Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 января 1994 года N 30-п

 О социально-экономическом состоянии в 1993 году
 и прогнозе развития области в 1994 году


______________________________________________
Утратило силу на основании Указа Губернатора
Омской области от 29 июля 2002 г. N 190

______________________________________________


Подводя итог происходящих в 1993 году процессов и рассмотрев прогноз развития области на 1994 год, следует отметить, что основной характеристикой экономической ситуации в области в 1993 году явилось состояние стратегии. Вместе с тем, экономические преобразования, проходившие в 1993 году, меняли хозяйственную среду области, возрастала роль рыночных регуляторов, появились предпосылки к осуществлению одной из главных целей реформирования - структурной перестройки. Практически каждого жителя области затронули радикальные преобразования в земельных отношениях, благодаря которым создаются условия для вложения капитала в землю, введение ее в рыночный оборот.

Условия, взятые в основу разработки прогноза развития области в 1994 году, направлены на смягчение кризисных последствий 1993 года, финансовую и экономическую стабилизацию. В целях реализации условий, заложенных в прогноз развития области на 1994 год постановляю:  

1. Согласиться с представленным экономическим комитетом администрации области прогнозом социально-экономического развития области на 1994 год.  

2. Считать целесообразным продолжить практику совместного формирования финансовым управлением и экономическим комитетом администрации области основных финансовых показателей прогнозов социально-экономического развития и бюджета области и поручить им обоснование предельных ставок налога на прибыль в соответствии с указом Президента Российской Федерации N 2270 от 22 декабря 1993 года. Срок - 1 квартал 1994 года.  

3. Экономическому комитету администрации области (Сараев А.Р.) совместно с финансовым управлением администрации области (Пайор В.А.) и государственной налоговой инспекции по Омской области (Пыхтеев А.И.) внести предложения о принципах взаимодействия в области финансовой политики с целью регулирования отношений институтов власти и хозяйствующих правовых норм.  

4. Финансовому управлению администрации области разработать в первом квартале 1994 года систему оценки эффективности использования бюджетных средств.  

5. Для достижения стабилизации производства в агропромышленном комплексе области через направленное изменение его структуры, технологического и технического уровня и номенклатуры продукции управлению сельского хозяйства администрации области (Лыхенко Н.Д.)в течение первого квартала 1994 года разработать программу государственной поддержки предприятий комплекса и крестьянских (фермерских) хозяйств.  

6. Для взаимодействия всех структурных подразделений агропромышленного комплекса, а также предприятий и организаций, обеспечивающих население области продуктами питания, управлению сельского хозяйства администрации области внести предложения по изменению функций управления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 66 от 10 января 1994 года "О структуре Федеральных органов исполнительной власти" в первом квартале 1994 года.  

7. Экономическому комитету администрации области (Сараев А.Р.), в срок до 1 марта 1994 года разработать и представить для рассмотрения в Минэкономики РФ и государственным заказчикам по соответствующим программам предложения по финансированию в 1994 году строек из федерального бюджета и других централизованных источников.  

8. Финансовому управлению администрации области совместно с экономическим комитетом администрации области подготовить и внести предложения в Минфин РФ о погашении задолженности по стройкам, финансируемым в 1993 году из федерального бюджета. Проработать до 28 февраля 1994 года варианты погашения задолженности за работы, выполненные в 1993 году на стройках, финансируемых из областного бюджета.  

9. Экономическому комитету администрации области в двухнедельный срок после утверждения бюджета определить перечень объектов, финансируемых в 1994 году из областного бюджета и временно приостановленных строительством, и предоставить в администрацию области.  

10. Комитету по управлению имуществом Омской области (Захарченко В.Я.) совместно с экономическим комитетом администрации области и организациями-заказчиками внести предложения о дальнейшем использовании приостановленных строительством объектов.  

11. Омскому антимонопольному управлению (Суменков С.В.) внедрить в практику деятельности "Положение о взаимодействии в работе Омского антимонопольного управления и экономического комитета администрации области по государственному регулированию цен на продукцию предприятий-монополистов".  

12. Экономическому комитету администрации области, комитету по ресурсному обеспечению и производственной инфраструктуре (Кислицын В.В.) в соответствии со структурными преобразованиями экономики области откорректировать региональную программу конверсии ВПК.  

13. Экономическому комитету администрации области в целях стабилизации хозяйственных комплексов области, выявления и приоритетного развития перспективных зон хозяйствования способствовать созданию финансово-промышленных групп в народном хозяйстве области.  

14. Управлению сельского хозяйства администрации области совместно с комитетом по управлению имуществом области в течение первого квартала 1994 года разработать "Положение о порядке содержания социальной инфраструктуры села".  

15. Для обеспечения торгового обслуживания населения сельских населенных пунктов области и пополнения товарами народного потребления розничных торговых предприятий облпотребсоюзу (Горчаков Г.М.) решить вопрос о предоставлении в аренду торговых площадей в районах области акционерным обществам.  

16. Комитету по управлению имуществом Омской области по согласованию с администрациями районов области в 1 квартале текущего года представить на рассмотрение коллегии при главе администрации области перечень предприятий бытового обслуживания, относимых к областной собственности.  

17. Главному управлению труда и занятости (Покровский Г.Е.), управлению социальной защиты населения администрации области (Опарин Н.И.) в целях усиления адресной социальной поддержки населения в условиях снижения уровня жизни ввести в первом полугодии 1994 года социальное пособие по бедности.  

18. Главному управлению труда и занятости администрации области разработать систему мониторинга социально-трудовых проблем в Омской области.  

19. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителей главы администрации области.  

 О прогнозе развития области на 1994 год  

Социально-экономическая ситуация в области в 1993 году характеризовалась спадом производства во всех отраслях народного хозяйства области, снижением инвестиционной активности, с одной стороны, институциональными изменениями - с другой. Доминировали в экономике области и внешние факторы, задаваемые общим ходом экономических процессов.

Либерализация цен на топливо, энергоносители, продукцию базовых отраслей привела к резкому ограничению платежеспособного спроса, нехватке оборотных средств предприятий большинства отраслей материального производства. Все это вылилось в проблему неплатежей - наиболее острую и сложно решаемую проблему года.

Вместе с тем, проходящее в 1993 году трансформирование государственной формы собственности, коммерциализация сферы производства, торговли и услуг придали экономике новый облик. Фактор спроса начал менять структуру выпускаемой продукции в нефтеперерабатывающей, машиностроительной, лесоперерабатывающей, легкой промышленности. Появились предпосылки к осуществлению одной из главных целей реформирования экономики - структурной перестройки, важным аспектом которой явились изменения в способе производства, переход к многоукладности, многообразию форм собственности.

В промышленности приватизировано 47,6 процента от общего числа предприятий, в строительстве негосударственными предприятиями в 1993 году выполнено 73 процента подрядных работ, в торговле на их долю пришлось 51,2 процента товарооборота, действует 20 тысяч юридических лиц, 92,7 процента из которых - предприятия с негосударственной формой собственности.

Все большую роль предприятия негосударственной формы собственности играют в формировании бюджета области, доля платежей в бюджет г. Омска в 1993 году предприятий негосударственного сектора увеличилась с 35,6 до 55,2 процента.

Развивается в области рыночная структура: действуют 4 биржи, 11 банков, 9 чековых инвестиционных фондов, 29 коммерческих и 4 государственные страховые компании, 19 аудиторских фирм. Формируется рынок недвижимости.

Институциональные изменения, происходящие в 1993 году, становятся реальной базой для реформирования.

Прогноз социально-экономического развития области на 1994 год базировался на реальной оценке условий, созданных в экономике области в 1993 году.

Определяющим в развитии промышленности области в 1994 году явится характер проблем, которые можно обобщить в три группы.  

Первая группа - проблемы финансового характера, которые оказывают негативное влияние на все стороны экономики, к ним относятся проблемы неплатежей и недостаток оборотных средств.  

Вторая группа проблем связана с диспропорциями спроса и предложения.  

Третья группа - проблемы конкретного предприятия. Решение этих проблем находится в рамках реализации селективной структурной политики области и осуществляется путем введения в действие механизма отбора предприятий либо для поддержки, либо для реорганизации.

В 1994 году на предприятиях нефтепереработки прогнозируется объем производства на уровне 98,3 % к 1993 году. Производство светлых нефтепродуктов несколько возрастет за счет сокращения производства мазута.

Производство электроэнергии в 1994 году прогнозируется в объеме 8,2 млрд. кВт.-часов против 8.7 млрд. кВт.-часов в 1993 году.

В отрасли проводится государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, что позволяет устанавливать тарифы на электрическую и тепловую энергию через региональную энергетическую комиссию с учетом самофинансирования предприятий, не допуская включения в себестоимость продукции неоправданных затрат. Этот механизм прогнозируется сохранить и в 1994 году.

Выпуск продукции предприятиями химической и нефтехимической промышленности в 1994 году сократится на 3 процента против уровня 1993 года. Уменьшится производство синтетических каучуков и латексов на 2 процента, технического углерода - на 2 процента, грузовых шин - на 3 процента. Производство полистирола намечается на уровне 1993 года.

Характерной особенностью прогнозируемого периода является осуществление целенаправленных структурных преобразований в отраслях оборонной промышленности. Прогнозируется рост производства новой авиационной техники (АН-74 и АН-2) на ПО "Полет", универсальных пропашных тракторов класса 1,4 в ПО "Завод транспортного машиностроения", медицинской техники в ПО "Автоматика", промышленного холодильного оборудования в АПО "Сибкриотехника".  

 Агропромышленный комплекс  

Прогнозные оценки производства на 1994 год в отраслях агропромышленного комплекса разработаны с учетом дальнейшего углубления экономической реформы.

Валовый сбор зерна в 1994 году прогнозируется в объеме 2850 тыс.тонн, из которого 650 тыс. тонн предусматривается продать предприятиям АО "Омскхлебопродукт" для обеспечения населения области продовольственным зерном. Основными производителями и поставщиками зерна остаются и в 1994 году реформированные колхозы и совхозы. Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств в производстве зерна достигнет 13,4 процента.

Производство картофеля ожидается в объеме 677 тыс. тонн, из которых 89% будет выращено населением.

Производство овощей намечается в количестве 157 тыс. тонн, из них 49,6 тыс. тонн - в общественном секторе (31,6 %).

Ввиду сокращения поголовья скота и птицы в акционерных обществах производство (реализация) скота и птицы ожидается в объеме 287 тыс. тонн против 309 тыс. тонн в прошлом году, молока соответственно 1277 и 1357,3 тыс. тонн, яиц - 667 и 669 млн. штук.

Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства позволят обеспечить население области продуктами питания.

В перерабатывающей промышленности процесс приватизации продолжится и в 1994 году. Несколько стабилизируется производство продовольственных товаров, объем их выпуска возрастет на 1,5 процента.

Прогнозируется рост производства мясомолочных продуктов. Выпуск хлеба и хлебобулочных изделий прогнозируется с ростом на 2,4 процента.  

 Транспорт и связь  

В 1994 году исходя из продолжающегося снижения платежеспособного спроса населения на транспортные услуги прогнозируется дальнейшее снижение объемов перевозок народнохозяйственных грузов и пассажиров всеми видами транспорта. Транспортом общего пользования прогнозируется перевезти 89,6 млн. тонн грузов и 566,9 млн. пассажиров, что на 6,1 млн. тонн и 17,0 млн. человек меньше, чем в 1993 году. Пассажирооборот прогнозируется в объеме 8764,5 млн. пасс.-км. (101,3 %).

Объединенный авиаотряд предусматривает снижение отправок пассажиров, почты, грузов. Объем пассажирооборота снижается на 0,3 процента. В целом авиаотрядом предусматривается получить прибыль в 1994 году в размере 421 млн. рублей, которая будет направлена на приобретение подвижного состава.

В 1994 году прирост количества телефонных аппаратов по области составит 9000 штук за счет ввода в действие новых АТС, у населения прирост составит 17200 штук.  

 Инвестиционная деятельность  

Прогноз капитальных вложений на 1994 год определен с учетом условий, сложившихся в 1993 году в инвестиционной сфере, прогнозов в материальном производстве, возможностей бюджета.

Общий объем капитальных вложений за счет всех источников финансирования в сметных ценах 01.01.91 года оценивается в 1050 млн. рублей. Доля собственных средств предприятий в общем объеме капитальных вложений составит 29,7 процента против 56,8 процента в 1993 году, средства федерального бюджета составят 21,5 процента.

Из общего объема на производственное строительство предусматривается направить 58 процентов, или 609 млн. рублей, из них более половины объема капитальных вложений будет направлено на развитие приоритетных отраслей.

На непроизводственное строительство прогнозируется направить 42 процента капитальных вложений, из них 51,6 процента предусматривается направить на жилищное строительство, 25,8 процента - на коммунальное строительство.

В прогноз 1994 года по непроизводственному строительству включены переходящие объекты, имеющие высокую строительную готовность.

В 1994 году предусматривается ввести в эксплуатацию больниц на 280 коек, общеобразовательных школ на 10,1 тыс. мест, жилья - 740 тыс. кв. метров общей площади.

Подрядные работы прогнозируются в объеме 845 млн. рублей в ценах 1991 года.

Прогнозом 1994 года предусматривается ввести 3-й пусковой комплекс объединенных биологических очистных сооружений г. Омска, локальные очистные сооружения на предприятиях, очистные сооружения канализации г. Тары, что позволит сократить объем сброса загрязненных сточных вод на 15 млн. куб.м. против уровня 1993 года.

Источниками средств на реализацию этих и других природоохранных работ будут служить средства предприятий, экологического фонда, средства федерального и местного бюджетов.  

 Финансы и цены  

В связи с изменениями в формировании бюджета в 1994 году, начиная со второго квартала, смещаются акценты местной финансовой политики.

Поиск новых налогов, налогоплательщиков, увеличение бюджетной массы на месте и расход бюджетных средств увязывается в единую систему: Россия - регион - субъект федерации (имея в виду текущие расходы на душу населения). Чем меньше расходов на душу населения относительно России и региона, тем большую помощь получит область.

Бюджетные расходы по отраслям могут воспроизводить тот уровень бюджетных отношений или стимулировать производство, структурное потребление, снимая прямое финансирование бюджета.

Среднегодовой уровень цен в 1994 году может превысить уровень 1993 года в 6-7 раз, в том числе по отраслям:

     промышленность              - 7,2
     строительство               - 7,1
     сельское хозяйство          - 7,5
     транспорт и связь           - 6,1
     торговля, общепит, МТС      - 6,6
     прочие виды деятельности    - 5,7

Рост оптовых цен предопределит изменения в уровне и динамике потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, их рост составит 7-8 раз, при этом опережающими темпами прогнозируется дорожание продуктов питания.  

 Потребительский сектор экономики  

В производстве товаров народного потребления на 1994 год прогнозируется рост на 101,6 процента к уровню 1993 года, в том числе по непродовольственным - 101 процент. В намерениях предприятий предусматривается увеличение выпуска сложной бытовой техники: стиральных машин, пылесосов, электроутюгов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»