Недействующий

 
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июня 1994 года N 288-п

О ТИПОВЫХ ПРАВИЛАХ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ И ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К РАБОТЕ МЕЛКОРОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Постановлений Главы Администрации Омской области от 23.02.95 N 98-п, от 07.05.98 N 152-п)

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Указа Губернатора Омской области от 29.08.2001 N 185.
____________________________________________________________________


В целях регулирования организации торговых процессов и деятельности предприятий торговли всех форм собственности, усиления ответственности руководителей торговых предприятий за качество реализуемых товаров и услуг, защиты прав и интересов покупателей, повышения уровня торгового обслуживания населения и во исполнение рекомендаций Комитета Российской Федерации по торговле, согласованных с Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономический структур и Министерством юстиции России, постановляю:

1. Утвердить:

Типовые Правила работы предприятий розничной торговли в Омской области (приложение N 1);

Основные требования к работе мелкорозничной торговой сети на территории Омской области (приложение N 2).

2. Администрации г. Омска, районным администрациям привести ранее принятые постановления и распоряжения в части соблюдения Правил розничной торговли и требований к работе мелкорозничной торговой сети в соответствии с настоящим Постановлением.

3. Просить Омское антимонопольное управление, Омский союз потребителей, областное Общество защиты прав потребителей осуществлять свою деятельность по контролю за соблюдением типовых правил работы предприятий розничной торговли и Основных требований к работе мелкорозничной торговой сети.

4. Заместителю главы администрации области Соснину В.Б. обеспечить освещение в средствах массовой информации Типовых правил работы предприятий розничной торговли и Основных требований к мелкорозничной торговой сети.

5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя главы администрации области Соснина В.Б., администрацию г. Омска, глав администраций районов.


Глава администрации
Л.К.Полежаев

Приложение N 1
к Постановлению Главы
Администрации Омской области
от 17 июня 1994 года N 288-п

ТИПОВЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящие Правила определяют основные требования к порядку работы предприятий розничной торговли (в дальнейшем - предприятие) независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы.

2. Каждое предприятие должно иметь лицензию на право торговой деятельности, выдаваемую органами местного самоуправления районов и городов области в установленном порядке, - в соответствии с Постановлением главы администрации области от 30 декабря 1993 года N 527-п "О создании системы лицензирования отдельных видов деятельности на территории области" и последующими документами областной администрации по данному вопросу и от 2 марта 1993 года N 75-п.

3. Основной задачей предприятия является розничная торговля товарами народного потребления в ассортименте, соответствующем его товарному профилю (типу), а также другими товарами, обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени на покупки, оказание дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов покупателей, своевременные расчеты с поставщиками продукции, соблюдение кассовой дисциплины.

4. Товарный профиль (тип) предприятия торговли определяется Уставом и согласовывается с соответствующими органами местной администрации при его регистрации.

5. Предприятие должно иметь вывеску с указание его наименования, профиля, режима работы, организационно-правовой формы (принадлежности), юридический адрес.

В торговом зале на доступном для покупателя месте должна находится Книга отзывов и предложений.

6. Режим работы государственным (муниципальным) предприятиям торговли устанавливается по решению соответствующих администраций. Режим работы предприятий, основанных на иных формах собственности, определяется собственником по согласованию с администрацией соответствующего района.

7. При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассы прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы предприятия, однако все покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, должны быть обслужены.

В предприятиях самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале (отделе, секции).

За 15 минут до закрытия торгового предприятия покупатели предупреждаются о прекращении обслуживания.

Запрещается закрывать магазин до начала обеденного перерыва или до окончания работы.

8. При закрытии предприятия для проведения санитарных работ, ремонта, переоборудования, в связи с его ликвидацией администрация или руководитель заблаговременно уведомляют об этом районную администрацию. Покупатели извещаются о закрытии предприятия торговли специальным объявлением за 5 дней до его закрытия. В объявлении также указывается адрес ближайшего предприятия торгующего аналогичными товарами.

9. Торговый зал и складские помещения должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным органами исполнительной власти для предприятий соответствующего типа. Оборудование предприятия и инвентарь должны содержаться в образцовом санитарном и техническом состоянии.

Средства измерений в соответствии с установленными требованиями, сроками и в установленном порядке должны подвергаться обязательной поверке органами Государственной метрологической службы области.

Результаты поверки средств измерений удостоверяются соответствующим клеймом или свидетельством о поверке.

10. Для рекламы товаров и услуг используются оконные и внутренние витрины, где выставляются образцы имеющихся товаров, которые также подлежат продаже по требованию покупателя. Образцы товаров, являющиеся инвентарем магазина, продаже не подлежат.

Витрины должны отвечать санитарным и эстетическим требованиям.

II. ПРИЕМКА, ХРАНЕНИЯ И ПОДГОТОВКА ТОВАРОВ К ПРОДАЖЕ


11. Приемка товаров по количеству и качеству на предприятиях всех форм собственности должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными актами и сопроводительными документами поставщика (продавца), а также другими необходимыми документами. В муниципальных магазинах приемка товаров осуществляется лицами, на которых возложена материальная ответственность.

12. Принятые предприятиями в установленном порядке товары оприходуются в день поступления по их фактическому наличию. В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления (вызов эксперта, проверка цены, качества, количества) в текстовой части товарного отчета за итогом прихода делается запись о поступлении товаров с указанием поставщика (продавца), общей стоимости товара в свободных отпускных ценах, а также причин невозможности оприходования товара в день его поступления.

13. Не подлежат приемке предприятием товары с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующие требованиям к качеству, стандартам.

14. При хранении товаров на складах, размещении и выкладке их в торговых залах, мелкорозничной сети работники предприятия обязаны строго соблюдать принципы товарного соседства, санитарные правила, нормы складирования и требования противопожарной безопасности.

Режим хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения) должен отвечать стандартам и требованиям к качеству, содержащимся в нормативно-технических документах.

15. Товар должен быть соответствующим образом подготовлен к продаже (освобожден от тары, одежда чистая и отутюжена, куски ткани оправлены, велосипеды, мотоциклы, мопеды и другие изделия из металла собраны и очищены от смазки, бутылки и консервные банки протерты, соответствующие товары должны быть зачищены, нарезаны, предварительно расфасованы и т.п.).

16. Все работники муниципального торгового предприятия, и в первую очередь, материально-ответственные лица, обязаны обеспечить сохранность товаров и принимать необходимые меры к недопущению снижения их качества.

III. ПРОДАЖА ТОВАРОВ


17. К моменту открытия предприятие должно быть подготовлено к работе: товары снабжены четко оформленными и заверенными ярлыками цен, обновлена их выкладка, подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочные материалы, контрольно-кассовые машины.

18. Продажа товаров в предприятии торговли производится всем гражданам на общих основаниях за наличный и безналичный расчеты.

Льготы в торговом обслуживании отдельным группам населения представляются на основании законодательных актов Российской Федерации, а также на основании решений местных органов исполнительной власти.

19. На все реализуемые товары, подлежащие сертификации, предприятие торговли должно иметь сертификаты, выданные или признанные уполномоченным на то на территории области органом, нормативно-техническую документацию, удостоверяющие качество товаров, их безопасность для жизни и здоровья людей, и обеспечивать соответствие реализуемых товаров требованиям указанных документов, а также источники их поступления.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Основ гражданского законодательства предприятие торговли несет ответственность за качество реализуемых товаров в соответствии с действующим законодательством.

(абз. 2 в ред. Постановления Главы Администрации Омской области от 07.05.98 N 152-п)

Запрещается продажа товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующих требованиям к качеству, стандартам.

20. Взвешивание и отмеривание товаров производится в соответствии с Правилами пользования мерами и измерительными приборами в предприятиях торговли и общественного питания.

21. Гастрономические, сыпучие, метражные и штучные товары не имеющие фабричной упаковки, отпускаются в бумаге, пакетах или другой соответствующей свойствам товара упаковке. Стоимость целлофановой и полиэтиленовой упаковки оплачивается покупателем дополнительно. По просьбе покупателей продавцы должны нарезать отпускаемые гастрономические товары.

Нерасфасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в посуду покупателей по весу или с применением стандартной мерной емкости.

22. В торговых залах продовольственных магазинов должны быть установлены на доступном для покупателей месте контрольные весы, овоскоп.

23. По решению органов местного самоуправления в предприятиях торговли могут вводиться предельные нормы отпуска товаров одному покупателю.

24. Продажа товаров, облагаемых акцизами, перечень которых утверждается Правительством, производится только при наличии лицензии на право торговли такими товарами, выдаваемой лицензионными службами или соответствующими администрациями в установленном порядке. На товары, подлежащие лицензированию по решению соответствующих органов, также должны быть лицензии.

25. Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, для которых установлены особые правила торговли (спиртные напитки, ружья, средства самообороны и патроны к ним, комиссионные, посылочная торговля) осуществляется с соблюдением также и этих правил.

26. Продажа товаров повседневного спроса детям производится только в том случае, если они способны самостоятельно совершать покупку и рассчитываться за купленный товар. Запрещается продажа несовершеннолетним лицам алкогольных напитков, пива, табачных изделий, игральных карт, зажигалок, ядохимикатов и горючих жидкостей.

27. При продаже товаров наборами, скомплектованными в торговом предприятии, покупатель вправе потребовать, а продавец не вправе отказать в продаже отдельных товаров из набора (кроме наборов фабричного изготовления).

28. Предприятие обязано выдавать покупателю вместе с покупкой отпечатанный контрольно-кассовый чек за покупку, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи между покупателем и данным предприятием, или мягкий чек, заверенный штампом магазина.

При продаже технически сложных товаров и других непродовольственных товаров, которые в случае выхода из строя в период гарантийного срока могут быть возвращены в магазин, покупателю выписывается чек с указанием в нем названия (номера) магазина, наименование и сорта (артикула) изделия, цены, даты продажи фамилии продавца. Товарный чек выписывается в двух экземплярах, один из которых передается покупателю. В техническом паспорте на изделие также проставляется дата и год продажи, штамп магазина, фамилия продавца.

Предприятие, реализующее продукцию в стеклопосуде отечественного производства с взиманием ее залоговой стоимости, обязан осуществлять прием стеклопосуды с возвратом залога и не допускать случаев отказа в приеме.

(абзац 3 в ред. Постановления Главы Администрации Омской области от 23.02.95 N 98-п)

Обмен купленных в розничной торговой сети непродовольственных товаров надлежащего качества или возврат денег покупателям производится в соответствии со ст. 23 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". В случае приобретения товара с недостатками обмен их осуществляется согласно ст. ст. 17 - 21 этого Закона.

Продовольственные товары, купленные в розничной торговой сети, обмениваются в случае установления скрытых дефектов (кислотность, жирность, бактериологическое обсеменение, наличие посторонних примесей, солей тяжелых металлов, пустоты на разрезе и др.), несоответствия наименованию или сорту, по которым они были проданы.

29. Неоплаченный товар может храниться на контроле не более одного часа. В отдельных случаях этот срок может быть продлен администрацией предприятия до двух часов.

30. Покупателям должна быть предоставлена возможность оставить на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок не более суток, а строительные материалы по соглашению с администрацией - до трех суток. Эти товары с табличкой "продано" хранятся по сохранной квитанции отдельно от непроданных товаров без взимания платы за их хранение.

IV. ОСОБЕННОСТИ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В ПРЕДПРИЯТИЯХ (ОТДЕЛАХ, СЕКЦИЯХ) САМООБСЛУЖИВАНИЯ


31. Товары, поступившие в нерасфасованном виде, предварительно расфасовываются в зависимости от свойств товаров и упаковываются в полиэтиленовую и целлофановую пленку, пергаментную и оберточную бумагу, пакеты, сетчатую тару, коробки и т.д.

На упаковке указываются наименование и сорт товара, вес нетто, цена (с упаковкой), дата фасовки. На товарах, фасуемых на электронных весах, цена товара и упаковки указываются раздельно.

32. При необходимости некоторые товары могут продаваться в зале самообслуживания через прилавок. При этом продавец указывает на упаковке стоимость покупки для последующей оплаты в едином узле расчета.

33. В торговом зале товары размещаются на горках, вешалках, кронштейнах, консолях, поддонах, в таре-оборудовании, корзинах, холодильном оборудовании, кассетах и другом оборудовании, обеспечивающем показ всего имеющегося ассортимента товаров и удобства покупателям для ознакомления и выбора их.

34. Предприятия должны быть обеспечены необходимым инвентарем для отбора покупателями товаров.

35. Работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предприятия предъявления приобретенных в других предприятиях товаров, а при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи.

V. РАСЧЕТЫ С ПОКУПАТЕЛЯМИ


36. Денежные расчеты с населением за товары осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных "Перечнем отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин", утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации 30 июля 1993 года N 745 и дополнений к указанному Перечню, утвержденному областной администрацией.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»