ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 1994 года N 559-п
О мерах по обеспечению занятости населения
в случае возникновения критической ситуации на рынке труда
______________________________________________
Утратило силу на основании Указа Губернатора
Омской области от 9 января 2004 г. N 2
______________________________________________
В целях координации деятельности органов государственной власти и управления, профсоюзных организаций, объединений (ассоциаций) работодателей в условиях критической ситуации на рынке труда Омской области и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 432 "О мерах по обеспечению занятости населения в случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах Российской Федерации" постановляю:
1. Утвердить Положение "О мерах по разрешению критической ситуации на рынке труда Омской области". (Прилагается)
2. Утвердить Положение "О комиссии по предотвращению критической ситуации на рынке труда Омской области". (Прилагается)
3. Утвердить состав комиссии по предотвращению критической ситуации на рынке труда Омской области (прилагается).
Глава администрации
Л.К. Полежаев
Постановлением главы
администрации области
от 21.11.94 г. N 559-п
Положение
Данное положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 03.05.94 г. N 432 "О мерах по обеспечению занятости населения в случаях возникновения критической ситуации на рынке труда в отдельных регионах Российской Федерации", на основе приказа Федеральной службы занятости России от 17.05.94 г. N 64 "О порядке деятельности органов Федеральной государственной службы занятости населения в критических ситуациях на рынке труда", решения Координационного совета по проблемам труда, занятости и миграции населения Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение".
1.1. Режим критической ситуации на рынке труда - комплекс специальных мероприятий, направленных на предотвращение и устранение критической ситуации на рынке труда.
1.2. Ситуация на рынке труда области считается критической при наличии одного из следующих факторов:
- уровень безработицы в регионе превысил спрогнозированный по максимальному варианту (соответствующий 3.5%) и требует пересмотра бюджета в сторону увеличения статьи затрат на выплату пособий по безработице, оказание членам семей безработных материальной помощи. Становятся невыполнимыми в полном объеме остальные программы поддержки занятости населения;
- при допустимом уровне безработицы (до 30%) произошло значительное снижение налоговых поступлений (более 30% от запланированных средств) в Фонд занятости, в результате чего ощущается недостаток средств на выплату пособий по безработице, в том числе и после корректировки статей расхода Фонда занятости.
1.3. Основанием для разработки мер, направленных на предотвращение критической ситуации на рынке труда Омской области, является достижение уровня одного или следующих показателей:
- официальный уровень безработицы - свыше 3.0%
- удельный вес лиц, находящихся в статусе
безработного более четырех месяцев - свыше 70%
- удельный вес лиц, находящихся в статусе
безработного более одного года - свыше 15%
- доля в общей численности безработных,
зарегистрированных службой занятости:
- молодежи - свыше 50%
- женщин - свыше 85%
- инвалидов - свыше 7.0%
- численность граждан, ищущих работу и
состоящих на учете, приходящихся на одну
вакансию, заявленную в службу занятости
населения области - свыше 10 чел.
- численность работников, предполагаемых к - свыше 12 тыс.
высвобождению на ближайший квартал чел. (по городу)
- удельный вес предполагаемых к высвобождению
работников в численности работающих на
основных предприятиях города - свыше 10%
* Методика расчетов прилагается.
2.1. Для координации действий исполнительных органов власти по разработке пакета мер и порядка их применения решением главы администрации области создается областная комиссия по предотвращению критических ситуаций на рынке труда.
2.2. В случае возникновения критической ситуации в отдельных районах области главам администраций этих районов дается поручение создать районную комиссию, действующую на период критической ситуации.
2.3. Деятельность комиссии регламентируется Положением, утвержденным главой администрации области.
3.1. Перераспределение средств Фонда занятости в части увеличения статьи затрат, выделяемой на предотвращение массовых увольнений для предприятий, работники которых находятся в вынужденных административных отпусках или работают в режиме неполного рабочего дня/недели (компенсационные выплаты).
3.2. Принятие решения о целевом использовании средств, выделяемых на сохранение или создание новых рабочих мест, исключив возможность изъятия этих средств в счет погашения задолженности предприятия по налогам в бюджет.
3.3. Принятие решения об обязательном информировании службы занятости учебными заведениями области о численности выпускников, не обеспеченных рабочими местами за 2 месяца до начала выпуска студентов.
3.4. Развитие субсидированной занятости (из Фонда занятости - для слабозащищенных категорий безработных, субсидии при найме и трудоустройству незанятого населения - из иных источников).
4.1. Организация широкомасштабных общественных работ для безработных граждан.
4.2. Введение специальных мер поощрения добровольного увольнения с предприятий работников пенсионного возраста.
4.3. Стимулирование более раннего выхода на пенсию или открытие собственного дела (предоставление единовременной суммы как части выходного пособия).
4.4. Введение особого контроля за порядком исполнения процедур, предусмотренных нормативными актами по организации массового высвобождения.
4.5. Введение специальных поощрительных мер для развития самозанятости и индивидуальной трудовой деятельности.
5.1. Направление на предприятия, производящие массовые высвобождения, передвижной лаборатории профконсультации и психологической поддержки.
5.2. Перевод службы занятости на 2-х сменный режим работы в случае резкого роста числа обращающихся.
Учитывая увеличение нагрузки специалистов, служба занятости мобилизует дополнительные кадровые ресурсы, принимая граждан, нуждающихся в трудоустройстве и имеющих высшее (экономическое, юридическое) образование на временную работу.
5.3. Организация мини-ярмарок на ведущих предприятиях города, осуществляющих массовые увольнения.
5.4. Перераспределение статей бюджета в сторону увеличения затрат на социальную поддержку безработных.
5.5. Уведомление отделений Сбербанка за один месяц до начала массовых увольнений об увеличении объема выплат. В случае необходимости дополнительного найма персонала Сбербанка привлекаются на временную работу безработные, имеющие специальность бухгалтера.
Мобилизация финансовых ресурсов на реализацию благотворительных программ, включая организацию бесплатного питания, компенсацию оплаты за жилье, коммунальные услуги и т.п.
7.1. Организация дополнительных краткосрочных курсов для безработных в действующих учебных заведениях с их финансированием из бюджета фонда занятости.
7.2. Ограничение конкурсного набора в старшие классы средней школы.
7.3. Включение в учебные планы и программы изучения основ предпринимательства, маркетинга, менеджмента и действующего законодательства, а также навыков поиска работы.
8.1. Широкомасштабные общественные работы создаются в условиях критической ситуации на рынке труда за счет средств местного бюджета и иных источников (резервных фондов, спонсоров, Фонда занятости, работодателей и т.д.).
Широкомасштабные общественные работы - это временные трудоемкие рабочие места, ликвидируемые после завершения объема работ, не требующие предварительной профессиональной подготовки работников и имеющие социально полезную направленность.
8.2. Программа общественных работ преследует следующие цели:
- предоставление источника дохода для безработных, в особенности для тех, кто, исчерпав право на пособие, не нашел постоянной работы;
- развитие экономической и социальной инфраструктуры (ремонт дорог, тротуаров, чистка дренажных систем, водоотвода, работа по поддерживанию в нормальном состоянии парков, посадка деревьев, работа в домах для престарелых и т.п.);
- поддержание и развитие навыков работы и стимулов к труду безработных, особенно молодежи и тех, кто впервые вступает на рынок труда.
8.3. Органы исполнительной власти:
- определяют вероятные виды, объемы общественных работ, перечень предприятий, участвующих в программах;
- разрабатывают процедуры, необходимые для реализации программы, включая определение перечня лиц, которые могут возглавить временные бригады;
- определяют резервные финансовые и материальные ресурсы, необходимые для быстрого развертывания программы;
- определяют места возможного временного размещения участников широкомасштабных общественных работ в случае их проведения вдали от постоянного места жительства, а также требуемое оснащение: организацию питания, медицинской помощи, охрану общественного порядка и т.д.
9.1. Компенсационные выплаты за счет средств Государственного фонда содействия занятости населения применяются как чрезвычайная мера материальной поддержки работников, находящихся под риском увольнения, с тем, чтобы в условиях кризиса сохранить кадровый потенциал и предотвратить единовременное массовое высвобождение.
9.2. Финансовые средства выделяются в целях предотвращения критической ситуации на рынке труда предприятиям, предоставившим в службу занятости информацию о предстоящих массовых сокращениях.
Компенсационные выплаты предназначаются прежде всего для предприятий, относящихся к градообразующим.
9.3. Финансовые средства на компенсационные выплаты работникам предоставляются предприятиям, производившим отчисления страховых взносов в фонд занятости при одновременном соблюдении следующих основных условий:
- ухудшение финансово-экономического положения произошло по объективным причинам и подтверждается соответствующими документами;
- увольнение работников по инициативе предприятия прекращается в течение всего периода компенсационных выплат.
9.4. В исключительных случаях по решению постоянно действующей областной комиссии по предотвращению критической ситуации на рынке труда компенсационные выплаты на безвозвратной основе могут предоставляться предприятиям, не перечислявшим страховые взносы в Фонд занятости по причине отсутствия средств на оплату труда.
9.5. Компенсации выплачиваются работникам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, в размере минимальной оплаты труда, установленной действующим законодательством.
9.6. Продолжительность периода выплаты компенсаций каждому работнику не должна превышать 4-х месяцев подряд либо в сумме календарных месяцев в течение календарного года.
9.7. Компенсационные выплаты начисляются с учетом действующих районных коэффициентов.
9.8. В случае участия работников предприятия, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, в работах, определенных исполнительными органами государственной власти, размер компенсационных выплат может быть увеличен до двухкратной величины.
9.9. Выплата компенсаций работникам производится администрацией предприятия в том же порядке, что и заработная плата.
к Положению "О мерах по
разрешению критической
ситуации на рынке труда
Омской области"
Методика расчетов