1. Похозяйственный учет ведется сельскими администрациями, сельскими округами, волостями, сельсоветами, сельскими муниципальными образованиями, другими, местными администрациями из территории сельской местности, администрациями городов, рабочих, курортных и дачных поселков, имеющими на управляемой ими территории сельские населенные пункты (далее для сокращения используется термин "сельская администрация").
2. Документами похозяйственного учета являются:
форма № 1 - похозяйственная книга;
форма № 2В - список лиц, проживающих на территории сельской администрации 1 год и более;
форма № 2С - список лиц, проживающих на территории сельской администрации в служебных и специализированных жилых помещениях;
форма № 3 - алфавитная книга хозяйств.
Формы №№ 1, 2В, 2С и 3 должны вестись в соответствии с настоящим порядком ведения похозяйственного учета.
3. Книги и списки похозяйственного учета хранятся в сельской администрации наравне с денежными документами и ценными бумагами. Похозяйственные книги, алфавитные книги хозяйств хранятся в сельской администрации в течение 75 лет, затем подлежат передаче на государственное хранение в учреждения системы архивной службы Алтайского края. Ответственность за их сохранность. своевременную я правильную запись возлагается персонально на глав> сельской администрации (лицо, ответственное за ведение похозяйственного учета на территории сельской администрации). (Пункт изменен на основании постановления Администрации Алтайского края от 13.08.01 г. № 299)
4. Обеспечение сельских администраций документами похозяйственного учета и указаниями по их ведению производится районным органом местного самоуправления. Страницы каждой похозяйственной книги нумеруются, на последней странице укалывается количество страниц в ней, которое заверяется подписью и гербовой печатью. Количество необходимых книг выдается лицу, ответственному за ведение похозяйственного учета на территории сельской администрации под расписку, в которой указывается количество выданных книг и страниц в них. Также под расписку выдаются другие документы похозяйственного учета.
5. Сельские администрации раз в пять лет производят закладку похозяйственных книг (форма № 1) и алфавитных книг хозяйств (форма № 3) по со стоянию на 1 января. Закладка похозяйственных книг производится в январе 2002 года путем сплошного обхода домов и опроса населения.
В последующие четыре года сельские администрации провидят сплошную проверку и уточнение записей в ранее заведенных похозяйственных книгах. Проверка и уточнение записей производятся по состоянию на 1 января (в январе 2003-2006 годов) путем сплошного обхода домов.
Список лиц, проживающих на территории сельской администрации и служебных и специализированных жилых помещениях (форма № 2С), и Список лиц, проживающих на территории сельской администрации 1 год и более (форма № 2В), составляются ежегодно по состоянию на 1 января.
6. Перед началом закладки похозяйственных книг или сплошной проверки и уточнения записей в них, лицо, ответственное за ведение похозяйственного учета, выверяем список всех населенных пунктов, расположенных на территории сельской администрации.
Кроме зарегистрированных сельских населенных пунктов, в список включаются все мелкие поселения, поселения служебного значения, отдельно расположенные жилые дома или группы домов (хутора, лесные сторожки, железнодорожные станции, разъезды, будки, отдельные коттеджи, загородные дома и т.п.). Они записываются в список после основного населенного пункта, с которым они связаны в административном пли территориальном отношении, т.е. так, как они числятся в учетных данных сельской администрации.
После основного населенного пункта в список включаются также кооперативы индивидуального жилищного строительства, дачные, садовые и огороднические объединения (товарищества), массивы застройки, где и основном проживают семьи военнослужащих, учреждения социальною назначения, специализированные и служебные помещения, помещения для временного пребывания населения, (дома ребенка, детские дома, школы - интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, больницы для страдающих хроническими заболеваниями, религиозные учреждении, общежития, гостиницы, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, санатории, дома отдыха, турбазы и другие подобные жилые помещении).
Если лицо, ответственное за ведение похозяйственного учета на территории сельской администрации, не может лично посетить все дома в течение января и провести в этот срок закладку похозяйственных книг или сплошную проверку и уточнение записей и них, в помощь ему привлекаются лица из состава местных жителей, способных выполнить это поручение. В этих целях уточненные списки населенных пунктов разбиваются на отдельные четко-ограниченные участки и распределяются между привлекаемыми к работе лицами. В жилых помещениях, принадлежащих предприятиям, организациям, учреждениям, в многоквартирных домах ведомственного и муниципального жилищного фонда, в кооперативах индивидуального жилищного строительства, дачных кооперативах с постоянно прожинающим населением, в массивах застройки, где проживают семьи военнослужащих и других организованных поселениях, к работе привлекаются лица из состава жилищно-эксплуатационного управления, домоуправления, администрации, правления. Список привлекаемых к работе лиц с распределением, кому и в каких населенных пунктах, на каких улицах (в крупных населенных пунктах) поручается провести эту работу, утверждается решением главы сельской администрации.
Лица, привлекаемые к работе, предупреждаются о недопустимости разглашения конфиденциальной информации, содержащейся в похозяйственной книге. Всей работой привлеченных лиц руководит специалист, ответственный за ведение похозяйственного учета на территории сельской администрации. Он выдает документы похозяйственного учета для их заполнения или сплошной проверки и уточнения записей в них, а также лично принимает их, контролируя при этом правильность оформления записей, четкость и обоснованность внесенных уточнений, наличие подписей члена хозяйства и лица, проводившего запись и проверку.
Любые исправления должны быть оговорены и заверены подписью главы сельской администрация или лица, ответственного за ведение похозяйственного учета на территории сельской администрации.
7. Органы местного самоуправления с привлечением органов государственной статистики консультируют сельские администрации по вопросам постановки и ведения первичного похозяйственного учета, наблюдают за его правильным ведением, оказывают помощь в устранении выявленных недостатков.
8. Данные книг похозяйственного учета используются финансовыми, сельскохозяйственными, статистическими, страховыми органами, налоговыми инспекциями, сельскими администрациями и другими органами исполнительной власти для ведения финансово-хозяйственной деятельности, выдачи справок, составления отчетности и других нужд.