Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Администрации Алтайского края от 15.07.2013 N 376.
____________________________________________________________________

16 апреля 2002 г.                                       № 205

г. Барнаул

О внесении изменений в План социально-экономического развития Алтайского края на 1998 - 2000 годы и на период до 2005 года

     

1. С целью уточнения и дополнения показателей и приоритетных направлений Плана социально-экономического развития Алтайского края на 1998 - 2000 годы и на период до 2005 года, возникших под воздействием внешних факторов, не предусмотренных на стадии первоначального планирования, и в соответствии с пунктом 2 постановления краевого Законодательного Собрания от 01.04.98 г. № 116 "Об утверждении Плана социально - экономического развития Алтайского края на 1998 - 2000 годы и на период до 2005 года"

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить План социально-экономического развития Алтайского края на период до 2005 года, скорректированный на 2002-2005 годы по итогам 1998-2001 годов (прилагается).

2. Руководителям управлений, комитетов и отделов администрации края принять меры к выполнении) мероприятий по реализации задач Плана- социально-экономического развития края по курируемым отраслям.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместители главы администрации края, начальника Главного управления экономики и инвестиций администрации края В.И.Псарева.

Глава администрации края                           А.А.Суриков





    Утвержден
     постановлением
     администрации края
     от 16.04.2002 г. № 205

План социально-экономического развития алтайского края на период до 2005 года,
скорректированный на 2002-2005 годы по итогам 1998-2001 годов


Развитие экономики края в течение 1998-2001 годов происходило в соответствии с основными направлениями и приоритетами, определенными Планом социально-экономического развития Алтайского края на 1998-2000 годы и на период до 2005 года, разработанным администрацией края в целях преодоления спада в экономике края.

Хотя события общероссийского финансово-экономического кризиса 1998 года внесли коррективы в первоначально запланированные параметры Плана, реализация целенаправленных мероприятий по поддержке реального сектора экономики, стабилизации бюджетно-финансовой политики, преодолению негативных тенденций в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, осуществлению неотложных мер по социальной, защите населения оказала позитивное влияние на ход социально-экономического развития в течение последних лет. В результате качественно изменилась хозяйственная ситуация, о чем свидетельствуют итоги развития экономики края в последние годы.

Реальный объем валового регионального продукта края за последние четыре года вырос на 30% (2001 год - расчетная, оценка), в основном за счет увеличения добавленной стоимости, полученной в сельском хозяйстве.

Развитие сельского хозяйства края в этот период характеризовалось наращиванием объемов производства и прибыли. В результате проделанной работы и благоприятных агроклиматических условий прирост валовой сельскохозяйственной продукции за 1998-2001 годы в сопоставимой оценке составил 40% (приложение 1).

Улучшилось финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий. Уже третий год подряд сельскохозяйственные предприятия края имеют положительный финансовый результат. Число сельхозпредприятий, закончивших год с прибылью, выросло с 7% в 1997 году до 56% в 2001 году.

Существенно возросли по сравнению с 1997 годом объемы производства основных видов растениеводческой продукции: зерна - в 2,3 раза, подсолнечника - в 2 раза, картофеля - на 25,5%, сахарной свеклы - на 19%.

Замедлились темпы спада производства в животноводстве, пик которого пришелся на 1997-1998 годы. Растет продуктивность скота и птицы. В прошедшем году по надоям молока в крае получен лучший результат за последние 9 лет, а по яйценоскости - наивысший показатель за все время развития птицеводства в крае. За четыре года значительно увеличилась сохранность животных.

Удалось сохранить производственный потенциал ведущих предприятий и базовых отраслей промышленности. Начиная с 1999 года, преодолено падение промышленного производства. Его прирост на 42% в 1999-2001 годах компенсировал спад четырех предыдущих лет.

За годы реализации Плана рост производства достигнут во всех отраслях промышленности особенно значительно в лёгкой (в 2,5 раза), а также пищевой и мукомольной промышленности (в 1,5 раза), занимающих в структуре промышленного производства в настоящее время около 30%. По сравнению с 1997 годом производство льноволокна увеличилось в 8 раз, хлопчато-бумажных тканей - почти в 3 раза, крупы - в 4,5 раза, муки - в 1,7 раза. Расширился ассортимент, повысилось качество выпускаемой продукции.

Объемы производства продукции черной металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности увеличены на 32%, машиностроения - на 15%, химической отрасли - на 10%, стройиндустрии и энергетики - на 6-7%.

Стабильно на протяжении последних лет наращивал объемы перевозок транспортный комплекс края. Грузооборот всех видов транспорта вырос с 1997 года в 1,8 раза, что позволило в полной мере обеспечить спрос отраслей экономики края в транспортных услугах. Завершен наиболее значительный из предусмотренных Планом проект - автомобильная магистраль, соединяющая автодорожные сети Алтайского края и Кемеровской области. Сдан в эксплуатацию третий пусковой комплекс мостового перехода через р.Обь в г. Барнауле, завершено строительство подъездной автодороги к г.Барнаулу с устройством транспортной развязки у пересечения с автодорогой Новосибирск-Бийск-граница Монголии.

Приоритетными направлениями развития средств связи в крае в соответствии с Планом - являлись строительство новых и реконструкция существующих средств электрической связи, телефонизация малых сел. В настоящее время в основном завершено развитие телефонной сети в крупных городах. Край является самой телефонизированной за Уралом территорией России в сельской местности.

В 1998 году было приостановлено ухудшение инвестиционной ситуации в крае, начавшееся еще в 1991 году. За четыре года прирост объемов инвестиций в основной капитал составил в сопоставимых ценах 22,4%. Сохранены предусмотренные Планом приоритетные направления инвестиционной деятельности: поддержка реального сектора экономики, газификация края, строительство и реконструкция объектов социальной сферы, жилищное строительство.

С целью усиления роли кредитных ресурсов коммерческих банков в инвестировании экономики края в 2000 году разработан и набирает обороты механизм поддержки краевым бюджетом реального сектора экономики в виде компенсации части банковской процентной ставки по привлекаемым кредитам. Это направление инвестиционной политики администрации края позволило только в прошедшем году привлечь - на реализацию 164 проектов более 0,5 млрд. рублей (рост к 2000 году в 2 раза).

В целях формирования позитивного инвестиционного имиджа Алтайского края, активизации процесса привлечения иностранных инвестиций в экономику края создан и размещен в международных информационных базах и сети Интернет региональный профиль Алтайского края, осуществлена целевая рассылка его печатной версии, сформирован банк информации по различным отраслям народного хозяйства края, подготовлены паспорта ряда перспективных инвестиционных проектов.

Реализовывалась программа газификации Алтайского края, имеющая особое значение для региона, не располагающего собственными энергоресурсами. В настоящее время в. крае газифицировано 31,85 Тысяч квартир, переведено на газ 57 котельных, функционирует 537 км газораспределительных сетей; Начато строительство газопровода Барнаул-Бийск-Горно-Алтайск с отводом на курорт Белокуриха. Потребление газа в крае с 1996 года увеличилось в 10 раз.

Улучшена материально-техническая база социальной сферы. С 1998 но 2001 годы введено в действие 56 школ, 11 больниц, 11 поликлиник, 2 интерната, 2 детских дома и 1 санаторий. Краевая сеть учреждений социальной защиты признана в России одной из лучших. В Алтайском крае действуют единственные в России дома для молодых инвалидов - в Тюменцево и Мамонтове.

По строительству жилья в настоящее время край имеет самые высокие темпы в Западной Сибири.

Стабилизировалась ситуация в торговле. Оборот розничной торговли увеличился к 1997 году в сопоставимых ценах на 19%. За годы-реализации Плана на территории края построено и реконструировано около тысячи магазинов и торговых павильонов, 15 смешанных рынков. Сеть стационарных предприятий торговли только за 2001 год увеличилась более чем на 550 единиц.

Прирост объема платных услуг за четыре года составил в сопоставимых ценах 35%.

Постепенно нормализуется исполнение бюджета края, формирование его налоговых доходов, снижается уровень недоимки по платежам в бюджет. Доля недоимки в собственных доходах сократилась с 11,6% в 1997 году до 6,7% в 2001 году. Собираемость налоговых платежей и сборов возросла до 90,7%. В бюджет края в 2001 году поступило собственных доходов в 2 раза больше, чем в 1997 году. При этом поступления "живыми деньгами" составили 99,2%.

Устойчивая тенденция положительных изменений в экономической конъюнктуре и, прежде всего, в динамике промышленного и сельскохозяйственного производства, в последние годы обусловила улучшение ситуации в социальной сфере края.

Увеличилась численность занятых в экономике на 3,7% по сравнению с 1997 годом. Число официально зарегистрированных безработных за тот же период сократилось на 20%, а уровень официальной безработицы снизился до 1,8% (с 2,3% в 1997 году). Активно развивается система социального партнерства в крае: коллективно-договорным регулированием социально-трудовых отношений в настоящее время охвачено более 3,5 тысяч предприятий практически всех отраслей экономики края, на которых трудится 590 тыс. работников. На протяжении последних лет существенно снизилось число коллективных трудовых споров, забастовок.

В 2000 году впервые после августовских событий 1998 года приостановлено падение реальных денежных доходов населения, а в 2001 году закреплен их дальнейший рост (110,1 %). Улучшается ситуация с выплатой заработной платы. Сократилось число предприятий, имеющих задолженность по заработной плате перед своими работниками.

Таким образом, итоги социально-экономического развития края в 1998-2000 годах свидетельствуют о выполнении основной цели первого этапа реализации Плана - приостановить спад производства и падание уровня жизни населения края.

Вместе с тем, по отдельным показателям в 2001-году допущено отставание от запланированного уровня.

Прошедший год оказался менее благоприятным для промышленного производства, чем предыдущие два: произошло снижение объемов производства в черной металлургии, химической и нефтехимической, лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также стройиндустрии.

Ухудшение финансовых результатов деятельности предприятий и отсутствие достаточного количества собственных средств явилось причиной, препятствующей наращиванию объемов вложений в основной капитал.

В связи с существенным удорожанием в 2001 году жилищно-коммунальных услуг меньше запланированных сложились темпы роста объема оказываемых населению платных услуг.

Неблагоприятное воздействие на макроэкономическую ситуацию в крае оказали внешние факторы: повышенный инфляционный фон, опережающий рост цен и тарифов в отраслях естественных монополий, практическое исчерпание потенциала импортозамещения, недостаточное финансирование федеральных целевых программ, реализуемых на территории края.

В последние годы в крае наметилась тенденция ухудшения демографической ситуации. Сохраняется отрицательный естественный прирост. Миграционный прирост, являющийся источником компенсаций потерь от естественной убыли населения, сменился в 2001 году на миграционное снижение.

В 2001 году сократилось число занятых в экономике. Несмотря на рост в последние годы доходов населения, пока не удалось значительно сократить число лиц с доходами ниже прожиточного минимума.

Исходя из сложившейся ситуации в экономике и социальной сфере края, определена стратегическая цель следующего этапа реализации Плана - сохранение достигнутых рубежей и дальнейшее последовательное повышение уровня жизни населения, сокращение дифференциации населения края по уровню доходов на основе соответствующего роста производства и накопления валового регионального продукта за счет:

- осуществления структурных реформ,

- модернизации экономики, повышения эффективности производства,

- сокращения доли дотируемых и убыточных производств, снижения нагрузки на краевой бюджет,

- повышения эффективности расходования бюджетных средств, превращения бюджета в активный инструмент государственной экономической политики,

- роста инвестиционной активности и свободного перетока финансовых ресурсов между секторами экономики,

- поддержки и эффективного использования инновационного потенциала края,

- расширения экономической торговли и технико-технологической кооперации с различными регионами, странами и т.д.

Перед агропромышленным комплексом края на планируемый период стоит задача сохранить достигнутый уровень и обеспечить в дальнейшем устойчивый характер и тенденцию роста производства сельскохозяйственной продукции, провести институциональную перестройку отрасли с целью создания комплекса полной переработки производимого в крае сельхозсырья, позволяющего получить максимальную прибыль от реализации продукции в виде готового продукта. Для ее выполнения необходимо дополнить перечень определенных Планом приоритетных направлений развития комплекса следующими:

- глубокая и полная переработка сельскохозяйственного сырья на современном технологическом оборудовании;

- расширение ассортимента и повышение качества продукции;

- увеличение выпуска продовольственных товаров в мелкой расфасовке и упаковке с длительным сроком хранения;

- создание крупных вертикальных холдингов, объединяющих производителей сельскохозяйственного сырья и перерабатывающие предприятия;

- проведение выставок, являющихся активным проводящим каналом товаров и услуг на рынке.

Стратегическим направлением развития агропромышленного комплекса края, по-прежнему, останется развитие зернового хозяйства, традиционно занимающее более 30% в валовой продукции сельского хозяйства. После небывалого за последние 10 лет урожая зерновых культур к 2005 году планируется преодолеть планку 2001 года на 4,2%, получив 5 млн.тонн зерна (в весе после доработки).

Резкое сокращение в 2001 году посевных площадей сахарной свеклы и подсолнечника, связанное с трудоемкостью возделывания культур, низкой технической оснащенностью товаропроизводителей и их недостаточной маркетинговой информированностью, привело к снижению объемов производства указанных культур. Однако, улучшение рыночной конъюнктуры приведет к увеличению посевных площадей основных технических культур, что дает основание планировать рост объемов производства по сравнению с 2001 годом сахарной свеклы в 1,5 раза, маслосемян подсолнечника - в 1,7 раза.

Производство овощей в 2005 году планируется в объеме 250 тыс.тонн, картофеля - 1200 тыс. тонн; прирост за четыре года составит соответственно на 6,4 и 1,3%.

Развитие базы растениеводства, включая зерновые культуры, окажет существенное влияние на рост животноводческой продукции.

В 2002-2005 годах планируется положительная динамика производства всех видов продукции животноводства. К 2005 году прирост производства молока, яиц, скота и птицы, шерсти составит от 7 до 15 %.

Более высокими темпами производство животноводческой продукции будет расти в сельхозпредприятиях за счет улучшения племенной и селекционной работы, увеличение поголовья животных и их продуктивности. Основой для работы по созданию качественной кормовой базы станет "Концепция развития кормопроизводства на 2001-2005 годы", а также ежегодно утверждаемая программа "Корма", реализация которых позволит к 2005 году значительно Повысить продуктивность всех видов животных, обеспечить надой молока до 2800 кг от одной коровы, настриг шерсти - до 4,7 кг на одну овцу, среднесуточный привес молодняка КРС - до 450 гр, свиней - до 300 гр.

В целом валовая продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в сопоставимой оценке за 2002-2005 годы к уровню 2001 года планируется в размере 110,4%, в том числе 112,5% - в сельскохозяйственных предприятиях; 112,8% - в крестьянских (фермерских) хозяйствах; 108% - в личных подсобных хозяйствах населения. Рост Валовой продукции растениеводства и животноводства на планируемый период составит соответственно 12,3% и 7,2%.

Приоритетными задачами в пищевой и перерабатывающей промышленности в планируемый период будут: увеличение выпуска товаров в мелкой расфасовке, улучшение товарного вида выпускаемой продукции, что повысит ее конкурентоспособность, а создание рыночной инфраструктуры позволит расширить рынок сбыта за пределами края.

В рамках реализации мероприятий по сохранению и развитию градообразующих предприятий малых и средних городов края в 2002 году планируется завершить реконструкцию ОАО "Каменский ликеро-водочный завод", на эти цели предприятием получен кредит в размере 3 млн. рублей.

Реконструкция, модернизация производства, а также увеличение объемов производства сельскохозяйственного сырья в общественном секторе и закупок в личных подсобных хозяйствах населения позволят в 2002 - 2005 годах сохранить достигнутые темпы роста производств, во всех отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности. К 2005 году по сравнению с 2001 годом объемы производимого предприятиями края продовольствия возрастут в среднем от 10 до 40%.

Главной задачей промышленной политики на 2002-2005гг. в соответствии с Концепцией развития промышленности края на среднесрочную Перспективу (до 2005 г.) будет поддержание положительной динамики промышленного производства, повышение конкурентоспособности продукции и управляемости промышленными предприятиями, поддержка приоритетных направлений развития промышленности и эффективных производств.

Стабилизация положения и увеличение объемов промышленного производства в целом по краю и ведущих отраслей за последние три года создают благоприятные предпосылки для дальнейшего роста отрасли.

План развития промышленности края на 2002 - 2005 годы предполагает сохранение достаточно высокого спроса на продукцию внутреннего рынка, усиление экспортной ориентации, улучшение финансового и платежеспособного состояния предприятий, решение проблемы неплатежей, достаточную обеспеченность предприятий сырьем финансирование программ развития промышленности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»