от 26.02.97 г. N 179-р
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления администрации Алтайского края от 18 мая 2002 года N 263
____________________________________________________________________
Во исполнение Закона Алтайского края "О свободной экономической зоне "Алтай", Постановления Алтайского Законодательного Собрания от 03.02.97 N 13 "О Законе Алтайского края "О свободной экономической зоне "Алтай":
Утвердить прилагаемые "Условия создания различных типов свободных экономических зон в Алтайском крае".
Первый заместитель главы
администрации Алтайского края В.С.Германенко
Утверждено
распоряжением администрации
края от 26.02.1997 г. N 179-р
Условия
создания различных типов свободных
экономических зон в Алтайском крае
Одной из перспективных организационных форм участия края в международных хозяйственных связях в современных условиях является образование на ее территории свободных экономических зон (СЭЗ) с участием российских и иностранных организаций, предприятий и фирм.
Однако следует учитывать, что создание СЭЗ является не только высокоэффективным средством международного сотрудничества, но весьма капиталоемким экономическим проектом. Процесс создания СЭЗ зависит не только от экономических факторов (конъюнктуры мирового рынка продукции и услуг, условий инвестирования, получения и погашения кредитов и т.п.), но и от оперативности, глубины проработки тех или иных управленческих решений и их адекватности реальным экономическим процессам на региональном и местном уровнях руководства. Определяющая роль в этом принадлежит формированию необходимой экономической базы и ее своевременному приспособлению к изменяющимся условиям, формам и методам управления такими проектами на федеральном, региональном уровнях.
Участникам зоны предоставляются различного рода налоговые льготы - вплоть до их полного освобождения. В соответствии с действующей в Российской Федерации нормативной практикой масштабы и сроки освобождения от федеральных налогов регулируются специальными решениями Правительства России в рамках, установленных российским законодательством. Освобождение участников зоны от местных налогов определяется краевым Законодательным Собранием и представительными органами местного самоуправления.
Предложения о создании СЭЗ (включающие в себя также материалы соответствующих расчетов, обоснований и экспертиз) должны содержать следующие документы:
- технико-экономическое обоснование (ТЭО) создания СЭЗ;
- программа развития СЭЗ;
- проект положения о зоне;
- заключение администрации СЭЗ "Алтай";
- заключение главного управления экономики и инвестиций администрации края.
Суть данных материалов состоит в доказательстве целесообразности и в обосновании социально-экономической эффективности решения жизненно важной федеральной или региональной проблемы именно путем создания СЭЗ.
При проведении экономического анализа эффективности создания СЭЗ необходимо решить две основные задачи.
Во-первых, получить достаточно экономически убедительные данные об общей эффективности намечаемого мероприятия, подтвержденные соответствующими расчетами и обоснованиями.
Во-вторых, сделать полученную информацию доходчивой и убедительной как для федеральных и региональных органов управления, так и для иностранных инвесторов - потенциальных резидентов зоны, которые, прежде чем вложат в зону свои инвестиции, должны поверить в представленную им информацию, убедиться в правильности проведенных расчетов и полученных выводов.
Расчетные показатели эффективности СЭЗ целесообразно выполнить применительно к среднесрочному прогнозу экономического развития на 5 лет, а также на долгосрочный период (10 - 15 лет).
В связи с высокой динамичностью и неустойчивостью экономического развития российской экономики в современных условиях представляется особенно важно предвидеть и как можно более полно учесть тенденции изменений:
- уровень процентной ставки кредитов и общего состояния рынка капитала;
- затрат на приобретение техники, технологии, ноу-хау и т.п.;
- стоимость сырья, материалов и комплектующих изделий, используемых предприятиями и фирмами СЭЗ;
- организационных и экономических возможностей выхода на мировой рынок товаров и услуг, включая объемы потребностей отечественного и мирового рынков в продукции и услугах зоны;
- динамики цен на продукцию, производимую в зоне, и услуги, оказываемые участниками СЭЗ;
- динамики поступлений в краевой и местный бюджеты от всех доходных источников.
При сборе исходной информации, проведении расчетов и оценки экономической эффективности создания и функционирования СЭЗ целесообразно использовать один тип валюты. При этом иностранные валюты переводятся в рубли и обратно по официальному курсу Центробанка России.
При проведении экономического анализа создания и функционирования СЭЗ важно руководствоваться следующими принципами:
Во-первых, рассматриваемый проект должен обеспечить:
- окупаемость в пределах приемлемого срока предоставленных СЭЗ льгот по налогообложению;
- поступление в установленное время в бюджеты всех уровней налоговых платежей, по своему размеру вначале компенсирующих, а затем и превышающих потери, понесенные соответствующими бюджетами в результате предоставленных СЭЗ налоговых льгот за счет возрастания общей массы налоговых поступлений;
- получения прибыли в размере, обеспечивающем кредиторам и инвесторам рентабельность вложений не ниже приемлемого уровня (равного хотя бы величине банковского ссудного процента по долгосрочным кредитам).
Во-вторых, общий методический подход к расчету экономических показателей состоит в определении доходов и расходов, отражающих сегодняшние и будущие потоки финансовых средств, связанных с функционированием СЭЗ в условиях предоставления ей исключительных налоговых льгот, и определении времени, когда будут достигнуты заданные объемы доходов и расходов, а также запланированные соотношения между сравнимыми величинами.
В-третьих, важной особенностью расчета показателей экономической эффективности создания и функционирования СЭЗ (как объекта экономического анализа) в отличие от расчетов экономической эффективности многих инвестиционных проектов является то, что экономические показатели СЭЗ должны существенно различаться по годам расчетного периода, ибо только при динамичном и все ускоряющемся развитии становится целесообразным само создание СЭЗ.
Система экономических показателей оценки эффективности предоставления СЭЗ льготного налогообложения и валютной окупаемости.
Состав показателей:
1. Абсолютный (интегральный) доход.
2. Сроки выхода на безубыточность.
3. Сроки окупаемости льготного налогообложения.
4. Внутренняя норма прибыли.
5. Рентабельность предоставления СЭЗ налоговых льгот.
6. Валютная самоокупаемость.
Оценка источников финансирования и движения финансовых средств.
Для успеха реализации решения о создании СЭЗ большое значение имеет глубина проработки следующих вопросов в динамике.
1. Привлечение отечественного капитала:
1.1. Инвестиционные ресурсы участников СЭЗ.
1.2. Местные источники финансирования, в том числе беспроцентный кредит, льготный кредит, выпуск акций, выпуск займа и т.п.
1.3. Бюджетное финансирование с расшифровкой по видам бюджетов и по статьям их расходной части.
2. Привлечение зарубежного капитала:
2.1. Ликвидные залоги, гарантии; сроки возвратности и источники погашения заемных средств.
2.2. Портфель инвестиций (оборудование, технологии, патенты, лицензии, ноу-хау).
2.3. Лизинг.
3. Доходы:
3.1. Взносы участников СЭЗ.
3.2. Доходы от реализации акций и облигаций.
3.3. Выручка от реализации продукции и услуг.
3.4. Доходы от хранения средств в банке.
3.5. Прочие поступления и доходы.
4. Расходы:
4.1. Текущие расходы.
4.2. Выплаты кредитов и погашение процентов по кредитам и займам.
4.3. Выплата дивидендов по акциям и облигациям.
4.4. Инвестирование программы развития СЭЗ.
В процессе оценки эффективности создания СЭЗ важно иметь комплексную оценку инфраструктуры зоны. В целях систематизации анализируемой информации, обеспечения единства в подходе и лучшей организации работы экспертов, а также получения комплексной оценки представляется важным в начале оценить отдельные элементы инфраструктуры:
1. Энерго- и ресурсообеспечение (электроэнергия, вода, газ, тепло, местное сырье и материалы и т.п.).
2. Транспорт внутри зоны (шоссейные и железные дороги, трубопроводы, автостоянки и др.).
3. Обеспечение внезонального транспортного сообщения (наличие железнодорожного вокзала или станции; магистральные шоссейные дороги; речной (морской) порт; аэродром; трубопроводы и т.п.).
4. Связь внутризонная (проводная и сотовая телефонная, телефакс, телеграф, телетайп и т.п.).
5. Связь СЭЗ с внешним миром (проводная, сотовая и спутниковая телефонная, телефакс, телеграф, телетайп и т.п.).
6. Складская инфраструктура (крытые и открытые склады, терминалы, специально оборудованные площадки, топливохранилища и т. п.).
7. Социальная инфраструктура (здравоохранение, образование, культура, торговля, развлечения и т.п.).
8. Коммунально- и жилищно-бытовая инфраструктура (гостиницы, жилые дома, детские сады, школы и т.п.).
9. Производственная инфраструктура, в том числе финансовая и фондовая.
10. Рабочая сила: рабочие, служащие, специалисты.
11. Финансово-кредитная инфраструктура. Оценка по каждому виду инфраструктуры, в названном перечне, должна осуществляться с учетом:
- характеристики имеющихся мощностей (производительности, пропускной способности, качества и т.д.), включая резервы и определение стоимости увеличения этих мощностей;
- стоимость имеющейся инфраструктуры;
- квалификация и численность обслуживающего персонала и возможности ее увеличения.
Особое внимание следует обратить на наличие резервных мощностей, а также на возможности и стоимость увеличения мощностей по соответствующим видам инфраструктуры. При этом особо должны быть рассчитаны сопутствующие и сопряженные затраты.
Таким образом, методически оценка инфраструктуры осуществляется путем оценки:
1. Наличия тех или иных элементов инфраструктуры и определения их достаточности для начала функционирования СЭЗ и определения стоимостной оценки имеющихся мощностей по инфраструктуре.
2. Затрат на обеспечение необходимых дополнительных мощностей.
3. Сопутствующих и сопряженных затрат.