АЛТАЙСКОЕ КРАЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14.03.95 N 52
г.Барнаул
О Программе поддержки агропромышленного комплекса
края на 1995 и последующие годы
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Алтайского краевого Законодательного собрания
от 4 марта 2009 года N 124
____________________________________________________________________
Рассмотрев в третьем чтении проект Программы поддержки агропромышленного комплекса края на 1995 и последующие годы, краевое Законодательное Собрание ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить представленную Программу поддержки агропромышленного и прилагаемые к ней: мероприятия по ее выполнению (приложение 1) и Положение о краевом фонде финансовой поддержки агропромышленного комплекса (приложение 2).
2. Краевому Законодательному Собранию, администрации края поквартально увязывать предусмотренные Программой меры финансовой поддержки АПК с возможностями бюджета края на 1995 год, выработать дополнительные меры увеличения бюджетных и внебюджетных ассигнований.
3. Направить в фонд поддержки агропромышленного комплекса края 50% средств, поступивших от целевого сбора на строительство мостового перехода через реку Обь.
4. Установить дополнительно с 1 апреля 1995 года специальный налог в размере 1,5 процента с предприятий, учреждений, организаций и 0,05 процента от объема от объема розничного товарооборота.
Администрации края в 10-дневный срок разработать, утвердить Положение "О целевом сборе для финансовой поддержки агропромышленного комплекса края" и опубликовать его в газете "Алтайская правда".
5. Установить ставки земельного налога для сельскохозяйственных предприятий, расположенных в черте города, как сельскохозяйственным товаропризводителям с перечислением средств в бюджет города.
6. Администрации края (Сидоров) определить перечень отдельных видов деятельности, на которые сельскохозяйственные предприятия освобождаются от получения лицензий, а также предусмотреть льготы при плате за выдачу лицензий.
О принятом решении проинформировать краевое Законодательное Собрание.
7. Администрации края, главному управлению сельского хозяйства и продовольствия администрации края (Затлер) обеспечить своевременную разработку и предоставление в краевое Законодательное Собрание проектов законов и иных нормативных актов, необходимых для реализации Программы.
8. Главному управлению сельского хозяйства и продовольствия администрации края ежеквартально информировать краевое Законодательное Собрание о ходе выполнения настоящей Программы.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет краевого Законодательного Собрания по экономической политике, собственности, природопользованию и земельным отношениям (Апарин).
Председатель краевого
Законодательного Собрания А.А.Суриков
УТВЕРЖДЕНА
постановлением краевого
Законодательного Собрания
от 14.03.95 N 52
Программа
поддержки агропромышленного комплекса края
на 1995 и последующие годы
Введение
Настоящая Программа поддержки агропромышленного комплекса Алтайского края на 1995 и последующие годы разработана в соответствии с Программой аграрной реформы в Российской Федерации на 1994-1995 гг., одобренной постановлением Правительства РФ от 6 июля 1994 г. № 791 с учетом состояния агропромышленного комплекса и результатов осуществления аграрной и земельной реформ.
В Программе оценка социально-экономической ситуации, основные черты и причины кризисного состояния АПК, учтены особенности развития отраслей АПК края, их приоритет, определена стратегия аграрных преобразований. Разработаны мероприятия по выполнению настоящей Программы.
Решение многих первоочередных задач будет зависеть от координации усилий краевых структур, ведомств, органов власти и управления по созданию благоприятных экономических, правовых хозяйственных условий, финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Кризисная социально-экономическая ситуация в агропромышленном комплексе края обусловлена общими тенденциями, определившимися в результате реформирования народного хозяйства Российской Федерации, происшедшем при этом разрушением государственного планового регулирования экономики, сложившихся производственно-хозяйственных связей предприятий, деградацией финансовой системы, переходом на рыночные отношения без предварительного создания соответствующей инфраструктуры, подготовки кадров и учета специфики российских условий. Все это привело к снижению покупательного спроса предприятий и населения, затянувшемуся периоду неплатежей и, как следствие, к резкому сокращению производства промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Производство валовой продукции сельского хозяйства края за 1991- 1993 г.г. по сравнению с 1986-1990 г.г. снизилось на 20%. По основным видам продовольствия и сырья среднегодовое производство сократилось на 21-25%, а картофеля - на 57, сахарной свеклы - на 50%.
Основная группа факторов, определивших резкий спад производства сельскохозяйственной продукции,заключается в потере традиционных рынков реализации продовольствия, значительном снижении покупательного спроса населения, вытеснении отечественного продовольствия импортным.
За три последних года вывоз молочной продукции сократился на 41, мясной - на 63%. Значительно уменьшились поставки продовольствия по сложившимся прежде связям на Дальний Восток и северные регионы страны. Реализация продовольствия все больше замыкается внутри Сибирского региона, рынок которого по многим видам продовольствия ограничен. Кроме того, вывоз продовольствия в большей мере осуществляется по неорганизованным каналам через длинную цепь посредников.
Сокращается потребление продовольствия внутри края. Молочных изделий реализовано меньше, чем в 1990 году на 59, мясных - на 50 процентов. Реальные доходы населения в этот период снизился вдвое.
Отдельные виды сырья и продовольствия не находят сбыта из-за отсутствия необходимых перерабатывающих мощностей. Это прежде всего высококачественные сорта мягкой и твердой пшеницы - гордость Алтая в прежние годы, рожь, крупянные культуры, шерсть и некоторые другие виды продукции.
Вторую группу объективных факторов значительного снижения доходности сельскохозяйственного производства края и как следствие спада производства составляют диспаритетные отношения с предприятиями других отраслей народного хозяйства и с обслуживающей сферой.
Диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию настолько велик, что исключает возможность обновления ресурсного потенциала отрасли, все более увеличивает затраты на содержание материально-технической базы сельского хозяйства, вынуждает сельских товаропроизводителей отказываться от интенсивных технологий.
В 1994 г. по сравнению с 1986 г. закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию увеличились в 500-750 раз, в то же время на промышленную продукцию и услуги - 4000-6000 раз, на автомобили- в 7000 раз, на тракторы - в 5700, уголь - 2500, дизельное топливо - 3950,минеральные удобрения - в 1780, на электроэнергию - в 2500 раз.
Стареет машинно-тракторный парк. Вследствие этого за последние 2 года зябь не пашется на площади около 2 млн.га, затягиваются сроки уборки урожая.
Разрушается созданная за многие годы система семеноводства, сортосмены и сортообновления. Резко снизилось качество посевного материала. Критическая ситуация сложилась в элитном семеноводстве. Так, из изготовленных в АНИИЗиС в 1993 г. 9941 тн элитных семян зерновых культур, 150 тн подсолнечника и 50 тн многолетних трав реализовано для размножения менее половины. Остальные остались невостребованными и использованы на продовольственные цели.
Сократилось внесение в почву органических и минеральных удобрений. В 1994 г. минеральных удобрений внесено всего 7 тыс.т действующего вещества против 136 тыс.т в 1990 г., т.е. в 19 раз меньше.
Практически полностью прекращено использование пестицидов для борьбы с сорняками, болезнями и вредителями растений.
Снижается потенциал аграрной науки, закрываются важнейшие направления исследований, определяющие научно-технический прогресс в сельском хозяйстве. Имеющиеся эффективные научные разработки остаются невостребованными сельскохозяйственными производителями.
Все это в значительной мере повлияло на сокращение производства товарного и фуражного зерна, крупянных культиур.
Многократное повышение цен на энергонасители, комбикорма и технические средства особенно тяжело отражаются на хозяйственной деятельности птицефабрик, свиноводческих и других комплексов.
Третья группа факторов, отрицательно влияющих на сельхозпроизводство - усложнившиеся финансово-экономические отношения в цепи производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Недостаточные протекционистские меры государственной поддержки сельских товаропроизводителей, грабительская кредитная политика, отсутствие инвестиционной политики Правительства РФ привели отрасль на грань банкротства.
Хронические неплатежи, иждивенческая позиция перерабатывающих предприятий и торговых организаций, стремление выжить в трудный период за счет другого, инертность банков и их неспособность наладить денежное обращение в условиях продолжающейся инфляции обесценивают труд сельских товаропроизводителей. на расчетных счетах хозяйств полностью отсутствуют денежные средства. Процветает товарный обмен. Слоджное финансовое состояние предприятий перерабатывающей промышленности парализовало финансовую активность товаропроизводителей.
За последние три года затраты на производство сельскохозяйственной продукции возросли в 357 раз, а цены увеличились лишь в 222 раза. Производство целого ряда основных сельскохозяйственных продуктов стало невыгодным для производителя.
Меры государственной поддержки недостаточны, а ставки централизованных кредитных ресурсов настолько высоки,что их возвратность весьма проблематична.
Нынешняя кредитная политика разорительна для сельских товаропроизводителей, а также для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
Финансово-экономические отношения, сложившиеся в цепи производства и реализации сельскохозяйственной продукции, несовершенство рыночных отношений, особенно негативно сказались в животноводческой отрасли.
Резко сократились поголовье скота, объемы производства продукции животноводства в коллективных хозяйствах, составляющих основу товарного производства.
На грани исчезновения оказалось тонкорунное овцеводство.
Стремительно теряет свой потенциал племенная база.
Перераспределение объемов производства в мелкотоварный сектор существенно, однако его развитие сдерживается трудностями в реализации производимой продукции.
Пассивные позиции занимает потребительская кооперация края.
Спад производства, инфляционные процессы в экономике повлекли за собой резкое снижение объема инвестиций в производственное и социальное строительство агропромышленного комплекса, лишили сельские строительные организации значительного объема строительно-монтажных работ.
В таком же положении находятся снабженческие, обслуживающие, ремонтные и транспортные предприятия.
В ходе земельной реформы почти в 2 раза увеличилось число садовых участков, личные подсобные хозяйства расширились на 50,8 тыс.га, под коллективные огороды ежегодно выделяется около 16 тыс.га земли. Это в какой-то мере сняло напряжение в обеспечении населения края овощами и картофелем.
Одним из принципиальных направлений аграрных преобразований является развитие крестьянских (фермерских) хозяйств.
В настоящее время в крае имеется 6972 фермерских хозяйства,за которыми закреплено 685,2 тыс га сельхозугодий. В силу сложившихся объективных причин подавляющее большинство их специализируются пока на производстве растениеводческой продукции.
Аграрные преобразования создали реальные предпосылки для формирования многоукладной экономики.Все сельскохозяйственные предприятия самостоятельно определяют форму хозяйствования и отношение к собственности.
Однако основная масса хозяйств, предприятий пищевых, перерабатывающих и обслуживающих отраслей АПК провела реформирование формально. Освоение новых форм хозяйствования не сопровождается глубинными преобразованиями производственных отношений, повышением эффективности экономики.
Запущенность экономической работы в хозяйствах и предприятиях АПК, ненацеленность коллективов на совершенствование организации труда и производства, повышение трудовой и технологической дисциплины, введение структурных изменений,а главное - крайне незначительное снижение издержек производства- все это ведет к росту себестоимости продукции и услуг.
Кризисное состояние агропромышленного комплекса Алтайского края выражается в прогрессирующем спаде производства основных видов продовольствия и резком сокращении их потребления населением, в катастрофическом ухудшении экономического положения сельских товаропроизводителей, в обесценивании их труда и снижении уровня жизни сельского населения, в свертывании инвестиционных вложений, в разрушении материально-технической базы и снижении научно-технического потенциала сельского хозяйства.
Задача данной Программы состоит в том, чтобы на основе анализа причин, вызвавших критическую ситуацию в агропромышленном комплексе края, наметить меры по устранению кризисного состояния, созданию условий стабилизации производства сельскохозяйственной продукции важнейшей составной части устойчивой экономики края.
Аграрная реформа и целевая направленность мер по стабилизации сельскохозяйственного производства в АПК края в 1995 г. предусматривает комплексный подход к решению сложных проблем, возникших в агропромышленном секторе экономики при переходе на рыночные отношения.
Основными направлениями деятельности администрации края и органов управления агропромышленным комплексом являются:
- рациональное использование богатейших и разнообразных природноклиматических, производственных и трудовых ресурсов для устойчивого производства продукции сельского хозяйства и качественных продуктов питания, конкурентноспособных как на внутреннем, так и внешнем рынках;
- создание условий для развития продовольственного рынка в интересах товаропроизводителей и потребителей, удовлетворение потребительского спроса на продовольственное и сельскохозяйственное сырье, государственное регулирование продовольственного рынка;
- комплексное преобразование аграрного сектора путем формирования в сельском хозяйстве государственного, коллективного, кооперативного, акционерного, фермерского и мелкотоварного секторов и регулирование земельных отношений;
- создание благоприятной правовой, организационной и экономической среды для эффективного функционирования товаропроизводителей всех форм собственности и хозяйствования;
- отработка экономических отношений между товаропроизводителями и их партнерами на всех уровнях хозяйственной и государственной иерархии, исключающих монопольное давление на сельских товаропроизводителей;
- создание системы материально-технического обеспечения сельских товаропроизводителей;
- технико-технологическое переоснащение АПК на основе целевых программ, усиление инвестиционной деятельности, приоритетное развитие аграрной науки;
- реорганизация системы и методов управления агропромышленного комплекса;
- совершенствование системы производственных отношений и экономического механизма, ориентированного на рынок, внутри каждого коллективного предприятия,производящего сельскохозяйственную продукцию;
- социальное развитие села, подготовка кадров.
Предлагаемые направления деятельности, подкрепленные конкретными мероприятиями по их осуществлению, позволят уже в 1995 году приостановить спад сельскохозяйственного производства.
2.1 Аграрная реформа и земельные отношения