Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 от 05.10.94                                                N 861-р
 г. Барнаул

Программа демонополизации экономики и развития
 конкуренции на товарных рынках Алтайского края

___________________________
Утратило силу на основании
Постановления администрации Алтайского края от 3 апреля 2003 года N 172
___________________________

----------------------------------------------------------------------------------------------
Текст документа с учетом изменений и дополнений, внесенными:   
постановлением администрации края от 30.06.97 г. № 398;
постановлением администрации края от 17 апреля 2000 г. № 299.     

----------------------------------------------------------------------------------------------    

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 года N 191 "О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации", создания необходимых правовых, организационных и экономических условий для развития конкуренции на рынках Алтайского края:

1. Утвердить предлагаемую "Программу демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Алтайского края", далее именуемую Региональной программой.

2. Реализацию Региональной программы возложить на Алтайское территориальное управление Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и соответствующие структурные подразделения администрации Алтайского края (по содержанию намеченных мероприятий Региональной программы).

3. В целях обеспечения согласованности мер, направленных на демонополизацию экономики и развитие конкуренции на рынках Алтайского края, координации деятельности участников и органов администрации края по реализации Региональной программы образовать Краевую комиссию по конкурентной политике.

Утвердить прилагаемое Положение о Краевой комиссии по конкурентной политике (приложение 1).

Утвердить состав Краевой комиссии по конкурентной политике (приложение 2).

Возложить организационно-техническое обеспечение работы Краевой комиссии по конкурентной политике на Алтайское территориальное управление Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

4. Комитету по финансовой, налоговой и кредитной политике предусматривать при формировании краевого бюджета необходимые финансовые ресурсы для реализации Региональной программы.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Главы Администрации края Коновалова В.В.

 Глава администрации края                               Л.А.Коршунов


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением администрации
края от 05.10.94 N 861-р

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

АЛТАЙСКОЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ


ПРОГРАММА

ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ
НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

г.Барнаул, 1994 г.


Содержание

     Введение ........................................ 3

     Раздел I. Анализ экономической ситуации в Алтайском
               крае................................... 4

     1.1. Общая характеристика хозяйства края ........ 4

     1.2. Промышленность ............................. 8

     1.3. Аграрно-промышленный комплекс ..............10

     1.4. Население и трудовые ресурсы ...............12

     1.5. Итоги приватизации .........................18

     1.6. Розничный товарооборот .....................25

     1.7. Развитие предпринимательства ...............28

     ВЫВОДЫ...........................................37


     Раздел II. Мероприятия по демонополизации экономики
                и развитию конкуренции на 1995 год....38

     2.1. Мероприятия по формированию отношений
          конкуренции в отраслях естественной
          (государственной) монополии ................39

     2.2. Мероприятия по демонополизации и развитию
          конкуренции на региональных (местных)
          товарных рынках ............................41

     2.3. Формирование рыночной инфраструктуры........44

     2.4. Пропаганда политики демонополизации
          экономики и развития конкуренции на
          товарных рынках ............................46

     Заключение ......................................48


ВВЕДЕНИЕ

Программа демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Алтайского края разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 года N 191 "О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)".

В основу настоящей программы положена утвержденная Правительством "Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции нарынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры".

Состав и содержание настоящей программы определены исходя из "Методических рекомендаций по разработке региональных программ демонополизации экономики и развития конкуренции на региональных (местных) товарныхрынках", разработанных ГКАП РФ.

Целью разработки данной Программы является определение основных направлений активизации и повышения эффективности работы по демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Алтайского края, прогнозирование социально-экономических результатов и координация деятельности заинтересованных в этой работе органов Администрации края.

Одной из главных задач, решавшихся в процессе разработки настоящей Программы, было выделение специфических особенностей экономики Алтайского края и определение адекватных этим особенностями мер по демонополизации и развитию конкуренции на ближайшую перспективу.

Детализация мероприятий и формирование рабочих программ деятельности по совершенствованию этой работы в крае будет осуществляться в календарных планах работы АТУ ГКАП РФ.

В основу настоящей Программы положены направления определенные в краевых программах стабилизации и развития экономики Алтайского края, среди которых:

- "Программа структурной перестройки экономики Алтайского края на 1993-1994 г.г."

- "Схема развития и размещения производительных сил Алтайского края на период до 2000 года"

- "Экономическая реформа: оценка состояния экономики Алтайского края и ближайшие перспективы ее развития" (информационно-аналитический сборник);

- "Программа приватизации государственных предприятий в Алтайском крае" (после 01.07.94 г.)

- "Программа поддержки малого предпринимательства на 1994-1995 годы" (проект).

- "Программа конверсии предприятий оборонной промышленности Алтайского края"

- "Программа содействия занятости населения Алтайского края на 1995 год (проект)".

Разработка программы осуществлена творческой группой специалистов администрации Алтайского края и территориального управления ГКАП РФ в составе: к.э.н. Васильев С.С. (АТУ ГКАП), к.э.н. Сибиркин Ф.А. (комитет по экономике), к.э.н. Бобровская Т.В. (комитет по управлению имуществом), Каргина Н.Я. (комитет по занятости и миграции населения), к.ф.-м.н. Чепель В.Ф. (комитет по поддержке малого и среднего бизнеса), Морозов В.К. (отдел промышленности).

Организационное руководство разработкой Программы, в соответствии с распоряжением Главы администрации Алтайского края от 01.06.94 г. N 466-р осуществлялось Алтайским теруправлением ГКАП РФ.


Раздел I. Анализ экономической ситуации в Алтайском крае.

1.1. Общая характеристика хозяйства края

В условиях межрегионального разделения труда в народнохозяйственном комплексе страны роль края во многом определялась специализацией и кооперацией производства, связанной с минерально-сырьевыми, природно-климатическими условиями, демографическими предпосылками, государственной политикой капитальных вложений. Сложившаяся к началу 90-х годов структура экономики Алтайского края характеризуется общим для всего народного хозяйства России тенденциями.

Во-первых, преобладанием отраслей общесоюзной )нынефедеральной) специализации, таких как машиностроение и нефтехимия, с соответствующей большой долей участия участия военно-промышленного комплекса.

Во-вторых, осуществлявшимся в течение многих лет интенсивным материалоемким наращиванием производства в ущерб глубокой модернизации технологических процессов.

В-третьих, многолетним доминированием централизованного механизма распределения и перераспределения материальных и финансовых ресурсов, результатом чего явилась слабая внутрирегиональная технологическая кооперация предприятий; продукция большинства из них ориентировалась на общесоюзный рынок, что в нынешних условиях сужает возможности быстрого формирования региональных рынков.

В-четвертых специфической чертой алтайской экономики в силу георгафичесских и климатических условий является большой удельный вес аграрного сектора, который также в течение многих десятилетий развивался интенсивными методами, путем наращивания объемов производства первичного сельскохозяйственного сырья в ущерб переработке и производству потребительских товаров.

По своим природным условиям Алтай традиционно является продовольственной базой Сибири по основным продуктам: зерну, мясу, молоку, яйцам, картофелю. Однако хозяйство края не в состоянии полностью удовлетворить спрос краевого потребительного рынка на продовольственные товары. Половину продуктов растениеводства край вынужден завозить: овощи свежие и переработанные, фрукты, ягоды, бахчевые и т.п. В конце 90-х начале 90-х годов в край также завозилось около четверти продуктов питания промышленной выработки.

Промышленная специализация края в межрегиональном разделении труда определяется следующими видами важнейшей продукции производственно-технического назначения: тракторы, машины кузнечно-прессовые, котлы паровые, плуги тракторные, вагоны железнодорожные, дизели, кокс, шины, сельскохозяйственныев машиныв и запасные части к ним, электродвигатели, лесопродукция, мебель, цепи, электродетали, оборудование для перерабатывающих отраслей и др. назначения. Край вывозит большую часть производимых в крае тканей (в основном, хлопчатобумажных), одежды, обуви. На многих предприятиях выпускаются товары хозяйственно-бытового назначения.

Но спрос внутреннего потребительского рынка на непродовольственные товары удовлетворяется за счет местных ресурсов недостаточно. Из непродовольственных товаров завозится абсолютное большинство товаров длительного пользования (телевизоры, стиральные машины, пылесосы, легковые автомобили и прочие), производство которых в крае практически отсутствует или только начинает осваиваться.

В 1993 году в Алтайском крае, как и в целом в России, продолжались кризисные явления. Причины этого процесса не изменились: нарушение договорных связей между республиками СНГ, нестабильность хозяйственных связей между российскими предприятиями вследствие неплатежеспособности партнеров, рост оптовых цен на сырье, полуфабрикаты, энергоносители и т.д. В итоге произошло снижение объемов производства и реализации товаров и услуг практически во всех отраслях экономики края. Наибольшее сокращение наблюдалось в следующих отраслях: химической и нефтехимической промышленности - на 40,7%, легкой промышленности на 40,6%, машиностроении и металлообработке 23,3%. В целом по краю объем промышленной продукции составил 74,8% к уровню 1992 года. Как следствие: опять возросли финансовые затруднения предприятий и организаций. При этом необходимо отметить, что большинство предприятий является одновременно и должниками, и кредиторами, при чем задолженность поставщикам и задолженность покупателей примерно равны. Другими словами, задержка платежей со стороны покупателей не позволяет предприятиям рассчитываться с поставщиками и, тем самым, улучшить свое финансовое положение.

Продолжало сокращаться производство товаров народного потребления. За 1993 год его уровень составил 75,2% от уровня прошлого года, в том числе по продовольственным товарам 81,2%, по непродовольственным - 70,6%. Это стало одним из факторов снижения объемов товарооборота торговой сети и изменения цен.

Характерным для процесса ценообразования в рассматриваемый период остается дальнейший рост цен, но динамика их отдельных видов различна. Наиболее быстро увеличились цены на оказываемые населению услуги - 14,9 раза, значительно (соответственно в 9,5 и 7,2 раза) возросли оптовые и потребительские цены, высокими были темпы роста розничных цен на товары народного потребления- в 5,2 раза.

В 1993 году максимальный месячный прирост по всем видам цен был зафиксирован в январе. Затем наблюдалось снижение темпов роста цен. Но если индексы потребительских и розничных цен изменялись постепенно, то оптовые цены и цены за платные услуги скачкообразно. Так, в основе резкого повышения оптовых цен лежали единовременные удорожания энергоносителей соответственно в конце 1992 года и в апреле 1993 года. Товаропроизводители сразу же скорректировали свои издержки в сторону максимального повышения. Это подтверждается тем, что между "скачками" темпы роста цен стабилизировались. Отставание платежеспособного спроса населения не позволило потребительским ценам увеличиться в январе также значительно, как и оптовым ценам.

Параллельно с ростом цен продолжался рост доходов населения, связанный с повышением минимальной заработной платы, минимального размера пенсий, индексацией оплаты труда работников бюджетной сферы.

Однако достигнутый в крае уровень заработной платы остается самым низким в Западно-Сибирском регионе. Определенное влияние на это оказывает относительно высокая доля сельскохозяйственного производства. Если принять средний уровень доходов на Алтае за 100 процентов, то в Новосибирской и Омской областях, структура хозяйства которых близка к краевой, этот показатель составил соответственно 103,1% и 116,3%. Гораздо выше он в Томской и Кемеровской областях 142,1% и 193,4%, что объясняется спецификой их хозяйства (большая доля добывающих, металлургических, химических производств).

Кризисная ситуация, сложившаяся в большинстве отраслей экономики края, отразилась и на их инвестиционной политике. Здесь также преобладает тенденция к сокращению предприятиями и организациями объемов капитальных вложений на модернизацию и реконструкцию своих основных фондов (с 81% в 1991 г. до 66% в 1992 году и 53% за 1993 год) и дорогостоящее жилищное строительство (соответственно с 76% до 67% и 58%), направлению предприятиями большой части прибыли на текущие потребительские нужды.

Важнейшие условия и факторы, обусловившие эту динамику:

1) Тяжелое финансовое состояние предприятий, вызванное, с одной стороны, опережающим ростом цен на используемые сырье и материалы, энергонасителей, а с другой стороны, ростом цен на готовую продукцию и трудностями ее сбыта в связи с неплатежеспособностью потребителей. Предприятия вынуждены переходить на сокрыщенный режим работы (скрытая безработица).

2) Отсутствие конкурентной среды: цены на товары складываются на под воздействием спроса и предложения, а на основе растущих издержек производства.

3) Трудности в процессе конверсии оборонных предприятий, дававших треть общего объема производства. Удельный вес военной продукции в объемах производства этих предприятий сократился более, чем вдвое, темп роста гражданской продукции не может пока компенсировать эти потери.


1.2. Промышленность

Ведущими отраслями промышленности края являются машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность. В машиностроении и химической отрасли сосредоточено свыше половины основных фондов (59%) и численности занятых (61%) в промышленности (в то время как в легкой и пищевой эти показатели составляют соответственно 12,5% и 19,7%). Эти отрасли, определяющие развитие научно-технического прогресса, оказались в условиях переходного периода по целому ряду причин в тяжелейшем состоянии.

Главной причиной трудностей явилась сложившаяся специализация краевой экономики ее ориентация на оборонный комплекс и сельское хозяйство. Выпуск продукции ведущих отраслей хозяйства края был централизованно ориентирован на потребности европейских районов страны в обмен на материально-технические ресурсы в рамках политики регионального разделения труда.

В результате проведения экономической реформы наметились определенные изменения в структуре промышленного производства товарной продукции в крае (табл.1.2.1.).

Таблица 1.2.1.

Динамика отраслевой структуры промышленного производства
товарной продукции в Алтайском крае в %

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»