РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АЛТАЙСКОЕ КРАЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 01.04.98 г.                                            N 116
     г. Барнаул

Об утверждении Плана социально -
экономического развития Алтайского
края на 1998-2000 годы и на период
до 2005 года

Рассмотрев План социально-экономического развития Алтайского края на 1998-2000 годы и на период до 2005 года с учетом внесенных поправок, краевое Законодательное Собрание постановляет:

1. Утвердить План социально-экономического развития Алтайского края на 1998-2000 годы и на период до 2005 года. (Прилагается).

2. Предоставить право администрации края вносить изменения в План при отклонении показателей от запланированных траекторий развития экономики Российской Федерации и уточнении прогноза социально-экономического развития на плановый период.

3. Предложить органам местного самоуправления разработать планы социально-экономического развития территорий на основе настоящего Плана.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя краевого Законодательного Собрания Б.В.Ларина.

     Заместитель председателя
     краевого Законодательного Собрания                    Б.В.Ларин

Приложение
к постановлению
краевого Законодательного Собрания
от 1 апреля 1998 г. N 116

ПЛАН
социально-экономического развития Алтайского
края на 1998 - 2000 годы и на период до 2005 года

Оглавление

   I.   Цели и задачи Плана социально-экономического           3
        развития края

   II.  Краткий анализ социально-экономической ситуации в      5
        Алтайском крае в 1991 - 1996 годах и предварительные
        итоги развития экономики края за 1997 год

   III. Реформирование экономики

   Агропромышленный комплекс                                  18
   Промышленность                                             30
   Транспортный комплекс и связь                              40
   Развитие малых и средних городов                           43
   Торговля и бытовое обслуживание                            46
   Здравоохранение                                            47
   Народное образование                                       49
   Культура                                                   51
   Жилищно-коммунальная сфера                                 52
   Социальная защита населения                                54
   Рынок труда и занятость                                    57
   Правоохранительная деятельность                            60
   Территориальная подсистема региональной системы по
   чрезвычайным ситуациям (РСЧС) края                         61
   Минерально-сырьевая база                                   62
   Экология                                                   65
   Внешнеэкономическая деятельность                           67
   Финансово-бюджетная политика                               70
   Инвестиции                                                 73

   IV. Основные параметры развития экономики Алтайского       76
       края на 1998 - 2000 гг. и период до 2005 года

   Табличные материалы: Основные показатели социально -       79
   экономического развития Алтайского края на
   1998 - 2000 гг. и на период до 2005 года

I. Цели и задачи Плана
социально-экономического развития края

       Затянувшийся кризис и возникающие на его фоне угрозы социально-экономической дестабилизации требуют серьезной активизации усилий по разработке научно обоснованной стратегии социально-экономического развития края.

       Стратегия - одна из составляющих частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения.

       Цель представленного Плана - определить ориентиры, выбрать приоритетные отрасли, предприятия для привлечения внешних инвестиций, определить основные направления в развитии экономики края и территорий, служить основой для разработки текущих и перспективных планов по отдельным районам, городам, отраслям и предприятиям.

       Построение Плана социально-экономического развития Алтайского  края на 1998 - 2000 годы и на период до 2005 года основано на индикативном, ориентирующем планировании, при котором использованы как экономико-математические, балансовые методы, так и экспертные оценки.

       План фиксирует показатели, характеризующие состояние системы в конце планового периода, намечает цели и определяет пути достижения результатов и необходимые для этого ресурсы. При отклонении под воздействием внешних факторов, не предусмотренных на стадии первоначального планирования, фактических показателей от планируемых траекторий развития, показатели плана должны уточняться.

       Исходя из требований непрерывности территориального    планирования, данная работа должна проводиться ежегодно.

       Стратегическими задачами настоящего Плана являются структурная перестройка экономики и выход ее из кризиса. Соответственно этому определяются и основные цели, которые должны быть достигнуты в 2000 - 2005 годах:

       1. Достижение к 2000 году экономического роста не ниже двух  процентов в год на основе низкого уровня инфляции, снижения цены кредитных ресурсов, обеспечения высоких темпов роста инвестиций, необходимых для динамичного развития экономики и структурных преобразований.

       2. Рост реальных доходов и потребления населения, значительное    снижение к 2000 году доли лиц с доходами ниже прожиточного минимума.

3. Реализация права на труд для каждого гражданина.

       4. Достижение уровня собственных доходов в бюджете края до 60 - 65 процентов.    

5. Осуществление институциональных преобразований, необходимых для эффективного функционирования рыночной экономики,    обеспечивающих справедливую конкуренцию, регулирование естественных монополий, укрепление законности и правопорядка.

       6. Проведение реформы предприятий с целью существенного повышения эффективности управления в рыночных условиях.

       7. Обеспечение гарантированного минимума товаров и услуг малообеспеченным слоям населения.

       8. Повышение собираемости налогов за счет ужесточения сбора налогов. Обеспечение стабилизации поступления налогов и сборов в бюджет края к 2000 году на уровне 21 процента ВВП.

       9. Обеспечение уровня накопления в экономике до 20 процентов ВВП и создания условий для трансформации сбережений в инвестиции.

   Создание благоприятного климата для внешних инвестиций и доведение  их притока к 2000 году до 200 - 230 млн. долларов в год.

       10. Обеспечение защиты интересов алтайских товаропроизводителей и повышение их конкурентоспособности.

       11. Укрепление экономических и финансовых позиций органов местного самоуправления для обеспечения самостоятельности в решении социально-экономических вопросов, находящихся в их компетенции.

       12. Совершенствование структуры производства, ее модернизация, максимальное использование материального и человеческого  потенциала, а также первоочередное развитие отраслей, способных

   стать движущей силой общего подъема экономики края.

       13. Усиление мотивации к труду и вторичной занятости трудоспособного населения.

       14. Создание условий для всестороннего развития человека, обеспечение его прав на жилище, отдых, образование, информацию, культурное развитие, медицинское обслуживание.

       15. Обеспечение медико-экологической безопасности человека, надлежащих санитарно-бытовых условий труда на производстве.

II. Краткий анализ социально-экономической ситуации
в Алтайском крае в 1991 - 96 гг. и предварительные
итоги развития экономики Алтая за 1997 год

       По результатам социально-экономического развития Алтайский край к началу реформ в сложившейся системе хозяйствования являлся развитым регионом аграрно-индустриального типа, по ряду позиций игравший заметную роль в Российской экономике.

       В 1990 году Алтай занимал следующие места в России: по    совокупному общественному продукту - 22, по произведенному национальному доходу - 25, по национальному доходу, использованному на потребление и накопление - 18, по продукции промышленности - 24, по валовой продукции сельского хозяйства - 4, по капитальным вложениям (1986 - 1990 гг.) - 23, по розничному товарообороту - 21.

       С начала осуществления радикальных экономических преобразований экономика Алтайского края остается в весьма сложном и противоречивом положении, продолжая жить в условиях продолжающегося спада производства, инвестиционного голода, до предела обострившейся проблемы неудовлетворительного финансового состояния, нарастания социальной напряженности, обусловленной низким уровнем жизни основной части населения края, невыплатами заработной платы, ростом безработицы.

       На фоне общеэкономического кризиса в России ситуация в  Алтайском крае в значительной мере усугубляется целым рядом особенностей его экономики, сложившихся в ходе всего предшествующего экономического развития:

       - отсутствие собственной топливно-энергетической базы;

       - преобладание в народном хозяйстве отраслей "общесоюзной" специализации, что обусловило их сильную зависимость от внешних рынков сбыта и поставок сырья и комплектующих из стран СНГ;

       - экстенсивное развитие материалоемких производств;

       - большая доля отраслей оборонной промышленности (10% в общем объеме промышленной продукции);

       - высокий удельный вес аграрного сектора (около 35% в общем объеме производства, что почти в два раза больше общероссийского показателя) при слабом развитии производств по переработке сельскохозяйственной продукции;

   ------------------------------------

       Для анализа социально-экономической ситуации в крае выбраны в  качестве базовых 1991 - 1996 годы, соответствующие данным бухгалтерской отчетности

   ------------------------------------

       - крайне слабое развитие производственной и социальной  инфраструктуры.

       В промышленности оказались сконцентрированы преимущественно отрасли, подвергшиеся наибольшему спаду как по России в целом, так и в регионе: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, легкая и оборонная промышленность.

       Наиболее крупным сектором экономики Алтайского края, базирующимся преимущественно на собственных ресурсах, является АПК. Однако в силу низкой эффективности и сезонности его основного производства, существенного диспаритета цен на реализуемую сельскохозяйственную и потребляемую промышленную продукцию (2,5 - 2,7 раза) экономический кризис в большей степени отразился именно на нем. При этом, поскольку доля данного сектора в экономике края в 2 раза выше, чем в среднем по России, то и общий спад производства, падение уровня жизни населения, снижение занятости здесь оказались намного значительней.

       В результате глубокого спада производства в промышленности края, низкой доходности сельскохозяйственного производства бюджет края уже в первые годы реформ практически лишился собственных стабильных источников доходов. Углубление кризиса обусловило дальнейшее снижение финансовой обеспеченности края и возможностей осуществления инвестиционной политики.

       Высокие темпы инфляции в крае по сравнению с Россией в начальный период реформ, обесценивая денежные доходы населения и финансовые ресурсы предприятий, также явились одной из причин более сильного инвестиционного кризиса и низкого уровня жизни населения.

Сводный индекс потребительских цен в 1992 - 97 гг.

(в разах, декабрь к декабрю предыдущего года)

+--------------------------------------------------------------+

    ¦                     ¦ 1992 ¦1993 ¦1994 ¦1995 ¦ 1996 ¦  1997  ¦
    ¦                     ¦ год  ¦год  ¦год  ¦год  ¦ год  ¦ год <*>¦
    +---------------------+------+-----+-----+-----+------+--------¦
    ¦Российская Федерация ¦ 26,1 ¦ 9,4 ¦ 3,2 ¦ 2,3 ¦  1,2 ¦  1,1   ¦
    ¦Алтайский край       ¦ 32,0 ¦11,5 ¦ 2,7 ¦ 2,4 ¦  1,2 ¦  1,1   ¦
    +--------------------------------------------------------------+
       --------------------------------

       <*> - по предварительным данным

       Все это и предопределило глубину экономического спада в крае, который оказался здесь намного существенней, чем в среднем по России и в большинстве ее регионов.

       Реальный объем валового внутреннего продукта в Алтайском крае    снизился в 1995 году на 6% к уровню предыдущего года, в 1996 году - на 18% (по России, соответственно, на 4% и на 5%). Реформирование экономики изменило макроэкономическую структуру хозяйства, однако, если по России доля услуг в ВВП возросла к 1996 г. до 49%, то в крае - до 44%, что характеризует более медленные темпы структурной перестройки экономики, формирования сектора услуг.

       Кризисная ситуация сложилась в промышленности края. После относительного замедления темпов падения производства, проявившихся в 1995 году, спад в 1996 году усилился (16,1%) и достиг 65,4% к уровню 1991 года (в среднем по России - 49%), что указывает на углубление кризиса как в промышленности, так и в экономике края в целом.

Индекс физического объема промышленной
продукции в 1992 - 97 гг.

(в процентах к соответствующему периоду прошлого года)

+-------------------------------------------------------------------+

   ¦       Отрасли        ¦1992¦ 1993¦1994¦ 1995¦ 1996¦1997   ¦1996 в %¦
   ¦                      ¦год ¦ год ¦год ¦ год ¦ год ¦год <*>¦к 1991  ¦
   +----------------------+----+-----+----+-----+-----+-------+--------¦
   ¦Промышленность - всего¦83,3¦ 85,1¦59,3¦ 98,2¦ 83,9¦ 92,5  ¦  34,6  ¦
   ¦   в том числе:       ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦       ¦        ¦
   ¦                      ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦       ¦        ¦
   ¦Электроэнергетика     ¦ 102¦124,2¦  85¦ 97,7¦ 91,5¦ 93,6  ¦  96,2  ¦
   ¦Черная металлургия    ¦ 100¦100,6¦89,2¦109,2¦ 58,1¦ 96,9  ¦  56,9  ¦
   ¦Химия и нефтехимия    ¦83,3¦ 63,7¦62,5¦  121¦110,2¦  108  ¦  44,2  ¦
   ¦Машиностроение        ¦80,5¦   83¦40,3¦  112¦ 69,9¦ 84,4  ¦  21,1  ¦
   ¦Деревообработка       ¦95,3¦103,1¦  58¦ 80,4¦ 60,1¦ 80,9  ¦  27,5  ¦
   ¦Стройиндустрия        ¦86,7¦ 95,3¦32,7¦ 77,4¦   50¦ 83,3  ¦  10,5  ¦
   ¦Легкая промышленность ¦88,4¦ 74,3¦54,6¦ 67,7¦ 72,8¦ 62,7  ¦  17,7  ¦
   ¦Пищевая промышл. (без ¦76,6¦ 75,5¦83,2¦ 72,1¦ 91,3¦ 98,1  ¦  31,6  ¦
   ¦мукомольно-крупяной)  ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦       ¦        ¦
   +-------------------------------------------------------------------+
       ---------------------------------

       <*> - по предварительным данным

       Наибольшее падение за годы реформ произошло в промышленности  стройматериалов и легкой промышленности, где индекс физического объема к уровню 1991 года составляет, соответственно, 10,5 и 17,7%, машиностроении - 21,1%. Относительно стабильное положение сохраняется в электроэнергетике, где спад производства к уровню 1991 года всего 3,8%.

       Единственной отраслью, имевшей в последние 2 года рост  производства, является химия и нефтехимия. Однако ее доля в общем объеме производства составляет 11,7%, что не оказывает существенного влияния на стабилизацию положения в промышленности в целом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»