Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 30.09.96 г.                                            N 588
     г.Барнаул

О мерах по развитию сферы
туризма в Алтайском крае

____________________________________________________________________
Утратило силу с 11 октября 2008 года на основании
постановления администрации Алтайского края от 18 сентября 2008 года N 392
____________________________________________________________________

В соответствии с постановлением администрации края от 16.10.95 г. N 412 "Об основных мероприятиях по стабилизации экономики Алтайского края на 1995-1997 годы"

                            ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Одобрить направления деятельности по развитию туризма в крае, изложенные в прилагаемой концепции программы.

2. Комитету администрации края по культуре и туризму (Зеленцов Г.К.) создать временный творческий коллектив для разработки до конца 1997 года государственной программы развития туризма на Алтае "Алтайтуризм".

3. Комитету администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике (Юрин А.В.):

- рассмотреть в бюджете 1997 г. выделение средств комитету по культуре и туризму на разработку программы "Алтайтуризм" по утвержденной смете;

- рассмотреть вопрос увеличения численности штата комитета по культуре и туризму на 3 единицы в связи с образованием отдела по делам туризма.

4. Управлению делами администрации края (Лысенко Б.П.) выделить дополнительно комитету по культуре и туризму 2 комнаты в здании по проспекту Ленина, 41.

5. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя Главы администрации края А.К.Мишина.

     Первый заместитель
     Главы администрации края                                Ефремов


Одобрена постановлением
администрации края
от 30.09.96 г. N 588

КОНЦЕПЦИЯ
Программы развития туризма в Алтайском крае
"Алтайтуризм"

Современное состояние туризма

В большинстве развитых стран мира и в развивающихся странах туризм является высокодоходной отраслью хозяйства. Развитие туризма способствует прогрессу таких отраслей, как транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство, торговля, производство товаров народного потребления. Общие мировые показатели таковы: туризм обеспечивает каждое 16-е рабочее место, 5% всех налоговых поступлений, 7% мировых инвестиций.

Но Россия в настоящее время далека от таких показателей, хотя и располагает исключительно высоким рекреационным потенциалом. Главой причиной отставания, безусловно, являлась организация туристско-экскурсионного дела, система централизованного управления и отсутствие личной заинтересованности людей, работавших в сфере туризма.

Начиная с 1990-х годов Россия вступила на путь реформирования сферы туризма, главными задачами которого являются развитие частного предпринимательства, увеличение доли въездного и внутреннего туризма. Немаловажное значение имеет тот факт, что регионы получили большую самостоятельность в использовании собственных рекреационных ресурсов.

Алтай издавна считается одним из самых интересных туристских районов страны. Здесь сосредоточены привлекательные природные и культурно-исторические объекты. Благоприятные геополитеческие условия служат гарантией безопасности отдыха приезжающих сюда людей. Вместе с тем не следует преувеличивать значение рекреационного потенциала Алтая. Подобные условия существуют у наших соседей - в Кемеровской области, Красноярском крае, Туве, Прибайкалье. Однако Алтай расположен более выгодно по отношению к госутонаселенным районам России, где проживает основное количество потребителей туристско-экскурсионных услуг. А этом значит, что доля расходов на транспорт в стоимости тура существенно ниже. Очень выжным обстоятельством является также то, что на Алтае производится достаточное количество продуктов питания, необходимых для обеспечения сферы туризма.

Система профсоюзного туризма, работавшая многие десятилетия в Алтайском крае, была направлена на формирование и обслуживание туристского потока в Горно-Алтайскую автономную область.

В настоящее время, в связи с самоопределением Республики Алтай, эта система полностью разрушена и поэтому изменяется роль туристских организаций Алтайского края. Поскольку весь поток людей отправляется на отдых и с целью туризма в Республику Алтай через транспортные узлы лтайского края - Барнаул, Бийск, то основная работа туристских организаций этих городов связана с обеспечениемклиентов туроператорами, работающими в горах Алтая. Однако материальная база используемых транспортных сетей характеризуется высокой степенью морального и физического износа и не отвечает потребностям отрасли туризма.

Прошедший этап реформы, связанной с переходом к рыночным отношениям в сфере туризма, дал противоречивые результаты. В настоящее время в крае зарегистрировано более 1000 фирм, имеющих в своем уставе, наряду с другими видами деятельности, туризм. Но на самом деле, туристским бизнесом занимается около 60 организаций. Все это представители малого бизнеса со слабо развитой материальной базой и небольшим числом занятых. Подавляющее большинство туристских фирм края работает на обеспечение выездного туризма и очень немногие заняты созданием новой материальной базы для внутреннего туризма. Крупные туристические базы "Алтай", "Рассвет" в настоящее время находятся в очень тяжелом положении и практически не принимают туристов.

Одной из важных задач в сфере туризма является гарантированное, качественное и безопасное обслуживание клиентов. Этому может способствовать выполнение условий, определенных Положением о лицензировании и сертификации. Однако ни одно из них практически не выполняется в крае, т.к. до сих пор не созданы структуры, которые могут осуществлять реализацию этих важных государственных документов.

Отрицательно на развитии туризма сказывается и тот факт, что в крае полностью разрушена система подготовки кадров низшего звена: гидов, экскурсоводов, руководителей групп, гидов-переводчиков и т.п. Только на географическим факультете Алтайского госуниверситета осуществляется подготовка специалистов с высшим образованием организатор туристско-экскурсионного дела. Специализация невелика по численности обучающихся, но пользуется большим спросом у молодежи.

Немногочисленные, но достаточно интересные туристско-экскурсионные услуги   фирм   края   недостаточно   хорошо известны потребителям,   т.к.   очень   слабо   развито    рекламное обеспечение. Крупные  выставки-ярмарки в туристских центрах России и зарубежья проходят,  как правило,  без  участия  Алтая.  Очень  мало издается буклетов, альбомов, нет путеводителя по Алтаю.

Вышеизложенное является достаточным основанием необходимости разработки программы развития туризма в Алтайском крае, которая должна стать базой для координации работы органов государственного управления, направленной на сохранение и рациональное использование уникальных природных и лечебных ресурсов, объектов культурного наследия, обеспечить создание правовых, экономических и организационных механизмов для успешного развития туристской индустрии в крае.

Цели и задачи программы

Целью программы является создание условий, благоприятных для развития туризма в Алтайском крае, обеспечивающих широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и зарубежных граждан в разнообразных туристских услугах.

Основными задачами Программы являются:

Разработка Закона о туризме в Алтайском крае и других положений, регламентирующих туристскую деятельность.

Формирование новых отношений в сфере туристского рынка на основе его демоноплизации, развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских организаций.

Поддержка предпринимательства в сфере туризма, в частности, малого и среднего бизнеса.

Создание благоприятных предпосылок для развития материальных условий туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций.

Интеграция Алтайского края в систему российского туристского рынка. Активизация участия в туристских программах "Сибирского соглашения".

Внедрение прогрессивных технологий туристского обслуживания.

Совершенствование системы информационного обеспечения в туризме.

Проведение активной рекламной политики.

Создание необходимой системы подготовки и переподготовки специалистов разного уровня в сфере туризма.

Основные направления осуществления программы

Для формирования благоприятных условий функционирования туристского бизнеса в крае и обеспечения государственных органов достоверным статистическим материалом предполагается усовершенствовать систему статистического учета, что позволит активизировать аналитическую работу с привлечением научных сил.

В целях надежного транспортного обеспечения туристского потока предполагается расширить возможности и реконструировать международный аэропорт Барнаула, а также местные аэропорты Бийска и Белокурихи. В летний сезон отдыха должна быть разработана система обслуживания большего количества отдыхающих на железнодорожном транспорте. Помимо введения дополнительных поездов необходимо произвести реконструкцию вокзалов, в первую очередь в г.Бийске.

Кроме улучшения качества покрытия на автомагистралях, ведущих к традиционным местам отдыха, необходимы серьезные капиталовложения в создание придорожной инфраструктуры, и , в первую очередь, туалетов, кафе, станций техобслуживания. Парк автобусов, работающих на обслуживании отдыхающих и туристов, подлежит обновлению с целью обеспечения необходимого уровня качества и безопасности обслуживания.

Необходимо также изыскать возможности для обеспечения комфортного путешествия по Верхней Оби. Река Обь на территории края - это, пожалуй, единственная река в России, по которой многочисленные желающие речных путешествий не могут совершить поездку. Верхняя Обь привлекает внимание множества жителей нашей планеты.

Надлежит выделить объекты природы, археологии, этнографии,культуры, хозяйственной деятельности и определить их значимость на мировом, государственном и региональном уровнях; приступить к резервированию земель, на которых находятся эти объекты, разработать районные рекреационные планировки. Рассчитать реальне бизнес-планы по реализации отдельных элементов этих планировок.

Создание рекреационных планировок Змеиногорского, Чарвышского, Колыванского, Солонешенского, Белокурихинского, Верхнеобского, Красногорского, Салаирского и Барнаульского узлов возможно при включении их в государственную программу развития Алтайского края.

Выполнение вышеуказанных работ позволит реально приступить к формированию инвестиционной политики в области туризма на Алтае. Только проектные решения и реальные финансово-экономические расчеты позволяют вести серьезные разговоры с крупными коммерческими банками и производственными объединениями тех регионов России, где рекреационные ресурсы для длительного отдыха слабо представлены и где сосредоточено большое число потребителей рекреационного продукта. Это, прежде всего, Тюменский и Томский Север, крупные города Западной Сибири и Европейский центр России. Значительного участия инвесторов из разных стран дальнего зарубежья трудно ожидать.

Одновременно с формированием предпосылок для создания материальной базы развития туризма, следует развивать систему рекламно-информационного обеспечения. Примерно половину средств на рекламу планируется получать из бюджета кая.

Исходя из мирового опыта и сложившейся практики, имеет смысл создать в администрации края блок рекламной информации и туризма. Имея уже в настоящее время исчерпывающие сведения о всех туристских ярмарках, необходимо изыскать средства и предлагать таким образом свой туристско-экскурсионный продукт. В этом случае можно реально рассчитывать на долевое участие туристских фирм на взаимовыгодных условиях.

Один раз в год следует приглашать потребителей туристско-экскурсионных услуг и других видов отдыха, например, курортно-санаторных, на ярмарку-выставку, проводимую в Барнауле. Обязательным будет участие в подобной ярмарке представителей турфирм Республики Алтай.

Следует увеличить выпуск разнообразной печатной рекламной продукции о туризме на Алтае. Местная полиграфическая база позволяет уже сейчас выпускать красочную продукцию необходимого качества и относительно дешевую.

Необходимо как можно скорее решить вопрос о вхождении Алтая в международные туристско-информационные системы.

Львинная доля успеха в туристско-экскурсионном обслуживании зависит от питания. И это, на наш взгляд, одна из сложных задач, стоящих перед организациями туризма. Изобилию качественных, экологически чистых продуктов, производимых на Алтае, должен отвечать высокий уровень обслуживания. Предложение традиционных блюд в сочетании с лучшими изделиями национальной кухни - это залог успеха любой турфирмы. Экзотические виды продуктов питания, характерные для нашего региона, например, кедровый орех. продукты из облепихи, горный мед, чай из горных трав, виноводочные изделия и т.д., всегда являются хорошим сувениром.

Производство и реализация сувениров должны отвечать требованиям разного контингента туристов и отдыхающих. В настоящее время сувениры в немногочисленных магазинчиках по их стоимости рассчитаны , главным образом.ю на редких иностранных туристов. Доходный сувенирный бизнес - это сфера исключительно частного предпринимательства.

Гостиничный бизнес - это та область, в которой очень активно участвуют инвесторы. В Барнауле в ближайшие годы не имеет смысла вести речь о строительстве новых гостиниц, отвечающих требованиям мировых стандартов. Необходимо реконструировать существующие гостиницы и довести до конца гостиничные долгострои. Вместе с этим следует создавать условия для строительства небольших отелей (на 20-50 мест) в традиционных местах отдыха. При этом, в первую очередь, необходимо освоить места с благоприятными условиями, как для летнего отдыха, так и для зимнего, как правило, горно-лыжного.

Профессиональная подготовка кадров - один из важнейших моментов программы. В силу того, что турфирмы края на данном этапе развития не в состоянии самостоятельно заниматься подготовкой для себя кадров низшего звена: гидов, проводников, экскурсоводов и т.п., как это делают многие турфирмы за рубежом, имеет смысл возродить существовавшую систему подготовки сезонного обслуживающего персонала из числа учащейся молодежи. Поддержать инициативу по созданию специализированных лицейских классов туристско-краеведческой направленности.

Необходимо создание такого центра, в котором можно будет осуществлять повышение квалификации руководящих работников турифирм. Рациональным было бы введение в сферу деятельности этого центра сертификацию туристстко-экскурсионных услуг. Связь центра с обучающими структурами Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и зарубежных стран. Логично проводить на базе этого центра научные исследования в области туризма и отдыха.

Роль государственных органов

В заключении следует особо остановиться на роли государственного органа управления. Туризм - это очень благодатная сфера для предпринимательства и во многих странах он отдан на откуп частного бизнеса. Но. вместе с тем, роль государства очень важна. Следует иметь в виду, что здесь вовлечены ресурсы, принадлежащие государству, в частности, природные ресурсы, культурно-исторические объекты, транспорт, вязь и т.д. В ряде районов края дальнейшее развитие туризма увеличить число рабочих мест, изменить структуру потребления местной продукции, преведет к улучшению инфраструктуры. Рациональное использование ресурсов таких районов - одна из главных задач органов местного самоуправления. На них ложится обязанность создания районных рекреационных планировок, поиск инвесторов по реализации каждого из элементов рекреационной системы, контроль за режимом использования необходимых ресурсов.

Комитет администрации края по культуре и туризму должен определить необходимый объем бюджетного финансирования на реализацию программы развития туризма, рекламно-информационную деятельность и обучающие программы. В обязанности комитета должны входить контроль и анализ использования бюджетных средств.

Осуществление Программы позволит создать предпосылки для оформления самостоятельной отрасли туризма в крае, активизировать социально-экономическое развитие региона, привлечь разнообразные инвестиции.


Текст документа сверен по:    

Официальная рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»