ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2001 г. N 406
Об официальном толковании пункта 3 постановления Законодательного
Собрания Омской области от 27 сентября 2001 года N 216 и отдельных
статей Закона Омской области от 8 октября 2001 года N 301-ОЗ
"О едином налоге на вмененный доход"
____________________________________________________________________
Документ фактически утратил силу на основании Закона Омской области от 18.11.2002 N 404-ОЗ, признавшего Закон Омской области от 08.10.2001 N 301-ОЗ утратившим силу.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 14 февраля 2002 г.)
_____________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Законодательного Собрания Омской области от 14 февраля 2002 г. N 67
_____________________________________________________
В связи с возникшими вопросами по срокам вступления в силу Закона Омской области "О едином налоге на вмененный доход", по вопросам правоприменения отдельных статей вышеназванного Закона, а также в целях обеспечения его единообразного применения, в соответствии со статьями 4, 5 и 6 Закона Омской области "Об официальном толковании областных законов, постановлений и иных актов Законодательного Собрания Омской области" законодательное собрание омской области постановляет:
1. Согласно пункту 3 постановления Законодательного Собрания Омской области от 27.09.01 N 216 вышеназванный Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по единому налогу.
Поскольку Закон официально был опубликован 18 октября 2001 года (приложение к газете "Омский вестник", N 51), он вступает в силу с 1 января 2002 года. Прием расчетов (деклараций) по единому налогу на вмененный доход по сроку 15 декабря 2001 года на первый квартал 2002 года следует производить с учетом изменений и дополнений, внесенных в Закон Омской области "О едином налоге на вмененный доход. (пункт в редакции, введенной в действие постановлением Законодательного Собрания Омской области от 14 февраля 2002 г. N 67, - см. предыдущую редакцию)
2. В статье 2 закона уточнено определение численности работающих (до 30, 50 чел.) при отнесении организаций и предпринимателей к плательщикам единого налога, под которой понимается среднесписочная численность работников за предыдущий отчетный период (квартал, предшествующий кварталу подачи декларации по единому налогу), определяемая в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 07.12.98 N 121, отдельно по каждому месту осуществления деятельности.
При наличии у налогоплательщика нескольких мест осуществления деятельности численность работников административно-управленческого персонала, обслуживающего деятельность всех торговых точек (точек общественного питания), производится пропорционально площади отдельной торговой точки в суммарной площади всех торговых точек.
Пример: Организация занимается розничной торговлей через три отдельно расположенных магазина, общая площадь которых составляет 140, 160 и 420 кв.м соответственно (итого 720 кв.м), а среднесписочная численность работников без учета административно-управленческого персонала - 15, 20 и 26 чел. соответственно. Среднесписочная численность работников административно-управленческого персонала организации 13 чел. распределяется по торговым точкам следующим образом:
На 1 магазин: 13 чел. х (140/720) = 2,5 чел.
На 2 магазин: 13 чел. х (160/720) = 2,9 чел.
На 3 магазин: 13 чел. х (420/720) = 7,6 чел.
Таким образом, один из приведенных в примере магазинов площадью 420 кв.м не подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход, так как численность работающих по нему составила 26+7,6=33,6 чел. (>30 чел.).
3. Начиная с 2002 года в целях перевода на уплату единого налога на вмененный доход (далее по тексту - ЕНВД) плательщиков, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания, закон вводит требование комплексности услуг (наличие производства, реализации продукции и организации ее потребления). Это нововведение означает, что налогоплательщик, осуществляющий деятельность в сфере общественного питания, будет подлежать переводу на уплату единого налога, если у него на точке общественного питания присутствует одновременно производство кулинарной продукции, ее реализация и организация потребления. Налогоплательщики, не соответствующие данному условию, должны уплачивать налоги по общеустановленной системе налогообложения.
Статьей 2 Закона Омской области определено, что организация потребления подразумевает наличие на точке общественного питания зала для приема готовой к употреблению пищи и напитков, представляющего собой помещение или его часть, специально оборудованное столами, стойками и иными приспособлениями, а при осуществлении деятельности вне помещений - аналогично оборудованных площадей.
Рассмотрим несколько типичных ситуаций, наиболее часто встречающихся на практике.
3.1. Например, кондитерский цех или производственный комбинат производит кулинарную продукцию и реализует эту продукцию другим организациям (предпринимателям) для дальнейшего использования последними в предпринимательской деятельности. Деятельность организаций и предпринимателей по реализации кулинарной продукции по договору поставки не относится к сфере деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход.
3.2. Если у налогоплательщика в наличии производство и реализация произведенной продукции через розничную торговую сеть (например, магазин-кулинария, продуктовый магазин как структурное подразделение предприятия), то при наличии на точке общественного питания организации потребления произведенной продукции (кафетерия, буфета, т.п.) объект должен находиться на уплате единого налога; в противном случае не будет выполняться требование комплексности услуг, установленное законом, и доходы должны будут облагаться по общеустановленной системе налогообложения.
3.3. Такие объекты общественного питания, как летние кафе, пункты горячего питания, где производится разогрев покупных полуфабрикатов, розлив напитков (чай, кофе), в большинстве случаев подпадают под действие закона о ЕНВД. Во-первых, в основном, все подобные точки снабжены оборудованием для организации потребления. Во-вторых, согласно ГОСТу "Общественное питание. Термины и определения", такой способ кулинарной обработки пищевых продуктов, как жарка, разогрев блюд (как доготовка) является одной из стадий производственного процесса. Тем самым выполняется требование комплексности услуг, установленное законом.
3.4. Если в продуктовом магазине в винно-водочном отделе производится розлив спиртных напитков, весь магазин подлежит обложению ЕНВД по виду деятельности "розничная торговля". В данном случае продукт не меняет свою материально-вещественную форму, согласно ГОСТу Р 51304-99 "Услуги розничной торговли", услуга розничной торговли включает в себя создание удобств покупателям, которая выражается в реализации продуктов питания с потреблением на месте.
4. Пунктом 10 статьи 5 закона определено, что для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания и реализующих в городах алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта более 13 процентов, расчет единого налога производится исходя из фактически занимаемой площади, но не менее 50 кв.м, а в иных населенных пунктах - не менее 16 кв.м. Расчет единого налога по точкам общественного питания, осуществляющим торговлю пивом, производится исходя из площади, фактически используемой в хозяйственной деятельности, но не менее 16 кв.м. Введение данной нормы в закон означает, что если общая площадь точки общественного питания не превышает 50 (16) кв.м, то расчет единого налога на вмененный доход производится исходя из минимальной площади. В расчете единого налога с применением коэффициента "Ассортимент" - 1,5 учитывается вся фактически используемая в хозяйственной деятельности площадь, но не меньше минимальной площади, установленной законом.
5. В соответствии с Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства", утвержденным Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР от 01.01.76 (с изм. и доп.), к розничной торговле относятся аптечные учреждения. По характеру производственной деятельности аптеки подразделяются на:
1) изготавливающие лекарственные средства по рецептам врачей и требованиям лечебно-профилактических учреждений и осуществляющие реализацию готовых лекарственных средств;
2) осуществляющие реализацию готовых лекарственных средств. Деятельность аптек по реализации готовых лекарственных форм медицинских препаратов является розничной торговлей и подлежит налогообложению исключительно на основе свидетельства об уплате ЕНВД.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию через собственную розничную торговую сеть продукции собственного производства, в соответствии с п. 1.5 статьи 6 Закона не являются плательщиками единого налога на вмененный доход.
В то же время, если они наряду с продукцией собственного производства осуществляют продажу покупных товаров, то в части реализации покупных товаров они являются плательщиками единого налога на вмененный доход.
Аптечные учреждения, осуществляющие производственную и торговую деятельность, обязаны соблюдать основные требования (стандарты), предъявляемые к аптеке (аптечному пункту), обслуживающим население, утв. Минздравом РФ от 29 июля 1992 года (с изм. от 28.07.99), согласно которым минимальная площадь аптеки составляет 90 кв.м, в т.ч. площадь для приготовления лекарств в аптеке должна быть не менее 15 кв.м, минимальная площадь для получения дистиллированной воды - 5 кв.м, площадь автоклавной - не менее 10 кв.м. Аптечный пункт в зависимости от категории должен иметь площадь 12-30 кв.м: аптечный пункт I группы должен иметь дополнительную площадь для ассистентской не менее 10 кв.м для изготовления лекарственных средств (при общей площади 22 кв.м), а при необходимости наличия асептического блока - дополнительную площадь 8 кв.м (всего 30 кв.м). Организации и предприниматели, выполняющие данные требования и использующие указанные площади исключительно для производственной деятельности, целиком исключают их из расчета ЕНВД по розничной торговле. Порядок деления аптеками иных площадей, одновременно используемых для осуществления производственной и торговой деятельности, определяется п. 4 ст. 4 Закона.
Особенностью деятельности фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов), находящихся в ведении комитета по фармацевтической деятельности и производству лекарств Администрации Омской области, является оказание бесплатной медицинской помощи населению за счет средств областного бюджета, а также обязательное наличие на ФАПе аптечного пункта, имеющего в ассортименте минимально необходимый для оказания медицинской помощи набор лекарственных препаратов. В случае организации на фельдшерско-акушерском пункте аптечного пункта центральная районная аптека заключает с заведующим (иным работником) ФАПа договор по реализации медикаментов населению. Указанные лица несут полную материальную ответственность за вверенные им товары, инвентарь, оборудование, а также вырученные от реализации медикаментов суммы, которые они обязаны ежедневно сдавать в аптеку или учреждение банка.
На основании изложенного плательщиком единого налога по доходам, полученным от реализации медикаментов через ФАПы, будет являться аптека, от которой они организованы, с общей площади, используемой в хозяйственной деятельности, за исключением площадей ФАПов. Центральной районной аптекой в данном случае должно быть получено одно свидетельство об уплате ЕНВД, расчет налога в котором производится только с площади аптеки.
6. При наличии у организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего один вид деятельности, отдельно стоящих складских, административно-бытовых, производственных и т.п. помещений их площадь, согласно статье 2 Закона, присоединяется к площади торговой точки и учитывается при расчете единого налога. В случае, если у организации или индивидуального предпринимателя имеется несколько торговых точек, распределение между ними площади отдельно стоящих складских, административно-бытовых и т.п. помещений производится пропорционально площади отдельной торговой точки в общей (суммарной) площади всех торговых точек.
Например, имеется отдельно стоящий склад площадью 160 кв.м и две торговые точки общей площадью 39 кв.м: 24 кв.м и 15 кв.м соответственно. Для целей исчисления единого налога площадь склада будет присоединена к площади торговых точек следующим образом:
1 точка - 24 + (160 х 24/39) = 122,46 кв.м,
2 точка - 15 + (160 х 15/39) = 76,54 кв.м.
Данный метод применим для деления отдельно расположенных производственных (иных) помещений, и по таким видам деятельности, как общественное питание и бытовое обслуживание населения.
7. С 01.01.2002 изменилась методология применения коэффициента "Ассортимент" при розничной торговле товарами, относящимися к разным ассортиментным группам.
При отнесении реализуемых товаров к конкретной ассортиментной группе в целях применения коэффициента "Ассортимент" следует руководствоваться Номенклатурой товаров, учитываемых в розничном товарообороте (систематический толковый словарь), изданной Статистическим Комитетом содружества независимых государств совместно с Межрегиональной Ассоциацией "Статинформ".
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона применение коэффициента "Ассортимент" связано с наличием и отсутствием на торговой точке торгового зала, под которым, согласно статье 2 Закона, понимается "специально оборудованная прилавками, стеллажами, витринами и другими аналогичными приспособлениями обособленная площадь в зданиях и строениях, обеспечивающая свободный доступ к товару покупателей, на которой происходит показ, продажа товаров, проходят покупательские потоки.". При этом палатки, киоски, ларьки считаются торговой сетью, не имеющей торгового зала.
Из данного определения следует, что все торговые места на открытых и закрытых рынках (за исключением структурно обособленных отделов, павильонов с отдельным входом и т.п.) являются торговой сетью, не имеющей торгового зала.
7.1. При отсутствии торгового зала для расчета налога на всю площадь места осуществления деятельности применяется максимальное значение коэффициента "Ассортимент".
Например, в палатке осуществляется торговля школьно-письменными товарами, обувью и шубами, по данным товарам установлены следующие коэффициенты "Ассортимент": по школьно-письменным товарам - 1,0, по обуви - 1,2; по шубам - 2,0. Для исчисления единого налога ко всей площади палатки будет применяться максимальный коэффициент из перечисленных, т.е. 2,0.
7.2. Для объектов розничной торговли, имеющих торговый зал, в случае реализации товаров, по которым установлены разные коэффициенты "Ассортимент", для расчета единого налога применяется среднеарифметическое значение коэффициента "Ассортимент", исчисляемое как частное от деления суммы коэффициентов "Ассортимент" по соответствующим группам товаров на количество применяемых коэффициентов.
Например, в магазине, имеющем торговый зал, осуществляется продажа школьно-письменных принадлежностей, обуви, шуб. Коэффициент "Ассортимент", принимаемый для исчисления единого налога, рассчитывается следующим образом:
К = (1,0 + 1,2 + 2,0)/3 = 1,47.
7.3. В случае реализации на объекте розничной торговли, имеющем торговый зал, товаров, для которых установлены минимальные площади, расчет налога производится с применением соответствующего коэффициента "Ассортимент" к площади, на которой осуществляется розничная торговля указанными товарами (не менее установленной законом) и среднеарифметического значения коэффициента "Ассортимент" к оставшейся площади. Например, в магазине площадью 63 кв.м осуществляется продажа винно-водочных изделий с содержанием этилового спирта более 13 процентов, а также табачных изделий, продовольственных товаров и изделий бытовой химии. Коэффициент "Ассортимент" для данного магазина в расчете ЕНВД применяется следующим образом:
ЕН = 20% х 5000 х (50 кв.м. х 1,5 + 13 кв.м. х ((1,5 + 1,0 + 1,2)/3) х К
режим работы х К общ. площадь х К дисл.
8. С 1 января 2002 года на уплату единого налога на вмененный доход переводятся налогоплательщики по виду деятельности "бытовое обслуживание населения". Отнесение конкретного вида деятельности к бытовому обслуживанию производится а соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению N 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 08.06.93 N 163 (с изм. и доп.) по коду 010000. При этом следует иметь в виду, что сферы деятельности, определенные п.п. 1 и 9 п. 1 статьи 3 Закона РФ от 31.07.98 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг, оказание автотранспортных услуг предпринимателями и организациями с численностью работающих до 100 человек), нашедшие отражение по кодам 016000 "Ремонт и строительство жилья и других построек", 018200 "Транспортно-экспедиторские услуги" указанного классификатора, не подлежат переводу на уплату единого налога на вмененный доход.
9. Согласно п. 4 статьи 4 Закона налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства об уплате единого налога иную предпринимательскую деятельность (далее - иная деятельность), ведут раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства об уплате единого налога и в процессе иной деятельности.
Если налогоплательщик обеспечит конструктивное разделение площадей, используемых для извлечения доходов от различных видов деятельности, то единый налог на вмененный доход уплачивается с площади, используемой для конкретного вида деятельности.
При осуществлении на одной и той же площади и (или) одними и теми же работниками нескольких видов деятельности, один (или часть) из которых переводится (переводятся) на уплату единого налога, распределение количества единиц физического показателя базовой доходности по видам деятельности производится пропорционально выручке, полученной от каждого вида деятельности, переведенного на уплату единого налога на вмененный доход, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) за месяц, предшествующий месяцу подачи налоговой декларации (расчета) по единому налогу.
В случае, если распределительные склады используются исключительно для хранения товаров и с них производится одновременно отпуск товаров как оптовым покупателям, так и в розничную сеть, то для налогообложения необходимо разделение площадей складских помещений пропорционально выручке, полученной от облагаемой и не облагаемой единым налогом на вмененный доход деятельности налогоплательщика. Аналогичным образом производится деление площади офиса и (или) производственных площадей по иным видам деятельности.
При этом следует иметь в виду, что если площадь, приходящаяся на отдельный вид деятельности, при делении расчетным методом определена менее минимальной площади, установленной в п. 6, 7, 8, 9, 10, 11 статьи 4 Закона, то в расчет единого налога берется соответствующая определенному виду деятельности, ассортименту и условиям хозяйствования указанная в законе минимальная площадь.
9.1. Пример: Организация занимается оптовой торговлей со склада общей площадью 350 кв.м, с которого производится и отпуск товара населению через ККМ (без выделения площадей под розничную торговлю). Кроме того, организация имеет офисное помещение 15 кв.м. Общий товарооборот предприятия за последний отчетный период составил 1200000 руб., в том числе розничный товарооборот - 17000 руб., что составляет 1,42 процента от общего товарооборота. Соответственно, расчет единого налога по розничной торговле следует производить исходя из расчетного значения площади
(350 + 15) х 1,42% = 5,2 кв.м.
9.2. Пример: На предприятии бытового обслуживания (специализированный павильон) общей площадью 15 кв.м производится одновременно печать фотографий и розничная торговля покупными фототоварами. Удельный вес выручки от оказания фотоуслуг в общем объеме реализации товаров (работ, услуг) за отчетный период составил 25 процентов, следовательно, площадь, приходящаяся на вид деятельности "бытовое обслуживание", по расчету составит 15 кв.м х 0,25 = 3,75 кв.м. В соответствии с п. 11 статьи 4 Закона расчет единого налога по любому из мест осуществления деятельности в сфере бытового обслуживания производится исходя из фактически занимаемой площади, но не менее 4 кв.м, поэтому в расчете единого налога по бытовому обслуживанию следует учитывать площадь 4 кв.м.
9.3. Пример: На предприятии бытового обслуживания общей площадью 170 кв.м осуществляются следующие виды деятельности: парикмахерские услуги (зал 40 кв.м, доля выручки в общем объеме реализации - 30%), фотоуслуги (помещение 20 кв.м, доля выручки - 10%), ремонт бытовой техники (помещение 80 кв.м, доля выручки - 60%). В целях применения коэффициента "Виды бытовых услуг" деление площади комбината производится следующим образом: площади, непосредственно связанные с осуществлением конкретного вида деятельности, в расчете налога относятся к соответствующему виду деятельности, площади подсобных и административно-хозяйственных помещений, используемых в общей хозяйственной деятельности предприятия, подлежат делению по видам деятельности пропорционально выручке, полученной от каждого вида деятельности, в общей сумме выручки от реализации услуг: