Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Администрации Алтайского края от 08.07.2013 N 357.
____________________________________________________________________

     от 15 июня 1998 г.                                        N 368

О концепции развития кинематографии
края на период до 2005 года

В целях создания необходимых условий для сохранения и развития базы кинематографии края и повышения уровня кинообслуживания населения в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г., N 35, ст. 4136) постановляю:

1. Утвердить Концепцию развития кинематографии Алтайского края на период до 2005 года, разработанную управлением администрации края по кинофикации (приложение 1) и Комплексный план основных мероприятий по ее реализации на 1998 - 2000 гг. (приложение 2).

2. Комитету администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике (Юрин А.В.) определить финансирование мероприятий по реализации Концепции при формировании бюджета на 1999 год.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов разработать программы по улучшению кинообслуживания населения, обратив особое внимание на использование кинематографа в деле воспитания и образования детей и подростков, приобщение социально незащищенных слоев населения к духовным и культурным ценностям России.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации края Ю.А.Вислогузова.

     Глава администрации
     Алтайского края                                     А.А.Суриков


Приложение N 1
к постановлению администрации
края от 15 июня 1998 г. N 368

КОНЦЕПЦИЯ
развития кинематографии Алтайского
края на период до 2005 года

I. Введение

Концепция развития кинематографии края разработана с учетом возрастания роли отечественного кинематографа как вида художественной культуры, имеющего особое значение в эпоху развития аудиовизуальных средств коммуникации, как средства приобщения широких масс населения к духовным и культурным ценностям, как сферы, требующей постоянного технического и технологического совершенствования.

Необходимость разработки Концепции вызвана кризисной ситуацией, сложившейся в кинообслуживании населения края.

В начале 90-х годов в связи с переходом на рыночные отношения в сфере кинематографии и отсутствием необходимой нормативной базы, которая бы способствовала развитию отечественного кино, на экраны кинотеатров хлынул поток низкопробной западной продукции и бледных ее копий отечественного кинопроизводства, что в конечном счете привело к ослаблению интереса зрителей к кинематографу.

Снижение посещаемости кинозалов объясняется также и социально-экономическими обстоятельствами: для большого числа потенциальных зрителей кино выпало из круга доступных и необходимых потребностей.

Хроническая недостаточность бюджетного финансирования из краевого и местных бюджетов и значительное удорожание стоимости лиценза и тиражирования фильмов обусловили такие нежелательные последствия, как закрытие кинотеатров и киноустановок в городах и сельской местности, невозможность приобретения новых копий фильмов и автотранспорта для доставки кинофильмов и проведения кинопоказа.

Так, за последние пять лет фильмофонд края уменьшился в 3 раза, а имеющийся существенно снизился по своим качественным параметрам вследствие его длительного использования. В кинопрокатных организациях и киносети в сельских районах автотранспорт не обновляется в течение 7 лет. По сравнению с 1992 годом число кинотеатров уменьшилось на 35, киноустановок - на 637 единиц или в 2 раза.

В силу постоянного отсутствия реальных источников финансирования из краевого и местных бюджетов на цели кинообслуживания населения в значительной части не удалось реализовать такие важные государственные документы, как Закон Российской Федерации "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 15 апреля 1994 г. N 785 "О протекционистской политике Российской Федерации в области отечественной кинематографии и мероприятиях в связи со 100-летием мирового и российского кинематографа", Постановление Правительства РФ от 28 октября 1995 г. N 1037 "О мерах по сохранению и развитию проката отечественных фильмов и повышению уровня кинообслуживания населения".

Ослабление внимания к сфере кинообслуживания населения на всех уровнях управления привело к резкому ухудшению качественного состава кадров киноотрасли. В киносети городов и районов сокращены либо уволились из-за несвоевременной выплаты и низкого уровня заработной платы такие ключевые фигуры, как инженер, ремонтный мастер. Имеются серьезные трудности в подготовке кадров киномехаников в сельской местности вследствие серьезного ослабления привлекательности этой профессии из-за низкой зарплаты и фактической ликвидации всех льгот.

Целесообразность принятия дополнительных мер по устранению негативных последствий минувших лет в кинообслуживании населения края диктуется повышением в последнее время интереса кинозрителей к фильмам отечественного производства, созданием новых возможностей для проката и показа фильмов в связи с усилением борьбы с видеопиратством, увеличением числа кинозрителей в тех районах, где кинематографу отведено важное место в духовной жизни (Тальменский, Бийский, Чарышский, Зональный, Кулундинский, Поспелихинский районы).

Существенным благоприятным фактором возрождения и развития интереса к фильмам отечественного производства является открытие Центра российской кинематографии на базе кинотеатра "Родина" г. Барнаула в ноябре 1997 года.

Решение задач государственной политики в сфере кино требует реализации комплекса мероприятий, направленных не только на сохранение, но и на дальнейшее развитие отрасли.

При этом следует особо подчеркнуть, что намечаемые преобразования укладываются в рамки тех финансовых возможностей, которые определяются ежегодным финансированием из краевого и местных бюджетов, но требуют его гарантированного и устойчивого осуществления в годы реализации Концепции.

Таким образом, позитивных изменений в сфере кинообслуживания населения края предполагается добиваться не за счет расширения государственных дотаций, а за счет изменения экономических и правовых основ поддержки кинематографии, создающих условия для увеличения внебюджетных источников и вовлечения в процесс финансирования самих кинозрителей, что позволит в дальнейшем обеспечить переход от государственного финансирования к многоканальной системе финансирования на возвратной основе.

Вместе с тем создание механизма возврата средств от кинотеатрального проката и показа фильмов невозможно без переоборудования в ближайшие годы действующих кинотеатров в привлекательные для зрителей и престижные кинозалы, отвечающие современным требованиям.

II. Цель Концепции

Целью Концепции является определение путей и средств сохранения, а начиная с 2001 года и увеличения посещаемости кинотеатров как необходимого условия рентабельного функционирования киносети и более полного удовлетворения спроса на кинообслуживание населения.

III. Основная задача Концепции

Основной задачей Концепции является обеспечение кинематографии края благоприятных условий для осуществления новой модели функционирования, предусматривающей постепенный переход от главенствующей сегодня формы бюджетного обеспечения проката и показа кинофильмов к системе, сочетающей государственную поддержку с другими формами внебюджетного финансирования.

IV. Структура кинематографии

В настоящее время задачи кинообслуживания населения обеспечивают 7 учреждений киновидеопроката, государственное учреждение культуры "Алтайкинотех", относящиеся к краевой собственности, и 68 муниципальных центров кинодосуга, в которых работают 70 кинотеатров и 582 киноустановки.

Без сохранения и укрепления материально-технической базы учреждений кинопроката невозможно осуществлять кинообслуживание населения. На протяжении многих десятилетий в крае создана наиболее целесообразная схема размещения кинопрокатных организаций, каждая из которых обеспечивает прокат фильмов в 7 - 10 городах и районах. Вместе с тем в целях сокращения расходов государственных средств целесообразно к 2001 году закрыть одно из кинопрокатных учреждений "Новоалтайский киновидеопрокат", передав осуществление его функций "Алтайкиноцентру" и предусмотрев при этом укрепление его материально-технической базы и кадрового потенциала.

Муниципальные центры кинодосуга в основе своей сохранят оптимальное число киноустановок, особенно в крупных населенных пунктах. В тех населенных пунктах, где в настоящее время прекращено кинообслуживание населения, целесообразно переходить на видеопоказ, используя для этого видеопроекторы с экранным изображением. Это позволит при остром дефиците фильмофонда и больших расходах финансовых средств на содержание киноустановок максимально сократить расходы и обеспечить доступ сельского населения к киноискусству на достаточно высоком техническом уровне и с разнообразным кинорепертуаром.

В связи с этим во всех учреждениях кинопроката возникает необходимость открытия пунктов по осуществлению видеопроката.

Реализация мер по переходу ряда сельских киноустановок на видеопоказ станет возможной лишь с принятием постановления Правительства Российской Федерации о лицензировании распространения экземпляров аудиовизуальных произведений, изготовленных в форме видеозаписи и других формах, приравненных к ней, со сроком действия этого постановления вплоть до принятия Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

V. Реконструкция киносети. Создание условий для
повышения уровня кинообслуживания населения

В настоящее время не имеется финансовых возможностей для строительства новых современных кинотеатров. Более того, на нынешнем этапе нецелесообразно проводить за счет целевых средств реконструкцию и капитальный ремонт значительного числа кинотеатров. Главное внимание до 2005 года следует уделить реконструкции Центра российской кинематографии - кинотеатра "Родина" в г. Барнауле и созданию нормальных условий для функционирования остальных кинотеатров и киноустановок.

Реконструкция Центра российской кинематографии - кинотеатра "Родина" в г. Барнауле должна производиться комплексно - с заменой кинотехнологического оборудования, повышением комфортности и возможностью многоцелевого его использования (концерты, дискотеки, ночные клубы, видеотека).

При этом дополнительный сервис должен быть подчинен главной задаче - повышению уровня кинообслуживания зрителей.

Реконструкцию кинотеатра "Родина" следует осуществить за счет средств муниципального бюджета г. Барнаула, а также краевого бюджета и ассигнований из Госкино Российской Федерации, выделяемых по соглашению между ним и администрацией края на осуществление деятельности Центров российской кинематографии. Не исключается возможность привлечения внебюджетных источников для решения этой задачи, в том числе спонсорской и благотворительной деятельности.

За счет средств органов местного самоуправления следует осуществлять мероприятия по ремонту кинооборудования в кинотеатрах и на киноустановках в соответствии с требованиями по соблюдению ГОСТов и ОСТов, правил техники общей и пожарной безопасности, высокого качества кинопоказа.

В краевом бюджете предусматриваются финансовые средства, предназначенные для пополнения фильмофонда на весь период реализации Концепции.

При закупке фильмов приоритетным направлением необходимо считать приобретение высокохудожественных фильмов, а также пополнение фонда фильмов для детей и юношества. Имеется настоятельная потребность совместно с педагогическими коллективами разрабатывать и осуществлять целевые кинопрограммы в помощь общеобразовательным программам.

Повышать уровень работы по кинообслуживанию социально необеспеченных слоев населения, особенно ветеранов, инвалидов, многодетных семей, воспитанников детских домов и интернатов - одно из важнейших направлений реализации Концепции.

С целью удовлетворения разнообразных интересов кинозрителей наряду с основным видом деятельности кинотеатров - показом фильмов следует широко развивать клубную систему предсеансового обслуживания.

Особое внимание необходимо обратить на организацию в местах кино - видеопоказа творческих встреч, кинофестивалей, ретроспективных и тематических кинопоказов.

Всестороннего совершенствования требует деятельность детских специализированных кинотеатров, имеющих огромное социальное значение. Эта категория кинотеатров нуждается в серьезной бюджетной поддержке.

VI. Подготовка и переподготовка кадров

Одной из важнейших и острых проблем кинематографии края является проблема подготовки и эффективного использования киноспециалистов различных профессий. В настоящее время в крае ощущается острый дефицит в кадрах инженеров и реммастеров киносети и кинопроката. Это возникло вследствие сокращения штатных работников в центрах кинодосуга из-за кризисного состояния финансов органов местного самоуправления.

В настоящее время кадры кино- и видеомехаников готовят два профтехучилища - Барнаульский профессиональный лицей N 45 и Каменское профтехучилище N 85. Ежегодно они выпускают не менее 50 специалистов массовых профессий, однако в силу различных причин, прежде всего сокращения объемов кинообслуживания в городах и районах края, а также вследствие низкой заработной платы, многие из них не находят должного применения.

Повышенные требования к качеству кинопоказа и сохранности фильмофонда на современном этапе диктуют необходимость иметь в каждом центре кинодосуга и кинопрокатном учреждении кадры инженеров и ремонтных мастеров. Управлению кинофикации совместно с органами местного самоуправления решить эту задачу необходимо в ближайшее время.

Одновременно с этим следует осуществить меры по повышению престижа профессии киномеханика и других работников киноотрасли, уровня зарплаты и стимулирования труда за многолетнюю и квалифицированную работу.

С учетом возросших требований к качеству подготовки кадров необходимо совместно с органами народного образования пересмотреть программу обучения киномехаников на базе профтехучилищ с включением в нее таких аспектов, как освоение видеотехники и работы на компьютере, экономических знаний. Необходимо привлекать для проведения занятий с киномеханиками профессионально подготовленных инженерно-технических работников - практиков и работников управления кинофикации.

Следует осуществлять системное повышение квалификации работников киноотрасли, используя в этих целях курсы повышения квалификации при Госкино Российской Федерации, проведение специализированных тематических краевых и зональных семинаров и совещаний с различными категориями киноработников.

В числе приоритетных направлений в работе с кадрами необходимо использовать разнообразные моральные стимулы поощрения киноработников, в том числе представление лучших из них к правительственным наградам и званиям.

VII. Вопросы приватизации в сфере кино

Приватизация объектов и организаций кинематографии будет осуществляться на основе федеральных и краевого законов, а также Законов Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В связи с тем, что в данный момент большинство объектов и организаций кинематографии находятся в сложном финансово-экономическом положении, поспешная их приватизация может привести к распродаже помещений и оборудования и перепрофилированию, что уже случилось в г. Барнауле с кинотеатрами "Юность", "Россия", "Мир".

В настоящее время выявилась нецелесообразность акционирования организаций по прокату фильмов, являющихся собирателями фонда фильмов, значительная часть которого представляет собой культурное достояние России.

Требует взвешенного подхода решение вопросов приватизации на уровне районов и городов, в противном случае невозможно предотвратить необдуманное сокращение киносети и объемов кинообслуживания населения.

VIII. Вопросы финансирования при
реализации Концепции

В ходе реализации Концепции следует учитывать, что выделяемые краевым и муниципальными бюджетами ежегодные плановые ассигнования будут использоваться главным образом на решение таких проблем, как пополнение фильмофонда кинопрокатных организаций, поддержка сельской киносети, детских и школьных кинопоказов, фестивалей и кинопраздников, способствующих популяризации отечественного кино, подготовку и переподготовку кадров, поэтапный переход на видеопоказ в сельской местности, кинопоказ для социально незащищенных слоев населения.

Организации кинематографии, получая поддержку из краевого и местных бюджетов, участвуют в формировании их доходной части по мере возрастания числа кинозрителей путем уплаты налогов. Можно прогнозировать, что при осуществлении налоговой реформы увеличение объема производства фильмов и повышение эффективности деятельности киносети расширяет налоговую базу.

IX. Этапы реализации Концепции

Осуществление мероприятий по реализации Концепции следует провести в два этапа.

1 этап - 1998 - 2000 годы. На этом этапе главенствующее значение имеет стабилизация бюджетной части финансирования организаций кинематографии, создание на федеральном уровне правовой основы обеспечения благоприятных условий для кинематографической деятельности, в том числе для расширения внебюджетных инвестиций, разработка системы кредитования кинематографа как формы государственной поддержки.

На втором этапе, рассчитанном на 2001 - 2005 годы, разрабатывается Федеральная программа развития российской кинематографии, в рамках которой будет осуществляться и краевая программа. Это и явится началом второго этапа реализации Концепции.

     Начальник общего отдела
     администрации Алтайского края                       В.Н.Кутищев

Приложение N 2
к постановлению администрации
края от 15 июня 1998 г. N 368

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН
основных мероприятий по реализации концепции развития
кинематографии Алтайского края на 1998 - 2000 гг.

Пополнение и укрепление фильмофонда в
кинопрокатных организациях

+-------------------------------------------------------------------------+
¦  ¦   Закуп    ¦Кол-во ¦              ¦   Источники   ¦Стоимость¦ Срок   ¦
¦N ¦  фильмов   ¦ф/копий¦ Исполнители  ¦   финансир.   ¦ (тыс.   ¦ испол. ¦
¦  ¦            ¦ (ед.) ¦              ¦               ¦ руб.)   ¦        ¦
+--+------------+-------+--------------+---------------+---------+--------¦
¦1.¦Новые фильмы¦  280  ¦Алтайкиноцентр¦Краевой        ¦         ¦        ¦
¦  ¦            ¦       ¦              ¦               ¦         ¦        ¦
¦2.¦Фильмы      ¦       ¦              ¦бюджет         ¦2050\    ¦        ¦
¦  ¦повторной   ¦   30  ¦Управление    ¦               ¦    3280 ¦1998 -  ¦
¦  ¦печати      ¦       ¦              ¦Государственный¦   /     ¦2000 гг.¦
¦  ¦            ¦       ¦              ¦комитет        ¦1230     ¦        ¦
¦3.¦Фильмы для  ¦   45  ¦кинофикации   ¦кинематографии ¦         ¦        ¦
¦  ¦детей и     ¦       ¦              ¦РФ             ¦         ¦        ¦
¦  ¦юношества   ¦       ¦              ¦               ¦         ¦        ¦
+-------------------------------------------------------------------------+

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»