ЗАКОН
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
от 10 февраля 1999 года N 5-ЗС
Об органах опеки и попечительства
Документ утратил силу с 1 января 2008 года на основании закона Алтайского края от 25 декабря 2007 года N 149-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей".
Принят постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 февраля 1999 года N 18.
Опубликован: газета "Алтайская правда" от 23 февраля 1999 года; Сборник законодательства Алтайского края 1999 год N 34 (54) стр. 10.
Вступил в силу 23 февраля 1999 года.
{ Изменения:
1. Закон Алтайского края от 5 ноября 2001 года N 88-ЗС (вступление в силу 28 ноября 2001 года);
2. Закон Алтайского края от 6 сентября 2002 года N 57-ЗС (вступление в силу 18 сентября 2002 года);
3. Закон Алтайского края от 6 сентября 2007 года N 81-ЗС (вступление в силу 22 сентября 2007 года).
}
{ Новая редакция с изменениями от 6 сентября 2007 года. }
Настоящий Закон регулирует на основе законодательства Российской Федерации и Алтайского края порядок организации и деятельности органов опеки и попечительства в Алтайском крае.
В соответствии со статьей 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
{ Статья 2 изложена в редакции закона Алтайского края от 5 ноября 2001 года N 88-ЗС (вступление в силу 28 ноября 2001 года). }
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
Ребенок - лицо в возрасте до 18 лет.
Права и законные интересы ребенка - совокупность личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов ребенка, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность.
Дети, нуждающиеся в государственной защите, - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, проживающие в семье, которым не обеспечен или обеспечен в недостаточной степени необходимый для них уровень нормальной жизнедеятельности без оказания (предоставления) им помощи со стороны органов местного самоуправления.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей по иным основаниям и имеют в соответствии с Федеральными законами и законами края право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Опека - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 14 лет, совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными.
Попечительство - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 14 до 18 лет, совершеннолетних лиц, ограниченных судом в дееспособности.
Подопечные - лица, в отношении которых либо их имущества установлена опека (попечительство).
Приемная семья, патронатная семья - формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами), желающими взять детей на воспитание в семью.
Усыновление (удочерение) - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, устанавливаемая в судебном порядке и обеспечивающая возникновение между усыновителями и усыновленными таких же прав и обязанностей, которые существуют между родителями и их родными детьми.
Опекуны, попечители - совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних детей и граждан, ограниченных судом в дееспособности или недееспособных.
{ Статья 3 изложена в редакции закона Алтайского края от 5 ноября 2001 года N 88-ЗС (вступление в силу 28 ноября 2001 года). }
Органы местного самоуправления как органы опеки и попечительства:
организуют выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, чьи законные права систематически нарушаются родителями или посторонними лицами и не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности и нуждаются в установлении над ними опеки или попечительства;
принимают меры по устройству выявленных осиротевших детей и детей по тем или иным причинам лишившихся родительского попечения, в государственные учреждения или семьи;
устанавливают опеку или попечительство над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей, над лицами, признанными судом недееспособными или ограниченно дееспособными, над дееспособными совершеннолетними лицами, если они по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;
назначают опекунов или попечителей по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. До учреждения опеки или попечительства над лицом, нуждающимся в ней по той или иной причине, исполнение обязанностей опекуна или попечителя возлагается на орган опеки и попечительства;
освобождают и отстраняют опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей;
заключают договор о доверительном управлении имуществом лица, над которым учреждена опека (попечительство);
заключают договор с приемными родителями, патронатными семьями о передаче ребенка на воспитание в семью;
выносят решение о помещении ребенка в детское интернатное, лечебное учреждение, учреждение для временного содержания несовершеннолетних системы социальной защиты населения, приемную, патронатную семьи;
принимают меры по защите жилищных прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;
дают согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечных и несовершеннолетних, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечным и несовершеннолетним прав, раздел их имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечных или несовершеннолетних;
{ Абзац двенадцатый статьи 4 утратил силу на основании закона Алтайского края от 6 сентября 2007 года N 81-ЗС (вступление в силу 22 сентября 2007 года). }
выносят решения с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя или по решению суда об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
возбуждают в судах дела, связанные с защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных и детей, нуждающихся в государственной защите;
решают вопросы присвоения или изменения фамилии, имени несовершеннолетних в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;
решают вопросы содержания подопечных, распоряжения их текущими доходами и имуществом в соответствии со статьей 60 Семейного кодекса Российской Федерации, статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации;
обеспечивают оптимальные условия для жизни, воспитания, образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и осуществляют последующий контроль за их содержанием;
защищают права граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителем, в возрасте от 18 до 23 лет;
рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства, защите прав несовершеннолетних и принимают по ним необходимые меры.
Алтайское краевое Законодательное Собрание вправе принимать законы, иные нормативные правовые акты, утверждать краевые социальные программы, касающиеся вопросов опеки и попечительства.
Администрация Алтайского края осуществляет координацию, методическое руководство деятельностью органов опеки и попечительства, проводит мероприятия по воспитанию, образованию, охране семьи, материнства и детства, разрабатывает программы, связанные с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних, и в связи с этим:
разрабатывает и принимает нормативные правовые акты края, касающиеся определения формы и порядка устройства в патронатные и приемные семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
осуществляет координацию деятельности органов местного самоуправления по опеке и попечительству.
Исполнение функций по координации деятельности органов опеки и попечительства и методическому руководству осуществляют структурные подразделения администрации края - комитеты по образованию, здравоохранению и социальной защите населения:
комитет администрации края по образованию - в отношении несовершеннолетних лиц;
комитет администрации края по здравоохранению - в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, в отношении детей малолетнего возраста, находящихся в детских лечебных учреждениях;
комитет администрации края по социальной защите населения - в отношении совершеннолетних дееспособных лиц и несовершеннолетних, находящихся в домах-интернатах, приютах.
{ Статья 5 изложена в редакции закона Алтайского края от 6 сентября 2002 года N 57-ЗС (вступление в силу 18 сентября 2002 года). }
{ Исключена на основании закона Алтайского края от 6 сентября 2002 года N 57-ЗС (вступление в силу 18 сентября 2002 года).}
Должностные лица органов местного самоуправления, органов государственной власти края несут ответственность за несоблюдение положений настоящего Закона в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Алтайская правда".
Глава администрации Алтайского края А.А. Суриков