Утверждено
распоряжением
администрации края
от 26 февраля 1997 года
N 179-Р
УСЛОВИЯ
создания различных типов свободных экономических зон
в Алтайском крае
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Одной из перспективных организационных форм участия края в международным хозяйственных связях в современных условиях является образование на ее территории свободных экономических зон (СЭЗ) с участием российских и иностранных организаций, предприятий и фирм.
Однако следует учитывать, что создание СЭЗ является не только высокоэффективным средством международного сотрудничества, но и весьма капиталоемким экономическим проектом. Процесс создания СЭЗ зависит не только от экономических факторов (конъюнктуры мирового рынка продукции и услуг, условий инвестирования, получения и погашения кредитов и т.п.), но и от оперативности, глубины проработки тех или иных управленческих решений и их адекватности реальным экономическим процессам на региональном и местном уровнях руководства. Определяющая роль в этом принадлежит формированию необходимой законодательной базы и ее своевременному приспособлению к изменяющимся условиям, формам и методам управления такими проектами на федеральном, региональном уровня.
Участникам зоны предоставляются различного рода налоговые льготы - вплоть до их полного освобождения. В соответствии с действующей в Российской Федерации нормативной практикой масштабы и сроки освобождения от федеральных налогов регулируются специальными решениями Правительства России в рамках, установленных российским законодательством. Освобождение участников зоны от местных налогов определяются краевым Законодательным Собранием и представительными органами местного самоуправления.
Предложения о создании СЭЗ (включающие в себя также материалы соответствующих расчетов, обоснований и экспертиз) должны содержать следующие документы:
- технико-экономическое обоснование (ТЭО) создания СЭЗ;
- программа развития СЭЗ;
- проект положения о зоне;
- заключение администрации СЭЗ "Алтай";
- заключение главного управления экономики и инвестиций администрации края.
Суть данных материалов состоит в доказательстве целесообразности и в обосновании социально-экономической эффективности решения жизненно важной федеральной или региональной проблемы именно путем создания СЭЗ.
При проведении экономического анализа эффективности создания СЭЗ необходимо решить две основные задачи.
Во-первых, получить достаточно экономически убедительные данные об общей эффективности намечаемого мероприятия, подтвержденные соответствующими расчетами и обоснованиями.
Во-вторых, сделать полученную информацию доходчивой и убедительной как для федеральных и региональных органов управления, так и для иностранных инвесторов - потенциальных резидентов зоны, которые, прежде чем вложат в зону свои инвестиции, должны поверить в представленную им информацию, убедиться в правильности проведенных расчетов и полученных выводов.
Расчетные показатели эффективности создания СЭЗ целесообразно выполнить применительно к среднесрочному прогнозу экономического развития на 5 лет, а также на долгосрочный период (10-15 лет).
В связи с высокой динамичностью и неустойчивостью экономического развития российской экономики в современных условиях представляется особенно важно предвидеть и как можно более полно учесть тенденции изменений:
- уровень процентной ставки кредитов и общего состояния рынка капитала;
- затрат на приобретение техники, технологии, ноу-хау и т.п.;
- стоимости сырья, материалов и комплектующих изделий, используемых предприятиями и фирмами СЭЗ;
- организационных и экономических возможностей выхода на мировой рынок товаров и услуг, включая объемы потребностей отечественного и мирового рынков в продукции и услугах зоны;
- динамики цен на продукцию, производимую в зоне, и услуги, оказываемые участниками СЭЗ.
- динамики поступлений в краевой и местный бюджеты от всех доходных источниов.
При сборе исходной информации, проведении расчетов и оценки экономической эффективности создания и функционирования СЭЗ целесообразно использовать один тип валюты. При этом иностранные валюты переводятся в рубли и обратно по официальному курсу Центробанка России.
При проведении экономического анализа создания и функционирования СЭЗ важно руководствоваться следующими принципами:
Во-первых, рассматриваемый проект должен обеспечить:
- окупаемость в пределах приемлемого срока предоставленных СЭЗ льгот по налогообложению;
- поступление в установленное время в бюджеты всех уровней налоговых платежей, по своему размеру вначале компенсирующих, а затем и превышающих потери, понесенные соответствующими бюджетами в результате предоставленных СЭЗ налоговых льгот за счет возрастания общей массы налоговых поступлений;
- получения прибыли в размере, обеспечивающем кредиторам и инвесторам рентабельность вложений не ниже приемлемого уровня (равного хотя бы величине банковского ссудного процента по долгосрочным кредитам).