Приложение N 1
к постановлению администрации
края от 15 июня 1998 г. N 368
КОНЦЕПЦИЯ
развития кинематографии Алтайского
края на период до 2005 года
I. Введение
Концепция развития кинематографии края разработана с учетом возрастания роли отечественного кинематографа как вида художественной культуры, имеющего особое значение в эпоху развития аудиовизуальных средств коммуникации, как средства приобщения широких масс населения к духовным и культурным ценностям, как сферы, требующей постоянного технического и технологического совершенствования.
Необходимость разработки Концепции вызвана кризисной ситуацией, сложившейся в кинообслуживании населения края.
В начале 90-х годов в связи с переходом на рыночные отношения в сфере кинематографии и отсутствием необходимой нормативной базы, которая бы способствовала развитию отечественного кино, на экраны кинотеатров хлынул поток низкопробной западной продукции и бледных ее копий отечественного кинопроизводства, что в конечном счете привело к ослаблению интереса зрителей к кинематографу.
Снижение посещаемости кинозалов объясняется также и социально-экономическими обстоятельствами: для большого числа потенциальных зрителей кино выпало из круга доступных и необходимых потребностей.
Хроническая недостаточность бюджетного финансирования из краевого и местных бюджетов и значительное удорожание стоимости лиценза и тиражирования фильмов обусловили такие нежелательные последствия, как закрытие кинотеатров и киноустановок в городах и сельской местности, невозможность приобретения новых копий фильмов и автотранспорта для доставки кинофильмов и проведения кинопоказа.
Так, за последние пять лет фильмофонд края уменьшился в 3 раза, а имеющийся существенно снизился по своим качественным параметрам вследствие его длительного использования. В кинопрокатных организациях и киносети в сельских районах автотранспорт не обновляется в течение 7 лет. По сравнению с 1992 годом число кинотеатров уменьшилось на 35, киноустановок - на 637 единиц или в 2 раза.
В силу постоянного отсутствия реальных источников финансирования из краевого и местных бюджетов на цели кинообслуживания населения в значительной части не удалось реализовать такие важные государственные документы, как Закон Российской Федерации "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 15 апреля 1994 г. N 785 "О протекционистской политике Российской Федерации в области отечественной кинематографии и мероприятиях в связи со 100-летием мирового и российского кинематографа", Постановление Правительства РФ от 28 октября 1995 г. N 1037 "О мерах по сохранению и развитию проката отечественных фильмов и повышению уровня кинообслуживания населения".
Ослабление внимания к сфере кинообслуживания населения на всех уровнях управления привело к резкому ухудшению качественного состава кадров киноотрасли. В киносети городов и районов сокращены либо уволились из-за несвоевременной выплаты и низкого уровня заработной платы такие ключевые фигуры, как инженер, ремонтный мастер. Имеются серьезные трудности в подготовке кадров киномехаников в сельской местности вследствие серьезного ослабления привлекательности этой профессии из-за низкой зарплаты и фактической ликвидации всех льгот.
Целесообразность принятия дополнительных мер по устранению негативных последствий минувших лет в кинообслуживании населения края диктуется повышением в последнее время интереса кинозрителей к фильмам отечественного производства, созданием новых возможностей для проката и показа фильмов в связи с усилением борьбы с видеопиратством, увеличением числа кинозрителей в тех районах, где кинематографу отведено важное место в духовной жизни (Тальменский, Бийский, Чарышский, Зональный, Кулундинский, Поспелихинский районы).
Существенным благоприятным фактором возрождения и развития интереса к фильмам отечественного производства является открытие Центра российской кинематографии на базе кинотеатра "Родина" г. Барнаула в ноябре 1997 года.
Решение задач государственной политики в сфере кино требует реализации комплекса мероприятий, направленных не только на сохранение, но и на дальнейшее развитие отрасли.
При этом следует особо подчеркнуть, что намечаемые преобразования укладываются в рамки тех финансовых возможностей, которые определяются ежегодным финансированием из краевого и местных бюджетов, но требуют его гарантированного и устойчивого осуществления в годы реализации Концепции.
Таким образом, позитивных изменений в сфере кинообслуживания населения края предполагается добиваться не за счет расширения государственных дотаций, а за счет изменения экономических и правовых основ поддержки кинематографии, создающих условия для увеличения внебюджетных источников и вовлечения в процесс финансирования самих кинозрителей, что позволит в дальнейшем обеспечить переход от государственного финансирования к многоканальной системе финансирования на возвратной основе.
Вместе с тем создание механизма возврата средств от кинотеатрального проката и показа фильмов невозможно без переоборудования в ближайшие годы действующих кинотеатров в привлекательные для зрителей и престижные кинозалы, отвечающие современным требованиям.
II. Цель Концепции
Целью Концепции является определение путей и средств сохранения, а начиная с 2001 года и увеличения посещаемости кинотеатров как необходимого условия рентабельного функционирования киносети и более полного удовлетворения спроса на кинообслуживание населения.
III. Основная задача Концепции
Основной задачей Концепции является обеспечение кинематографии края благоприятных условий для осуществления новой модели функционирования, предусматривающей постепенный переход от главенствующей сегодня формы бюджетного обеспечения проката и показа кинофильмов к системе, сочетающей государственную поддержку с другими формами внебюджетного финансирования.
IV. Структура кинематографии
В настоящее время задачи кинообслуживания населения обеспечивают 7 учреждений киновидеопроката, государственное учреждение культуры "Алтайкинотех", относящиеся к краевой собственности, и 68 муниципальных центров кинодосуга, в которых работают 70 кинотеатров и 582 киноустановки.
Без сохранения и укрепления материально-технической базы учреждений кинопроката невозможно осуществлять кинообслуживание населения. На протяжении многих десятилетий в крае создана наиболее целесообразная схема размещения кинопрокатных организаций, каждая из которых обеспечивает прокат фильмов в 7 - 10 городах и районах. Вместе с тем в целях сокращения расходов государственных средств целесообразно к 2001 году закрыть одно из кинопрокатных учреждений "Новоалтайский киновидеопрокат", передав осуществление его функций "Алтайкиноцентру" и предусмотрев при этом укрепление его материально-технической базы и кадрового потенциала.
Муниципальные центры кинодосуга в основе своей сохранят оптимальное число киноустановок, особенно в крупных населенных пунктах. В тех населенных пунктах, где в настоящее время прекращено кинообслуживание населения, целесообразно переходить на видеопоказ, используя для этого видеопроекторы с экранным изображением. Это позволит при остром дефиците фильмофонда и больших расходах финансовых средств на содержание киноустановок максимально сократить расходы и обеспечить доступ сельского населения к киноискусству на достаточно высоком техническом уровне и с разнообразным кинорепертуаром.
В связи с этим во всех учреждениях кинопроката возникает необходимость открытия пунктов по осуществлению видеопроката.
Реализация мер по переходу ряда сельских киноустановок на видеопоказ станет возможной лишь с принятием постановления Правительства Российской Федерации о лицензировании распространения экземпляров аудиовизуальных произведений, изготовленных в форме видеозаписи и других формах, приравненных к ней, со сроком действия этого постановления вплоть до принятия Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
V. Реконструкция киносети. Создание условий для
повышения уровня кинообслуживания населения
В настоящее время не имеется финансовых возможностей для строительства новых современных кинотеатров. Более того, на нынешнем этапе нецелесообразно проводить за счет целевых средств реконструкцию и капитальный ремонт значительного числа кинотеатров. Главное внимание до 2005 года следует уделить реконструкции Центра российской кинематографии - кинотеатра "Родина" в г. Барнауле и созданию нормальных условий для функционирования остальных кинотеатров и киноустановок.
Реконструкция Центра российской кинематографии - кинотеатра "Родина" в г. Барнауле должна производиться комплексно - с заменой кинотехнологического оборудования, повышением комфортности и возможностью многоцелевого его использования (концерты, дискотеки, ночные клубы, видеотека).