(В редакции закона Алтайского края от 06.04.98 г. № 20-ЗС
/вступает в действие с 24.04.98 г./)
Народная законодательная инициатива в Алтайском крае (далее край) является формой непосредственного осуществления жителями края государственной власти посредством внесения ими в краевое Законодательное Собрание проекта закона края (иного нормативного правового акта) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации либо по предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации для последующего вынесения его соответственно на краевой референдум или принятия краевым Законодательным Собранием.
Внесение в краевое Законодательное Собрание указанного проекта закона края (иного нормативного правового акта) сопровождается сбором подписей жителей края в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 2. Законодательство о народной
законодательной инициативе
Осуществление народной законодательной инициативы в крае регулируется Уставом (Основным Законом) Алтайского края, настоящим Законом, а также другими законами края.
Статья 3. Право жителей края на участие в осуществлении
народной законодательной инициативы
1. В осуществлении народной законодательной инициативы в крае имеют право участвовать жители края - граждане Российской Федерации, достигшие на момент сбора подписей 18 лет и проживающие на территории края (далее - граждане).
2. В осуществлении народной законодательной инициативы не могут участвовать граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
3. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в осуществлении народной законодательной инициативы в зависимости от происхождения, социального, имущественного и должностного положения, расовой или национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, принадлежности к общественным объединениям, места жительства, рода и характера занятий запрещаются.
Статья 4. Общие принципы участия граждан в
осуществлении народной законодательной
инициативы
Граждане участвуют в осуществлении народной законодательной инициативы непосредственно и лично. Участие в осуществлении этой инициативы является свободным, добровольным и равным.
Статья 5. Обстоятельства, исключающие осуществление
народной законодательной инициативы
Осуществление народной законодательной инициативы не допускается в условиях военного или чрезвычайного положения, введенных на всей территории Российской Федерации либо на всей территории края или ее части, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
Статья 6. Расходы, связанные с осуществлением
народной законодательной инициативы
1. Расходы, связанные с осуществлением народной законодательной инициативы, производятся за счет ее инициаторов.
2. Каждый субъект права сбора подписей граждан в поддержку народной законодательной инициативы, указанный в статье 12 настоящего Закона, вправе создавать собственный фонд для финансирования расходов, связанных с ее осуществлением.
Такой фонд может формироваться за счет:
собственных средств субъекта права сбора подписей граждан, размер которых не может превышать для каждого субъекта более чем в 100 раз минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день принятия краевым Законодательным Собранием решения об удовлетворении ходатайства о возбуждении процедуры народной законодательной инициативы;
добровольных пожертвований юридических лиц, размер которых не может превышать для каждого юридического лица более чем в 200 раз минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день принятия краевым Законодательным Собранием решения об удовлетворении ходатайства о возбуждении процедуры народной законодательной инициативы;
добровольных пожертвований физических лиц, размер которых не может превышать для каждого физического лица более чем в 20 раз минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день принятия краевым Законодательным Собранием решения об удовлетворении ходатайства о возбуждении процедуры народной законодательной инициативы.
Предельный размер фонда не может более чем в 10 тысяч раз превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день принятия краевым Законодательным Собранием решения об удовлетворении ходатайства о возбуждении процедуры народной законодательной инициативы.
Все денежные средства, поступившие в фонд, аккумулируются на специальном счете в банке, который открывается с разрешения Избирательной комиссии Алтайского края (далее - Избирательная комиссия).
Не допускается пополнение указанного фонда за счет средств иностранных государств, иностранных граждан и организаций, лиц без гражданства, государственных, муниципальных и религиозных коммерческих и некоммерческих организаций, а также российских юридических лиц с иностранным участием.
Налогообложение средств, поступивших в фонд, производится в соответствии с федеральным законом.
3. Субъект права сбора подписей граждан представляет Избирательной комиссии отчет об образовании и использовании средств фонда в установленные этой комиссией сроки.
4. Остатки неизрасходованных денежных средств в течение недели со дня принятия краевым Законодательным Собранием решения об успешном осуществлении народной законодательной инициативы либо со дня прекращения сбора подписей граждан по основанию, указанному в статье 15 настоящего Закона, возвращаются на счета организаций и лиц, перечисливших эти средства.
1. Каждый гражданин (группа граждан) вправе ходатайствовать перед краевым Законодательным Собранием о возбуждении процедуры народной законодательной инициативы.
Ходатайство принимается краевым Законодательным Собранием к рассмотрению при условии представления проекта соответствующего закона края (иного нормативного правового акта) и поддержки этого ходатайства другими гражданами в количестве не менее трехсот человек посредством подписей с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, места жительства, номера, серии паспорта или иного заменяющего его документа.
2. Решение об удовлетворении ходатайства о возбуждении процедуры народной законодательной инициативы принимается краевым Законодательным Собранием не позднее месяца со дня принятия указанного ходатайства.
Со дня принятия такого решения краевое Законодательное Собрание оказывает инициаторам осуществления народной законодательной инициативы необходимую организационную и правовую помощь.
Статья 8. Отказ в удовлетворении ходатайства о возбуждении
процедуры народной законодательной инициативы
Краевое Законодательное Собрание вправе отказать в удовлетворении ходатайства о возбуждении процедуры народной законодательной инициативы в следующих случаях:
неподготовленности по установленной форме проекта закона края (иного нормативного правового акта), предлагаемого в порядке народной законодательной инициативы;
нарушения процедуры оформления и подачи ходатайства о возбуждении процедуры народной законодательной инициативы, установленной статьей 7 настоящего Закона;
внесения в краевое Законодательное Собрание в порядке народной законодательной инициативы проекта закона края (иного нормативного правового акта) по вопросам, указанным в части второй статьи 56 Устава (Основного Закона) Алтайского края.
Статья 9. Научная и иная экспертиза проекта закона края
(иного нормативного правового акта)
(Наименование в редакции закона Алтайского края от 06.04.98 г. № 20-ЗС
/вступает в действие с 24.04.98 г./)
Краевое Законодательное собрание вправе, а в случаях, предусмотренных законом края "Об экологической экспертизе", обязано подвергнуть проект закона края (иного нормативного правового акта), предложенного в процессе осуществления народной законодательной инициативе, научной и иной экспертизе в порядке, установленном законами края "О правотворческой деятельности" и "Об экологической экспертизе".
(Абзац в редакции закона Алтайского края от 06.04.98 г. № 20-ЗС /вступает в действие с 24.04.98 г./)
- Абзац исключен законом Алтайского края от 06.04.98 г. № 20-ЗС /вступает в действие с 24.04.98 г./)
О результатах научной и иной экспертизы проекта закона (иного нормативного правового акта) краевое Законодательное Собрание сообщает инициаторам возбуждения процедуры народной законодательной инициативы.
(Абзац в редакции закона Алтайского края от 06.04.98 г. № 20-ЗС /вступает в действие с 24.04.98 г./)
Статья 10. Опубликование проекта закона края
(иного нормативного правового акта), предложенного
в порядке осуществления народной
законодательной инициативы
Проект закона края (иного нормативного правового акта), предложенного в порядке осуществления народной законодательной инициативы, подлежит опубликованию в печати в десятидневный срок со дня принятия краевым Законодательным Собранием решения об удовлетворении ходатайства граждан о возбуждении процедуры народной законодательной инициативы.
Текст проекта закона края (иного нормативного правового акта) после его опубликования не может быть изменен или дополнен.
Статья 11. Агитация по поводу народной
законодательной инициативы
Все граждане, коллективы коммерческих и некоммерческих организаций, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию за или против осуществления народной законодательной инициативы, используя для этого собственные финансовые средства.
Статья 12. Субъекты права сбора подписей граждан
1. Сбор подписей граждан производит инициативная группа граждан (далее - инициативная группа), образуемая из числа лиц, обратившихся в краевое Законодательное Собрание с ходатайством о возбуждении процедуры народной законодательной инициативы.
Количество инициативных групп не ограничивается.
2. Инициативная группа образуется исключительно с целью сбора подписей граждан в поддержку проекта закона края (иного нормативного правового акта), разработанного инициатором (инициаторами) осуществления народной законодательной инициативы.
Статья 13. Регистрация инициативной группы
Регистрация инициативной группы производится Избирательной комиссией при условии принятия краевым Законодательным Собранием решения об удовлетворении ходатайства граждан о возбуждении народной законодательной инициативы не позднее месяца со дня принятия этого решения. В случае принятия краевым Законодательным Собранием решения о проведении научной экспертизы проекта закона края (иного нормативного правового акта), предложенного в порядке осуществления народной законодательной инициативы, этот срок по заявлению граждан, ходатайствующих о возбуждении процедуры народной законодательной инициативы, исчисляется с момента получения краевым Законодательным Собранием заключения о результатах научной экспертизы проекта закона края (иного нормативного правового акта).
Для регистрации инициативной группы ее руководитель представляет в Избирательную комиссию:
заявление произвольной формы;
список членов инициативной группы;
проект закона края (иного нормативного правового акта), разработанного в порядке осуществления народной законодательной инициативы.
Решение Избирательной комиссии о регистрации инициативной группы должно быть принято не позднее семи дней с момента получения необходимых документов.
Избирательная комиссия, убедившись в соответствии представленных документов требованиям настоящего Закона, выдает руководителю инициативной группы свидетельство о регистрации и соответствующие удостоверения членам инициативной группы не позднее трех дней с момента принятия решения о регистрации.
Статья 14. Листы для сбора подписей граждан в поддержку
осуществления народной законодательной инициативы
1. Листы для сбора подписей граждан в поддержку осуществления народной законодательной инициативы (далее - подписные листы) изготавливаются по форме, утвержденной Избирательной комиссией.
Гражданин, поддерживающий народную законодательную инициативу, подписывает подписной лист, указывая при этом фамилию, имя, отчество, год рождения, место жительства, номер и серию паспорта или иного заменяющего его документа.
2. Каждый подписной лист заверяется руководителем или одним из членов инициативной группы с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, места жительства, номера и серии паспорта либо иного соответствующего документа.
Статья 15. Порядок и сроки сбора подписей граждан
1. С момента получения свидетельства о регистрации инициативная группа вправе беспрепятственно производить сбор подписей граждан в поддержку народной законодательной инициативы.
2. Срок сбора подписей граждан не должен превышать двух месяцев со дня выдачи свидетельства о регистрации первой из инициативных групп.
Для признания народной законодательной инициативы, успешно осуществленной, необходима ее поддержка более чем 35 тысячами граждан.
Если в течение указанного выше срока необходимое количество подписей граждан не было собрано, дальнейший сбор подписей прекращается.
3. Повторное ходатайство перед краевым Законодательным Собранием о возбуждении процедуры народной законодательной инициативы по тому же вопросу допускается не ранее чем через год.
1. По окончании сбора подписей граждан инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указываются дата регистрации инициативной группы, дата начала и окончания сбора подписей, их количество.
Подписные листы и итоговый протокол сдаются в Избирательную комиссию.