от 16 октября 1995 г. № 412
г. Барнаул
Об основных мероприятиях по стабилизации экономики
Алтайского края на 1995-1997 годы
(утратил силу на основании постановления от 08.05.02 г. № 250)
В целях ускорения реализации Программы Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие экономики в 1995-1997 годах"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить "Основные мероприятия по стабилизации экономики Алтайского края на 1995-1997 годы" (Приложение).
2. Комитету администрации края по экономике (Ступин В.И.) в десятидневный срок доработать мероприятия с учетом замечаний и дополнений комитетов, отделов и управлений администрации края.
3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя Главы администрации края В.И.Ступина.
Глава администрации края Л.А.Коршунов
Необходимость принятия настоящей программы обуславливается двумя обстоятельствами:
- наличием Программы Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие экономики в 1995-1997 годах";
- постановлением Правительства Российской Федерации "О дополнительных мерах по стабилизации экономики в Алтайском крае".
Таким образом задача программы: адаптировать на региональном уровне цели правительственной программы, с одной стороны, а также определить приоритеты и первоочередные меры по реализации Постановления Правительства - с другой, конкретизируемых до уровня отдельных хозяйственных комплексов, субъектов хозяйствования и территориальных образований.
В программу включены главным образом социально значимые межведомственные проблемы, в то время как отраслевые и территориальные (городов и районов) предполагается свести в программы структурных подразделений администрации и территориальных образований последующих низовых уровней.
Характеристика социально-экономической ситуации
Спустя три с половиной года с начала радикальных экономических преобразований экономика Алтайского края остается в весьма сложном и противоречивом положении, продолжает жить в условиях инвестиционного голода, до предела обострившейся проблемы неудовлетворительного финансового состояния, нарастания социальной напряженности.
Динамика основных макроэкономических показателей
Алтайского края в 1992-1995 гг.
+-------------------------------------------------------------------+
¦ ¦1992 г.¦1993 г.¦1994 г.¦1995 г. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦(1 полугодие) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------------+
Объем промышленной продук-
ции в действующих ценах,
млрд.руб. 212,2 1258,9 3219,4 3553,0
Индекс физического объема к
уровню предыдущего года, % 81,2 74,8 66,5 102,3
Производство товаров народ-
ного потребления, млрд.руб. 77,2 515,2 1302,5 1274,0
Темпы роста производства
ТНП к уровню предыдущего
года, % 87 76 72 81,3
Производство валовой про-
дукции сельского хозяйства (в
сопоставимых ценах 1983
года), в % к уровню преды-
дущего года 80,4 122,1 77,5
Капитальные вложения за
счет всех источников
финансирования млрд.руб. 32,5 309,6 916,6 624,0
Тепмы роста объемов капиталь-
ных вложений к уровню пре-
дыдущего года, % 66 73 69 83
Среднемесячный доход одного
работника, тыс.руб. 5,1 50,6 167 358*
Численность официально заре-
гистрированных безработных,
тыс.человек 10,2 15,8 28,8 33,7
Сводный индекс потреби-
тельских цен (на конец периода
к декабрю предыдущего года) 32р. 11,5р. 2,7р. 1,77р.
Несмотря на относительное замедление темпов падения производства промышленной продукции, появившееся со второй половины 1994 года, достигнутый спад - 60% к уровню 1991 года, свидетельствует о сохранении и предопределяет углубление кризиса как в промышленности, так и в экономике края в целом. Наряду с относительным ростом индекса физического объема производства промышленной продукции в первом полугодии текущего года к уровню прошлого года в отраслях: химия и нефтехимия (127%), машиностроение и металлообработка (126%), черная металлургия (106%), продолжается спад производства в промышленности (16,6%), лесной и деревообрабатывающей (10,5%). Практически парализована легкая промышленность края. При спаде производства продукции в текущем году на 42,5% к уровню прошлого года, доля ее в структуре производства сократилась с 13,8% в 1991 году до 3,6% в текущем, или почти в 4 раза. Объемы производства к уровню 1991 года снизились до 16%.
Тяжелое положение сложилось в агропромышленном комплексе края. За 1991-1994 годы по сравнению с предыдущим пятилетием производство валовой продукции сельского хозяйства уменьшилось на 20%. В земледелии практически приостановлены работы по сохранению плодородия и мелиорации земель. В животноводстве снижаются объемы производства всех видов продукции, разрушается накопленный производственный потенциал, выбытие основных фондов значительно превышает их ввод.
По численности поголовья крупного рогатого скота край отброшен на 24 года, свиней - на 19 лет, птицы - на 14 лет, овец и коз - на уровень 50-х годов.
Объем производства мяса снизился до уровня 1977 года, молока 1980, яиц - 1975 года.
Снижение производства сельскохозяйственной продукции усугубило работу пищевой и перерабатывающей промышленности. За последние 4 года производство основных продуктов питания на предприятиях края сократилось на 30-50%.
В условиях низкой эффективности существующих основных производственных фондов, высокого уровня их морального и физического износа, слабого развития социальной инфраструктуры в крае продолжается спад инвестиционной активности экономики. По итогам 1994 года капитальные вложения к уровню 1991 года сократились на 67%. В 1 полугодии текущего года к уровню прошлого года снижение инвестиций составило еще 17%. В общем объеме капиталовложений растет доля инвестиций в объекты социальной сферы, тогда как производственные инвестиции снижаются опережающими темпами.
В течение всего периода реформирования экономики сохраняются высокие темпы инфляции, хотя они и снижаются от года к году.
Снижение деловой и инвестиционной активности экономики предопределяет нарастание масштабов бедности населения края. После резкого падения в 1992 году уровень жизни основной массы жителей края продолжает оставаться на крайне низком уровне. Реальные денежные доходы населения к уровню 1991 года оцениваются в пределах 23-25%. Усиливается дифференциация населения по доходам и материальной обеспеченности. Отношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения к 10% наименее обеспеченного достигло в текущем году почти 14-ти раз против 10-кратного порогового показателя принятого в зарубежных странах. При этом 42% жителей края имеют доходы ниже официального прожиточного минимума. В среднем денежные доходы работающего члена семьи лишь на 40% превышают минимальную потребительскую корзину.
В этих условиях товарное насыщение потребительского рынка обеспечивается лишь крайне низким платежеспособным спросом населения.
Неблагоприятное "стартовое" положение края на пороге реформ, обусловленное периферийностью, аграрной направленностью, отсталостью в уровне развития производственной и социальной инфраструктуры при сосредоточении структурно-депрессивных отраслей в промышленности, предопределило более худшую последовательность развития ситуации в сравнении с среднероссийским уровнем и регионами Западной Сибири.
Концептуальные положения по преодолению
депрессивности экономики края
Концептуальные положения по преодолению депрессивности экономики края вытекают из целей и задач развития региона как территориального образования.
Цель программы: преодоление депрессивности экономики края посредством проведения активной социальной и экономической политики, ориентированной на рост объемов производства в приоритетных отраслях экономики, обеспечивающих оживление других отраслей хозяйства, и, как следствие, повышение занятости населения, расширение бюджетной базы в конечном итоге стабилизацию и постепенный подъем в обозримой перспективе уровня жизни населения (см.графическую модель преодоления депрессивности экономики края).
Графическая модель преодоления депрессивности
экономики края
+--------------------------+
+------------------¦ Уровень жизни населения ¦--------------------+
¦ +---------------_----------+ ¦
¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+ ¦ +-------------------+ ¦
¦+---¦ Торговля +-+---¦Рынок жилья ¦ ¦
¦¦+------------------------------+ ¦ +-------------------+ ¦
¦¦¦ +---------------------------+ ¦ +--------------------+ ¦
¦¦¦+-¦ Легкая и текстильная +-+--¦ Строительство ¦---+ ¦
¦¦¦¦ ¦ промышленность ¦ ¦ ¦ жилья ¦ ¦ ¦
¦¦¦¦ +---------------------------+ ¦ +--------------------+ ¦ ¦
¦¦¦¦ +---------------------------+ ¦ +--------------------+ ¦ ¦
¦¦++-¦ Первичная переработка ¦ ¦ ¦ Проектные ¦ ¦ ¦
¦¦¦+-¦ шерсти +-+--¦ организации +---¦ ¦
¦¦¦¦ +---------------------------+ ¦ +--------------------+ ¦ ¦
¦¦¦¦ +---------------------------+ ¦ +--------------------+ ¦ ¦
¦¦¦+-¦ Первичная переработка +-+--¦ Стройматериалы +---¦ ¦
¦¦+--¦ льна ¦ ¦ +--------------------+ ¦ ¦
¦¦¦ +---------------------------+ ¦ ¦ ¦
¦¦¦ +---------------------------+ ¦ +--------------------+ ¦ ¦
¦¦¦ ¦ Переработка (пищевая +-+--¦ Стройидустрия +---¦ ¦
¦¦+--¦ промышленность) ¦ ¦ +--------------------+ ¦ ¦
¦¦¦ +---------------------------+ ¦ ¦ ¦
¦¦¦ +---------------------------+ ¦ +--------------------+ ¦ ¦
¦¦+--¦ Сельское хозяйство ¦-+--¦ Деревообработка +---¦ ¦
¦¦+--+-----------_---------------+ ¦ +--------------------+ ¦ ¦
¦¦¦ +----------------------------+ ¦ +--------------------+ ¦ ¦
¦¦¦ ¦ Содержание социальной +-+--¦ Строймеханизация +---¦ ¦
¦¦¦ ¦ инфраструктуры ¦ ¦ +--------------------+ ¦ ¦
¦¦¦ +----------------------------+ ¦ ¦ ¦
¦¦¦ +----------------------------+ ¦ +--------------------+ ¦ ¦
¦¦+-¦ Сельхозмашинстроение ¦-+--¦ Машиностроение и ¦ ¦ ¦
¦¦ +----------------------------+ ¦ ¦ металлобработка +---+ ¦
¦¦ ¦ +--------------------+ ¦
¦¦ +----------------------------+ ¦ ¦
¦+--¦ Конверсия ¦-¦ ¦
¦ +----------------------------+ ¦ ¦
¦ +----------------------------+ ¦ ¦
¦ ¦ Структурная перестройка: ¦ ¦ ¦
¦ ¦ развитие энергетики, до- ¦-¦ ¦
¦ ¦ бычи драгметаллов, куро- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ рта Белокурихи, организа-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ция угледобычи ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------+ ¦ ¦
¦ +-------------------+--------------+ ¦
+--------------¦ Занятость населения ¦----------------¦
¦ +-------------------_--------------+ ¦
¦ ¦ ¦
¦ +-------------------+--------------+ ¦
+--------------+ Объем заработной платы ¦----------------¦
¦ +-------------------_--------------+ ¦
¦ ¦ ¦
¦ +-------------------+--------------+ ¦
+--------------¦ Бюджет территории ¦----------------+
+----------------------------------+
Концепция преодоления депрессивности экономики базируется на основных положениях региональной политики:
- региональная политика - это баланс интересов государства, региона и хозяйствующих субъектов;
- содержание региональной политики - это недопущение деградации территориальных образований и пространственно-локализованных сфер, всемерное содействие всему во имя целого;
- объект региональной политики - это отношения между элементами среды;
- субъект региональной политики - это правомочный выразитель региональных интересов, способный представлять, защищать и реализовывать эти интересы как субъект правоотношений.
Реализация региональной политики осуществляется посредством:
- государственной стратегии регионального развития;
- межрегиональной коллективной политики ассоциаций экономического взаимодействия (в нашем случае Межрегиональная Ассоциация Сибирское соглашение);
- разработки и реализации региональной политики администрации края.
Суть государственной стратегии регионального развития в проектных материалах просматривается в развитии специализации хозяйства регионов с одновременным укреплением единого экономического пространства России, в государственной поддержке регионов с наиболее сложным социально-экономическими и демографическими условиями.
Концепция учитывает и то, что депрессивность экономики края явилась следствием проведения в прошлом союзными органами управления политики оптимизации территориального разделения труда ради интересов страны в целом, не учитывая при этом интересы нашей территории. Вследствие чего другие регионы получили мощный импульс развития посредством скрытого перетока ресурсов.
В итоге экономика края может идолжна рассчитывать на компенсацию вынужденных потерь.
Главный региональный интерес обусловлен целью и задачами развития территории и состоит в формирование бездефицитного бюджета, обеспечивающего региональный воспроизводственный процесс, включающий воспроизводство населения, посредством реализации системы правил (механизмов), согласованных действий всех заинтересованных сторон (субъектов) в развитии территории, зафиксированных специальными соглашениями (в том числе между регионом и центром).
Интересы региона реализуются через осуществление определенной политики в той или иной сфере деятельности.
Возможные варианты санации
I. Временная консервация депрессивного состояния:
а) поддержка сельскохозяйственного производства, исключающая массовую безработицу на селе и предотвращающая вынужденное переселение, в форме государственного заказа;
б) сглаживание социально-экономической ситуации, обуславливаемой привлекательностью прородно-климатических условий для беженцев и переселенцев из ближнего зарубежья, требующее ежегодно для этих целей 1,2 млрд. рублей;
в) придание определенного импульса комплексу сельскохозяйственного машиностроения и производителям сельскохозяйственной продукции посредством.
II. Реструктуризация экономики и модернизация промышленной
продукции:
а) создание мощностей для производства конкурентноспособных тракторов;
б) конверсия предприятий ВПК;
в) развитие энергетического комплекса;