____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Администрации Алтайского края от 24.07.2014 N 345.
____________________________________________________________________
от 8 мая 2003 г. № 239
г.Барнаул
Об утверждении комплексного плана мероприятий по обеспечению права граждан на получение основного общего образования на период до 2007 года
(наименование изменено на основании постановления от 24.06.03 г. № 314)
----------------------------------------------------------------------------------------------
Текст документа с учетом изменений и дополнений, внесенными:
постановлением от 24.06.03 г. № 314.
----------------------------------------------------------------------------------------------
Во исполнение Закона Российской Федерации от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», закона Алтайского края от 06.12.2002 № 393 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае» и в целях создания условий для выполнения Закона Российской Федерации "Об образовании" в части реализации права граждан на получение основного общего образования в системе общего образования края, социально-педагогической защиты детей в рамках образовательных учреждений, своевременного выявления и учета движения детей и подростков школьного возраста, адаптирования системы общего образования к уровням и особенностям развития учащихся, совершенствования работы по охране здоровья, межведомственного взаимодействия, усиления работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и борьбе с беспризорностью детей и подростков в крае,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить комплексный план мероприятий по обеспечению права граждан на получение основного общего образования на период до 2007 года (прилагается).
(Пункт 1 изменен на основании постановления от 24.06.03 г. № 314).
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края Г.П. Зырянова.
Глава администрации края А.А.Суриков
Комплексный план
мероприятий по обеспечению прав граждан, проживающих в Алтайском крае, на получение основного общего образования на период до 2007 года
Паспорт
комплексного плана мероприятий по обеспечению права граждан, проживающих в Алтайском крае, на получение основного общего образования на период до 2007 года
Наименование | - комплексный план мероприятий по обеспечению права граждан, проживающих в Алтайском крае, на получение основного общего образования на период до 2007 года |
Основные разработчики плана | - комитет администрации Алтайского края по образованию; - Главное управление внутренних дел Алтайского края; - краевая комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; - комитет администрации Алтайского края по социальной защите населения |
Цели и задачи плана | - создание условий для выполнения Закона РФ «Об образовании» в части реализации права граждан на получение основного общего образования в системе общего образования края; - социально-педагогическая защита детей и подростков; - создание механизма своевременною выявления н учета движения детей и подростков школьного возраста; - адаптированно системы общего образования к уровням и особенностям развития учащихся; - создание механизма межведомственного взаимодействия в решении проблем «всеобуча» |
Сроки реализации | -2003-2007 гг. |
Исполнители комплексного плана мероприятий | - Главное управление внутренних дел Алтайского края; - краевая комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; - комитет администрации Алтайского края по социальной защите населения; - комитет администрации Алтайского края по образованию, - комитет администрации Алтайского края по здравоохранению; - органы местного самоуправления городок, районов края; - субъекты сферы общего образования |
Ожидаемые результаты реализации плана | - сокращение количества детей и подростков "вне образования"; - создание механизма своевременного выявления и упорядочение учета движения всех детей и подростков школьного возраста; - оказание своевременной помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации; - адаптирование системы общего образования к уровням и особенностям развития учащихся; - улучшение ресурсного обеспечения образовательного процесса в школе |
Контроль за исполнением | - Главное управление внутренних дел Алтайского края; - краевая комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; - комитет администрации края по социальной защите населения; - комитет администрации края по образованию; - исполнительные органы муниципальных образований. |
1.Введение
В соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 ст. 43 Конституции Российской Федерации, пункт 3 ст. 19 Закона Российской Федерации «Об образовании») основное общее образование является обязательным.
Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся, сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет. При этом в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде прием на работу лиц моложе 15 лет не допускается, следовательно, несовершеннолетние, не достигшие возраста 15 лет, не могут быть трудоустроены,
Таким образом, до достижения возраста 15 лет все несовершеннолетние, подлежащие обучению, должны обучаться в образовательных учреждениях, вследствие чего обеспечение гарантий получения несовершеннолетними в возрасте 15 лет основного общего образования имеет важное значение не только в свете реализации права детей на образование, но и в свете профилактики их безнадзорности и правонарушении.
В связи с этим в качестве верхней возрастной границы при проведении единовременного учета был выбран возраст 15 лет, до достижения которого сохраняется требование обязательности получения основного общего образования и, по сути, обязательности пребывания детей и подростков в системе образования.
В Алтайском крае существуют определенные проблемы в области обеспечения конституционного права детей на образование. Основную роль в реализации права детей на образование играет социально-экономический фактор. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению, учету, последующему устройству беспризорных детей и детей школьного возраста, не обучающихся в образовательных учреждениях, организована недостаточно результативно.
Не ставя под сомнение необходимость координации этой работы со стороны администрации Алтайского края, в то же время следует подчеркнуть, что основные функции по выявлению не обучающихся и безнадзорных детей должны взять на себя органы местного самоуправления. Также очевидно, что данная деятельность не может осуществляться силами какого-то одного ведомства (образования, социальной защиты населения и т.д.), она требует объединения усилий всех ведомств, являющихся субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
II. Содержание проблемы «всеобуча» и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В современных условиях проблема «всеобуча» не только не теряет своей актуальности, но и приобретает особую значимость. За последние годы в крае созданы условия, обеспечивающие гарантии права граждан на получение обязательного основного общего образования. Расширился спектр образовательных услуг, складывается система выявления и учета всех детей и подростков школьного возраста, совершенствуется психолого-педагогическая поддержка учащихся, организованы питание, обеспечение учебниками, подвоз учащихся сельской местности в школу и обратно, система общего образования края постепенно адаптируется к уровням и особенностям развития, подготовки обучающихся, воспитанников. Предупреждению «отсева» способствуют сокращение количества школьников, оставленных на повторный курс обучения, проведение акций «Помоги школе», «Со берем детей в школу», совершенствование форм, методов работы с семьей, учащимися «группы риска». Наблюдается тенденция сокращения количества учащихся, выбывших из общеобразовательных учреждений до получения основного общего образования (1998/1999 учебный год - 1,24%, 1999/2000 учебный год - 0,54%, 2000/2001 учебный год - 0,13%, 2001/2002 учебный год - 0,08%).
Вместе с тем проблема детей «вне школы» остается и приобретает вес большую остроту. Миграция неблагополучных семей, проживание без прописки, низкий уровень ответственности родителей за воспитание приводят к тому, что дети порой не приступают своевременно к обучению в школе
Не останавливается процесс социальной дезадаптации подростков, который характеризуется разрывом их связей с родителями, учителями, сверстниками, деформированием ценностных ориентации учащихся, изменением важнейших видов деятельности ребенка (игра, познание, труд), необходимых для полноценного психологического развития и социализации. Специальная дезадаптация проявляется в широком спектре отклонений в поведении и отчуждении детей от школы: бродяжничестве, ранней алкоголизации и наркомании, нарушении норм морали, противоправных действиях.
Сохраняет актуальность проблема не только явного, но и скрытого «социального сиротства», падения нравственных устоев семьи, требует совершенствования работа по повышению ответственности родителей за воспитание детей.
Педагогический процесс во многих образовательных учреждениях осуществляется без должного психолого-педагогического сопровождения детей с учетом состояния их здоровья, уровня и особенностей подготовки, развития. Наблюдается ранняя потеря у учащихся интереса к учению, сокращение количества классов для детей с задержкой психического развития, компенсирующего обучения, групп продленного дня, ослабление воспитательной работы школы, особенно с подростками «группы риска». Значительная часть образовательных учреждений не имеет социальных педагогов, психологов, дефектологов, логопедов.
Остаются проблемами организация полноценного питания, проведение профилактических, углубленных медицинских осмотров учащихся. Существенно влияет на состояние здоровья учащихся, воспитанников нарушение гигиенических требований к режиму учебно-воспитательного процесса, санитарных правил, слаба» материально-техническая база образовательных учреждений. В последние годы не выделяются финансовые средства на фонд «всеобуча», что затрудняет оказание своевременной помощи нуждающимся детям в приобретении одежды, обуви, школьных принадлежностей
Решение проблемы «всеобуча», т.е. охвата обязательным основным общим образованием, затрудняет отсутствие должною взаимодействия, объединения усилии служб, ведомств, организаций, занимающихся вопросами воспитания, обучения, охраны здоровья, социальной защиты, занятости детей и подростков.
Комплексный план мероприятий предусматривает решение обозначенных проблем через адаптирование системы общего образования к уровням и особенностям развития обучающихся, совершенствование работы но охране здоровья, социально-педагогической защите детей в рамках образовательного учреждения, создание механизма межведомственного взаимодействия.
III. Основные направления комплексного плана
Выявление и учет движения детей и подростков школьного возраста. Адаптирование системы общего образования к уровню и особенностям развития учащихся.
Охрана жизни и здоровья детей в образовательном процессе. Сохранение контингента обучающихся, своевременное завершение школьниками основного общего образования.
IY. Контроль за ходом реализации комплексного плана
Координацию работы по реализации комплексного плана осуществляют Главное управление внутренних дел Алтайского края, краевая комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, комитеты администрации края по социальной защите населения, образованию, здравоохранению.
Комплексный план реализуется путем проведения мероприятий по его основным направлениям.
Исполнители плана несут ответственность за своевременное и полное выполнение намеченных мероприятий, направляют ежегодно в администрацию края информацию о ходе реализации плана.
У. Основные направления деятельности и мероприятия по реализации комплексного плана по обеспечению нрава граждан, проживающих в Алтайском крае, на получение основного общего образования в период до 2007 года
№№ п/п | Мероприятия | Срок исполнения | Ответственные |
Выявление и учет движения детей и подростков школьного возраста | |||
1. | Разработать инструкцию по порядку учета детей школьного возраста от 6,5 до 15 лет, подлежащих обязательному обучению, в т.ч оставшихся без попечения родителей детей, не имеющих нормальных условии для воспитания в семье | 2003 г. апрель - май | Комитет администрации края по образованию, ГУВД Алтайского края |
2. | Составить социальный паспорт детского населения края, регулярно обновлять банк данных | ежегодно, март-апрель | Краевая комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, комитеты администрации края по образованию, социальной защите населения |
3. | Провести комплекс мероприятий по выявлению семей и детей, находящихся в социально опасном положении, с использованием возможностей служб ОВД, комиссий по делам несовершеннолетних, органов социальной защиты, образования, здравоохранения. Регулярно обновлять банк данных неблагополучных семей, безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних детей и подристкин | 2003-2007 гг. | ГУВД Алтайского края, краевая комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, комитеты администрации края по социальной защите населения, образованию |
4. | Организовать апрельский- августовский учет детей школьного возраста от 6,5 до 15 лет 1 | ежегодно | Комитет администрации края по образованию |
5. | Своевременно выявлять детей, нуждающихся в обучении в специальных вспомогательных школах и интернатах, детей с задержкой умственного, физического и психического развития, направлять их на психолого-медико-педагогическую комиссию | постоянно | Комитеты администрации края по социальной защите населения, образованию, здравоохранению |
6. | Наладить контакты и взаимодействие руководителей общеобразовательных и вечерних (сменных) школ с администрациями профессиональных училищ в период комплектования школ и училищ и в течение учебного года для предупреждения отсева учащихся и вовлечения в учебу выбывших | 2003-2007 г. г. постоянно | Комитет администрации рации края по образованию |
7. | Организовать учет продолжения обучения выпускников 9-х классов | постоянно | Комитет администрации края по образованию |
8. | Разработать рекомендации по ведению в образовательном учреждении документов для регистрации движения учащихся | 2003 г. | Комитет администрации края по образованию |
9. | Организовать повсеместно работу постов «всеобуча» из числа специалистов социальной сферы, сотрудников ОВД, родительской общественности в городах, селах и поселках края с целью выявления безнадзорных и беспризорных детей и подростков | постоянно 2003-2007 гг. | ГУВД, краевая комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, комитеты администрации края по образованию, социальной защите населения |
10. | Проводить ежемесячно на территории края целенаправленные мероприятия с привлечением сотрудников ОВД, специалистов социальной защиты населения и других заинтересованных ведомств но выявлению, изъятию с улиц, вокзалов, подвалов детей, нуждающихся в помощи органов власти | 2003-2007 гг. | ГУВД, краевая комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, комитеты администрации края но образованию, социальной защите населения |
Адаптирование системы общего образования к уровню и особенностям развития учащихся | |||
1. | Открыть в общеобразовательных учреждениях края классы компенсирующего обучения, углубленного, профильного изучения предметов | ежегодно | Комитет администрации края по образованию |
2. | Развивать формы получения основного общего образования в форме экстерната, самообразования, семейного образования, дифференциацию обучения школьников по различным направлениям учебных планов | 2003-2007 п. | Комитет администрации края по образованию |
3. | Осуществить контроль за деятельностью муниципальных органов управления образованием, педагогических коллективов школ г.Барнаула по организации обучения детей в форме экстерната | 2005 г. | Комитет администрации края по образованию |
4. | Совершенствовать программное дополнительное образование (кружки, секции, факультативные занятия, лекционные курсы, экскурсии и т.д.), работу с одаренными детьми: олимпиады, смотры, конкурсы, научные общества | постоянно | Комитет администрации края по образованию |
5. | Продолжить в крае строительство учреждений образования в целях обеспечения населения ученическими местами | 2003-2007 гг. | Комитет администрации края по образованию |
6. | Провести работы по поэтапной замене устаревшей мебели и оборудования в общеобразовательных учреждениях края | 2003 -2007 гг. | Комитет администрации края по образованию |
7. | Реализовать уровневый подход в содержании образования начальной школы | 2003-2007 гг. | Комитет администрации края по образованию |
8. | Разработать рекомендации для педагогов по организационно-методическим основам преемственности образования детей в дошкольных учреждениях и начальной школе, в начальной шкоде и основной общей школе | 2003 г. | Комитеты администрации края по образованию, здравоохранению |
9. | Осуществить комплекс мер по снижению количества учащихся, занимающихся во вторую смену | 2003-2007 гг. | Комитет администрации края по образованию |
10. | Осуществить контроль за деятельностью муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений края по организации работы интернатов при школах и групп продленного дня | 2004 г. | Комитет администрации края по образованию |
11. | Изучить возможность дополнительного открытия вечерних (сменных) школ, кадетских школ, УКП в районах, городах края | 2003-2007 гг. | Комитет администрации края по образованию |
12. | Осуществить контроль за деятельностью органов управления образованием, общеобразовательных учреждении но организации получения гражданами основного общего образования в | 2003-2007 г.г. | Комитет администрации края по образованию |
13. | Пролицензировать учреждения образования, организующие подготовку к школе детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения | 2003-2007 г.г. | Комитет администрации края по образованию |
14. | Осуществлять контроль за соблюдением лицензионных условий на дополнительные услуги по дошкольному образованию | 2003-2007 гг. | Комитет администрации края по образованию |
15. | Разработать программу подготовки к школе детей, не посещающих ДОУ | 2003-2005 гг. | Комитет администрации края по образованию |
| Охрана жизни и здоровья детей и подростков в образовательном процессе | ||
1. | Обеспечить оснащение медицинским и специальным оборудованием медицинских кабинетов образовательных учреждений в соответствии с гигиеническими требованиями | 2003-2005 гг. | Комитеты администрации края по образованию, здравоохранению |
2. | Разработать и реализовать в учреждениях общего образования программы по охране жизни и здоровья детей | 2003-2007 гг. | Комитет администрации края по образованию |
3. | Провести проверки состояния учебников, превышающих нормативные сроки использования | 2003-2007 гг. | Комитет администрации края по образованию |
4. | Осуществлять контроль за техническим и гигиеническим состоянием спортивных залов учреждений образования, оснащения их спортивным оборудованием. Принять меры по улучшению их материально-техническою обеспечения | 2003-2007 гг. | Комитет администрации края по образованию |
5. | Провести в учреждениях образования ревизию осветительной аппаратуры на соответствие гигиеническим нормам и принять меры по обновлению и замене осветительных приборов | постоянно | Комитет администрации края по образованию |
6. | Обеспечить соблюдение гигиенических требований к режиму учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Санитарными правилами (СП 2.4.2.782-99 от 4 августа 1999 г.) | ежегодно | Комитет администрации края по образованию |
7. | Обеспечить выполнение в полном объеме требований к обязательному минимуму содержания образования образовательной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» | 2003-2007 | Комитет администрации края по образованию |
8. | Разработать методические рекомендации «Об упорядочении нормируемого времени работы на ЭВМ в учебном процессе» | 2004 г., январь | Комитет администрации края по образованию |
9. | Продолжить работу по расширению сети специализированных групп дошкольных учреждений для детей с недостатками умственного и физическою развития | постоянно | Комитет администраций края по образованию |
10. | По исполнение приказа Минобразования России, Минздрава России, Г'оскомспорта России и президиума Российской академии образования от 16.07.2002 №2715/227-166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания общеобразовательных учреждений РФ» разработать комплексный план мероприятий по повышению качества уроков физической культуры, основной формы, обеспечивающей всем учащимся укрепление здоровья, физическую закалку, привитие навыков и потребности в повседневных самостоятельных занятиях физическими упражнениями, а также нравственному воспитанию детей и подростков, подготовке их к жизни и труду | 2003 г. | Комитеты администрации края по образованию, здравоохранению |
11. | Продолжить работу по реализации постановления администрации Алтайского края от 09.02.2002 №439 "О мерах по повышению эффективности физкультурно-спортивной работы в Алтайском крае на период до 2005 года" | 2003-2005 г.г. | Комитеты администрации края по образованию, физкультуре и спорту |
12. | Иниста систему контроля за работой по физической подготовке с учащимися старших классов, особенно с юношами допризывного возраста | 2003-2007 гг. | Комитет администрации края но образованию |
13. | Продолжить работу по улучшению и оборудованию материальной базы, спортзалов и пришкольных спортивных площадок | постоянно | Комитет администрации края по образованию |
14. | Обеспечить в каждом населенном пункте работу спортивных залов и кружков различного профиля в общеобразовательных школах, клубах. Домах культуры, организовать на их базе различные спортивные соревнования, конкурсы, смотры с целью максимально возможного охвата детей и подростков полезной деятельностью | 2003-2007 г.г. | Комитеты администрации края по делам молодежи, культуре и туризму, физической культуре и спорту, образованию |
15. | Обеспечить максимально полный охват детей и подростков из неблагополучных семей, из групп социального риска и летнее время отдыхом в специализированных лагерных именах и трудоустройством за счет увеличения квотированных рабочих мест; открыть дополнительные спортивно-оздоровительные лагеря, специальные смены в оздоровительных учреждениях, на туристических и спортивных базах для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации | 2003-2007 г. | Комитеты администрации края по образованию, социальной защите населения, труду, ГУВД края |
16. | Разработать краевую межведомственную программу «Каникулы» на 2003-2006 годы | 2003 г. | Комитеты администрации края по образованию, делам молодежи, культуре и туризму, физической культуре и спорту, здравоохранению |
Сохранение контингента учащихся, своевременное завершение школьниками основного общего образования | |||
1. | Разработать механизм учета детей, подлежащих обучению в общеобразовательных учреждениях и не обучающихся, принятия мер по возвращению их в учебные заведения в соответствии с требованиями Закона РФ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и рекомендациями по упорядочению учета детей и подростков школьного возраста от 6,5 до 15 лет, принятыми комитетом администрации края по образованию от 16.01.2002 №115 | 2003 г. | Комитет администрации края по образованию |
2. | Ввести систему контроля по своевременному реагированию органов местного самоуправления на факты самовольного ухода несовершеннолетних из школ, семей | постоянно | Главное управление внутренних дел Алтайского края, комиссия по делам несовершеннолетних, комитеты администрации края по социальной защите населения, по образованию |
3. | Провести акцию «Гарантии права на общее образование - каждому подростку» («Подросток», «Соберем ребенка в школу» и др.). | ежегодно, август-октябрь | Комитеты администрации края по социальной защите населения, образованию, ГУВД Алтайского края |
4. | Создать условия для дифференцированного обучения учащихся как основного нуги предотвращения их отсева | 2003-2007 гг. | Комитет администрации края по образованию |
5. | Создать в общеобразовательных учреждениях воспитательные системы | 2003-2007 гг. | Комитет администрации края по образованию |
6. | Разработать примерный порядок учета движения учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений и детей, подлежащих обучению | 2003 г. | Комитет администрации края по образованию |
7. | Продолжить работу по приему ежегодного отчета об учащихся, выбывших из школ в течение учебного года и летнего периода до получения основного общего образования | ежегодно, сентябрь-октябрь | Комитет администрации края по образованию |
8. | Обеспечить взаимодействие школ с семьями учащихся в целях своевременной профилактики «отсева» через педагогическое просвещение родителей, работу социальных педагогов с семьей по месту жительства; организацию и проведение благотворительных акции по сбору средств для нуждающихся семей; оказание индивидуальной, психолого-педагогической помощи родителям и воспитании и обучении детей | 2003-2007 гг. | Комитет администрации края по образованию |
9. | Ввести в штатное расписание общеобразовательных учреждений должности социальных педагогов и психологов | 2004 г., январь | Комитет администрации края по образованию |
10. | Создать систему обеспечения прав детей в системе образования городов, районов края | 200З-2007 г.г. | комитет администрации края по образованию |
11. | Вести регулярное выявление и учет детей и подростков групп социального риска; обеспечить организацию целенаправленной адресной коррекционной работы с ними в специализированных учреждениях края: центрах по работе с семьей, детьми, краевых центрах социально-психологической реабилитации населения | 2003-2007 гг. | ГУВД края, комитеты администрации края по социальной защите населения, образованию, здравоохранению |
12 . | Организовать на базе образовательных учреждений в крае консультационные пункты по правовым, медико-социальным вопросам, проблемам безнадзорности и беспризорности детей для педагогов, родителей и общественности | 2003-2007 гг. постоянно | ГУВД края, комитеты администрации края по социальной защите населения, образованию, здравоохранению |
И.о. начальника общего
отдела администрации края A.H.Степанов
Текст документа сверен по:
Официальная рассылка