоочередных задачах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и в целях обеспечения развития и поддержки предпринимательства в Омской области постановляю:  

1. Утвердить региональную программу поддержки предпринимательства согласно приложению.  

2. В целях достижения реальных результатов экономической реформы в области, определения приоритетов и экономических критериев регулирования развития предпринимательства, обеспечения взаимодействия органов управления, крупных хозяйственных объединений, предприятий, общественных организаций, а также осуществления финансово-кредитной политики по реализации программы поддержки предпринимательства образовать Координационный совет программы поддержки предпринимательства в составе:  

Полежаев                - председатель совета
Леонид Константинович

Сараев                  - заместитель председателя совета, заместитель
Александр Русланович      главы администрации области, председатель
                          экономического комитета

                             Члены совета:

Соснин                  - заместитель главы администрации области
Владимир Борисович

Агеенко                 - заместитель председателя экономического
Анатолий Андреевич        комитета администрации области

Баженов                 - председатель комитета по внешнеэкономическим
Виктор Степанович         связям администрации области

Добровольский           - председатель комитета по экономическому
Владимир Евгеньевич       развитию г. Омска

Зеленский               - первый заместитель начальника территориального
Лев Борисович             управления антимонопольного комитета Российской
                          Федерации

Кислицын                - председатель комитета по ресурсному обеспечению
Вячеслав Васильевич       и производственной инфраструктуре администрации
                          области

Пайор                   - начальник финансового управления администрации
Владимир Александрович    области

Шабаршин                - первый заместитель начальника управления
Константин Кузьмич        сельского хозяйства администрации области

Терещенко               - председатель Фонда имущества области
Владимир Михайлович

Комогорцев              - председатель Омской областной ассоциации
Геннадий Яковлевич        предприятий производителей товаров и услуг

Грезин                  - президент Омской региональной ассоциации
Александр Кузьмич         промышленников и предпринимателей

Кожевников              - президент Омского областного союза
Юрий Андреевич            предпринимателей


3. Утвердить Положение о Координационном совете программы поддержки предпринимательства согласно приложению.  

4. Возложить функции исполнительного органа по реализации региональной поддержки предпринимательства на экономический комитет администрации области (Сараев А.Р.).  

5. Фонду поддержки предпринимательства и развития конкуренции в Омской области, созданному постановлением главы администрации от 18.11.93 г. N 448-п (сопредседатели Суменков С.В. и Сараев А.Р.) в своей деятельности руководствоваться настоящей программой и рекомендациями Координационного совета программы поддержки предпринимательства.  

6. Финансовому управлению администрации области (Пайор В.А.) совместно с экономическим комитетом администрации области обратиться в Минэкономики Российской Федерации и решить вопрос о финансировании в 1994 г. из федерального бюджета Омской региональной программы поддержки предпринимательства.  

7. Финансовому управлению администрации области предусмотреть в областном бюджете на 1994 г. средства для реализации проектов программы поддержки предпринимательства.  

8. Экономическому комитету администрации области, финансовому управлению администрации области, комитету внешнеэкономических связей администрации области (Баженов В.С.), государственной налоговой инспекции по Омской области (Пыхтеев А.И.), управлению юстиции администрации области (Будылко В.М.), комитету по земельной реформе администрации области (Баскаков А.Г.), комитету по экономическому развитию г. Омска (Добровольский В.Е.):

а) в срок до 1 мая 1994 г. разработать предложения:

- по льготному кредитованию предпринимательской деятельности;

- по льготному налогообложению предпринимательской деятельности;

- по выделению экспортных квот и снижению ставок налога по внешнеторговым операциям для предпринимательских структур;

б) в срок до 1 апреля 1994 г. разработать учредительные документы бизнес-центра, бизнес-инкубатора, лизинговой, страховой и аудиторской компаний;

в) ввести в практику подготовку комментариев, дающих единообразное толкование основных законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность и их распространение в средствах массовой информации.  

9. В целях привлечения зарубежных инвестиций и оказания практической помощи со стороны государственных предприятий и организаций, экономическому комитету администрации области, комитету внешнеэкономических связей администрации области обеспечить сбор информации, выпуск и публикацию каталогов предпринимательских проектов.  

10. Контроль за выполнение настоящего постановления возложить на экономический комитет администрации области (Сараев А.Р.).  

          Глава администрации                              Л.К. Полежаев


     УТВЕРЖДЕНО

     Постановлением Главы

     администрации области

     от 08.02.94 г. N 64-п

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ  

 Омская региональная Программа

 поддержки предпринимательства

 1. Анализ направлений деятельности, цели и задачи

 развития и поддержки предпринимательства  

Омская область расположена в южной части Западно-Сибирской равнины, занимает площадь 139,7 тысяч квадратных километров, что превышает размеры Австрии или Венгрии. Протяженность территории области с севера на юг составляет 600 километров, а с востока на запад - 300 километров. Климат континентальный. На территории области несколько природно-климатических зон, от тайги на севере до степи на юге. Основная водная артерия области - крупная сибирская река Иртыш. Население области составляет 2180 тысяч человек.

В области нет типичных для горной местности рудных полезных ископаемых, но здесь расположен крупнейший в мире Западно-Сибирский артезианский бассейн. В последнее время в связи с угрозой истощения мировых запасов нефти все большее значение приобретают термальные воды в качестве источника тепловой энергии. Сегодня Западно-Сибирский артезианский бассейн рассматривается многими специалистами как перспективный на термальные воды.

Тридцать процентов территории области покрыто лесами, общие запасы древесины - около 430 млн. куб. метров.

Благодаря уникальным природным условиям северных районов, там происходят интенсивные процессы торфообразования, а в озерах накоплено большое количество сопропелей. Кроме того, обнаружены месторождения нефти с запасами более 10 млн. тонн, газа - 640 млн. куб. м, промышленные залежи циркон-ильменитовых руд.

Сельскохозяйственных угодий всех категорий хозяйств около 7,0 млн. гектаров. Из них более 4,0 млн. гектаров - пашни, около 1,0 млн. гектаров - сенокосы.

Агропромышленный комплекс области, производящий 21 процент сельскохозяйственной продукции Западной Сибири, занимает одно из ведущих мест в регионе. В расчете на душу населения производственные показатели агропромышленного комплекса области значительно (в 1,5-2 раза) превышают средние по России.

На территории области четыре сельскохозяйственные зоны: южная лесостепная, степная, северная лесостепная и таежная. В настоящее время отчетливо прослеживается тенденция специализации сельскохозяйственного производства в каждой из зон. Производство зерновых культур (83 процента всей посевной площади) сосредоточено в основном в южных районах области, производство 97 процентов овощей и картофеля сосредоточено в южной лесостепной и северной лесостепной зонах.

Наряду с акционированием совхозов и колхозов (в области создано около 400 акционерных обществ), идет организация фермерских хозяйств (более 8000 ед.), товариществ с ограниченной ответственностью, ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств.

Несмотря на проводимые экономические реформы, в области идет нарастание негативных факторов, не устранив которые, можно ожидать в ближайшее время резкого сокращения производства сельскохозяйственной продукции. Главнейшими из этих факторов являются снижение пополнения основных производственных и непроизводственных фондов, ухудшение технической оснащенности сельского хозяйства, невозможность приобретения из-за высокой стоимости новой техники и технологий; вместе с тем резервы развития у сельского хозяйства, в том числе его перерабатывающей отрасли, большие.

Лицо экономики области определяет промышленность. По объему выпускаемой продукции Омск занимает четвертое место в России (после Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга). Более 90 процентов промышленного производства сосредоточено в областном центре - г. Омске. Отдельные предприятия выпускают продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке. Три четверти основных фондов приходятся на оборонную промышленность, представленную крупными машиностроительными предприятиями с развитым комплексом НИИ и КБ, обладающими значительной производственной базой и научно-техническим потенциалом. К крупнейшим предприятиям относятся и предприятия нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, которые являются сегодня лидерами экспорта продукции.

Несмотря на мощный промышленный потенциал, в области усилился экономический спад. Его основной причиной явилось нарушение сложившихся экономических связей, что определяется высокой зависимостью воспроизводственных процессов в регионе от межрегиональных и межгосударственных поставок материалов, машин и оборудования. Сложности в экономике (включая спад производства) существенно сократили источники доходов правительства и местных бюджетов и, как следствие, уменьшили возможность предпринимать какие-либо действия по улучшению ситуации.

В связи с этим первоочередное значение приобретает создание эффективного сектора негосударственных предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса, - причем не только по финансово-экономическим причинам, но и для решения социальных проблем, как в плане обеспечения занятости, так и в плане обеспечения по доступным ценам основных потребительских товаров.

В предлагаемой в нашей стране радикализации экономической реформы предпринимательство, без сомнения, займет центральное место.

Анализируя современное состояние и перспективы предпринимательства Сибирского региона и, в частности, Омской области, нельзя не учитывать богатейший исторический опыт предпринимательской деятельности в Сибири, который насчитывает уже более трех столетий.

В годы Советской власти рыночная экономика и частное предпринимательство не поощрялись (за исключением 1921-1926 гг. - новая экономическая политика).

Возрождение предпринимательства в области начинается с 1986-1987 годов, - после выхода известных правительственных и партийных документов об организации и развитии индивидуальной трудовой деятельности и кооперативного движения.

За период 1987-1989 годов в области было организовано около 1000 кооперативов, среди которых лидерами стали строительные (43%), промышленные (26%) и кооперативы, осуществляющие коммерческую и торгово-посредническую деятельность (22%). За эти годы кооперативное движение не достигло весомых экономических результатов, его доля в общем объеме производимой в области продукции и оказываемых услуг составляла не более 0,5-1%.

Начиная с 1991 года, в области наблюдаются высокие темпы роста численности предприятий малого и среднего бизнеса. Если к концу 1990 года действовало 154 малых предприятия и 1349 кооперативов, то в 1991 году - 4252, в 1992 году - 9994, а к концу 1993 года - более 20 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса, с численностью занятых более 140 тысяч человек.

Предпринимательская деятельность развивается практически в каждом районе города и области. Основная часть предпринимательских структур (84%) сосредоточена в областном центре, где больше источников трудовых и сырьевых ресурсов, шире потребительский рынок.

В общем количестве предпринимательских структур подавляющее большинство (96,8%) составляют предприятия малого бизнеса. В численном выражении доля средних и крупных предпринимательских структур относительно невелика, но они играют существенную роль в предпринимательской области.

По видам деятельности предпринимательство и малый бизнес охватывают почти все отрасли и сферы экономики области.

Большинство предприятий являются многопрофильными. Анализ данных за 1991-1993 годы показывает, что предпринимательство области развивается главным образом по следующим направлениям:

Посредническая деятельность - его доля неуклонно возрастает и составляет в настоящее время одну треть среди прочих видов деятельности. Это объясняется сравнительной простотой получения прибыли при посреднических операциях, емкостью рынка области.

Торговая (коммерческая) деятельность - пятая часть среди прочих видов деятельности предприятий малого и среднего бизнеса.

Строительство - благоприятная сфера развития малого предпринимательства, что объясняется сравнительно низкой стоимостью основных фондов, малой длительностью технологического цикла, доступностью необходимых для работы материалов, достаточно простой технологией работ и простыми требованиями к квалификации работников. В сфере предпринимательства развивается, главным образом, жилищное строительство (около 3/4 от общего объема работ).

Недостаточно развиты такие перспективные направления предпринимательской деятельности, как производство несложных товаров народного потребления, бытовое обслуживание населения, жилищно-коммунальное хозяйство, общественное питание, переработка сельскохозяйственной продукции и др. Менее 1% среди прочих видов деятельности предпринимателей занимает кредитование, страхование и финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом. Данные о распределении предпринимательских структур по видам деятельности приводятся в диаграмме N 1.

Омские предприниматели активно участвуют во внешнеэкономической деятельности. Около 54% объема импортных поставок и 37% объема экспорта осуществляется предпринимательскими структурами. Однако только 2-3% экспортируемой продукции производится самими предпринимателями, в основном они выступают в качестве посредников и дилеров во внешнеторговых операциях.

Практика свидетельствует, что большинство предпринимательских структур создаются в виде товариществ, индивидуальных частных предприятий, кооперативов и акционерных обществ. С достаточной уверенностью можно прогнозировать,что сложившаяся картина сохранится в ближайшее время, при этом несколько увеличится количество акционерных обществ, совместных предприятий и филиалов юридических лиц. Распределение предпринимательских структур по организационно-правовым формам приводится в диаграмме N 2.  

 Диаграмма N 1 Распределение предприятий малого и среднего бизнеса

 Омской области по видам деятельности, 1993 год  

┌═══════════════════════════‰
│            промышленность │||||||||  7,0 %
│                           │ 
│           сельское хоз-во │|   0,5 %
│                           │ 
│             лесное хоз-во │    0,02 %
│                           │ 
│                 транспорт │||  1,0 %
│                           │ 
│     транспортно-экспедиц. │||  1.0%
│           услуги          │ 
│                     связь │|   0,4 %
│                           │ 
│             строительство │||||||||||||||||||||||  16,5 %
│                           │ 
│   ремонт зданий и сооруж. │    0,007 %
│   производственного знач. │ 
│                           │ 
│   ремонт зданий и сооруж. │    0,08 %
│   непроизводствен. знач.  │ 
│                           │ 
│          торговля оптовая │|||||||||||||||||  12,0 %
│                           │ 
│        торговля розничная │||||||||||||||||||||||  16,3%
│                           │ 
│      общественное питание │    0,12 %
│                           │ 
│   материально-техническое │||||  4,0 %
│          снабжение и сбыт │ 
│   заготовительная деят-ть │||  2,0 %
│                           │ 
│    информационно-вычислит.│    0,2 %
│       обслуживание        │ 
│                           │ 
│     операции с недвижимым │    0,01 %
│        имуществом         │                                   33,0 %
│                           │ 
│    посредническая деят-ть │|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
│                           │ 
│  прочие виды деятельности │    0,02 %
│                           │ 
│ сферы материального пр-ва │ 
│      жилищно-коммунальное │    0,03 %
│         хозяйство         │ 
│   непроизводственные виды │    0,08 %
│   бытового обслуживания   │ 
│  здравоохранение, физич-я │|   1,0 %
│         культура          │ 
│      народное образование │    0,2 %
│                           │ 
│ изготовление любительских │    0,0009 %
│ к\фильмов, звукозапись    │ 
│                           │ 
│      культура и искусство │|   0,8 %
│                           │ 
│ наука и научное обслужив. │||  2,0 %
│                           │ 
│ кредитование,страхование, │    0,6 %
│   финансовая деятельность │ 
│                           │ 
│  другие виды деятельности │||  1,8 %
└═══════════════════════════… 



Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»