Недействующий

ЗАКОН

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

от 06 июля 2001 года N 40-ЗС

О Программе содействия занятости населения Алтайского края на 2001-2005 годы

Документ фактически утратил силу в связи с истечением срока действия.

Принят постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 4 июля 2001 года N 182.

Опубликован: газета "Алтайская правда" от 19 июля 2001 года N 185; Сборник законодательства Алтайского края 2001 год N 63 с.30.

Настоящий закон принят в целях реализации государственной политики занятости населения и обеспечения социальной поддержки безработных граждан на территории края.

Статья 1. Утвердить программу содействия занятости населения Алтайского края на 2001-2005 года (прилагается).

Статья 2. Администрации края предусмотреть средства для реализации Программы содействия занятости населения Алтайского края на 2001-2005 годы при разработке проектов законов края о краевом бюджете на 2002-2005 годы.

Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Алтайская правда".

Глава администрации Алтайского края А.А. Суриков.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ

НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 3

ВВЕДЕНИЕ 6

1. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И РЫНКА ТРУДА

1.1. Социально-экономические факторы, влияющие на рынок труда 7

1.2. Занятость населения 8

1.3. Рынок труда и безработица 10

1.4. Прогноз спроса и предложения рабочей силы 13

1.5. Ключевые проблемы на рынке труда 15

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 16

3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 18

4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

4.1. Финансовое обеспечение 19

4.2. Информационное обеспечение 19

4.3. Организационное и кадровое обеспечение 20

5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 21

6. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ 22

7. Система мероприятий Программы содействия занятости

населения Алтайского края на 2001-2005 годы 23

Приложение 1. Контрольные показатели по мероприятиям содействия

занятости населения по Алтайскому краю на 2001-2005 годы 37

Приложение 2. Проектируемые показатели по мероприятиям содействия

занятости населения по Алтайскому краю на 2001-2005 годы 37

Приложение 3. Баланс трудовых ресурсов на период 2001-2005 годы 38

по Алтайскому краю

Приложение 4. Прогноз рынка труда Алтайского края на 2001-2005 годы 39

Паспорт программы содействия занятости населения Алтайского края на 2001-2005 годы


Закон Российской Федерации \"О занятости населения в Российской Федерации\" (ст. ст. 14, 15), распоряжение администрации Алтайского края от 25.08.2000 г. N 857 -р о разработке краевой, городских и районных программ содействия занятости населения на 2001-2003 годы, распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 года N 27-р о разработке проекта федеральной целевой программы \"Содействие занятости населения Российской Федерации на 2002-2005 годы\"

-

- удержать уровень регистрируемой безработицы к экономически активному населению в 2001-2005 годах в пределах 2,0 - 3,0 процентов;

 59,3 - 63,0
 :

-

Приложение
к закону Алтайского края от 06 июля 2001 года N 40-ЗС

Программа содействия занятости населения Алтайского края на 2001 - 2005 годы

Введение.


Программа содействия занятости населения Алтайского края на 2001 - 2005 годы (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", распоряжением администрации края от 25.08.2000 г. N 857-р о разработке краевой, городских и районных программ содействия занятости населения на 2001 - 2003 годы, а также распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 года N 27-р о разработке проекта федеральной целевой программы "Содействие занятости населения Российской Федерации на 2002 - 2005 годы".

Основой для разработки Программы послужили План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 годы. План социально-экономического развития Алтайского края на 1998 - 2000 годы и на период до 2005 года. Соглашение между краевыми объединениями предпринимателей (работодателей), краевым Советом профсоюзов и администрацией края на 2000 - 2001 годы.

Программа является составной частью Плана социально-экономического развития Алтайского края на 1998 - 2000 годы и на период до 2005 года, утвержденного постановлением краевого Законодательного Собрания от 01.04.98 г. N 116, направленного на реформирование экономики, реализацию экономической и социальной политики, с внесенными коррективами по итогам 2000 года (постановление администрации края от 30.03.2000 г. N 235).

Программа определяет на основе прогноза социально-экономического развития края, анализа и прогноза ситуации на рынке труда края в целом, а также его районов и городов основные направления и приоритеты государственной политики занятости населения на 2001 - 2005 годы, нацелена на защиту граждан от безработицы, охватывает прежде всего две группы населения: безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, и работающих, но находящихся под угрозой увольнения, и обеспечивает преемственность Программы содействия занятости населения Алтайского края на 1998 - 2000 годы в части важнейших целевых показателей и главных направлений политики занятости.

Целью Программы является реализация конкретных направлений содействия трудоустройству незанятых граждан в увязке с экономическими возможностями расширения сферы приложения труда и, прежде всего организация их профессиональной подготовки и переподготовки, общественных и других работ временного характера, создание рабочих мест в сфере малого бизнеса, принятие специальных мер содействия трудоустройству населения, испытывающего трудности на рынке труда.

Реализация Программы возможна только при условии ее рассмотрения в контексте социально-экономической политики, проводимой в крае, подключения к реализации мероприятий Программы всех субъектов, определяющих формирование эффективной политики занятости населения: органов местного самоуправления, занятости населения, труда, социальной защиты, профсоюзов, работодателей и их объединений.

1. Проблемы занятости и рынка труда


1.1. Социально-экономические факторы, влияющие на рынок труда

Начиная с середины 1999 года, в экономике края наблюдаются некоторые положительные тенденции. Практически во всех базовых отраслях приостановлено падение производства и определился его рост. Наметились процессы стабилизации показателей, характеризующих уровень жизни населения: повысились реальные денежные доходы жителей края, возросла их заработная плата. Данные улучшения сохранились и в 2000 году.

Индекс физического объема промышленной продукции в 2000 году в сравнении с предшествующим годом составил 107,8 %. Рост объема производства произошел на предприятиях электроэнергетики (2 %), химической и нефтехимической промышленности (21,1 %), машиностроения и металлообработки (3,9 %), пищевой промышленности (8,8 %), легкой промышленности (44,0 %), производства строительных материалов (11,0 %), мукомольно-комбикормовой промышленности (14,0 %), полиграфической (2,3%).

Объем продукции сельского хозяйства в соответствии с соответствующим периодом прошлого года значительно возрос и составил 119,3 %.

Ситуация улучшилась и на потребительском рынке - оборот розничной торговли достиг 114,0 %.

Инвестиции на развитие экономики и социальной сферы возросли на 8,3 %, в том числе по крупным и средним предприятиям - 15,2 %, объем платных услуг населению - 7,0 %.

Индекс потребительских цен составил 122,8 %, реальные денежные доходы населения возросли на 8,7 %. Начисленная средняя заработная плата одного работника достигла 1,4 тыс. рублей, что в 1,4 раза выше, чем в 1999 году. Однако при этом в крае сохраняется задолженность по заработной плате, которая по состоянию на 1 января 2001 года составила 811,6 млн. рублей, в том числе в производственных отраслях - 680,5 млн. рублей (83,9 %), социальной сфере - 108,4 млн. рублей (13,4 %), из них 66,3 млн. рублей (8,2 %) в организациях, финансируемых из бюджетов всех уровней. Продолжительность невыплаты заработной платы (отношение общей просроченной задолженности к начисленному месячному фонду оплаты труда) по состоянию на 1 января 2001 года составила 1,9 месяца.

Удельный вес населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2000 году по сравнению с предыдущим годом уменьшился с 56,3 до 43.3 процента. Среднедушевой денежный доход составил на 2000 год 1157 рублей (за 1999 год - 870 руб.). Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения возросла с 779 в 1999 году до 869 рублей в 2000 году.

В крае наблюдаются демографические изменения. Коэффициент рождаемости за последний год вырос с 8,7 до 9,2 человека на 1000 населения, однако вырос и коэффициент смертности - с 13,8 до 14,1. Естественная убыль населения продолжается и последние 2 года держится на уровне 5,1 - 4,9 человека на 1000 населения. Наблюдается снижение средней продолжительности предстоящей жизни и мужского, и женского населения. На начало 2000 года она соответственно составила 61 год и 73 года против 62 и 73,5 на начало 1999 года. Несмотря на увеличение миграционного прироста, который на 2000 год составил 2,2 тыс. человек, что на уровне предшествующего года, численность постоянного населения последние 3 года сокращается порядка 10 - 11 тыс. человек ежегодно и в настоящее время составляет 2642,6 тыс. человек.

Наблюдается рост населения в трудоспособном возрасте и снижение численности населения, находящегося за пределами трудоспособного возраста. Так, за последние 3 года численность постоянного населения в трудоспособном возрасте возросла на 40,0 тыс. человек, а его доля в общей численности увеличилась с 58 до 60 процентов. При этом численность возраста снизилась на 7,7 тыс. человек, его доля сократилась с 20,4 до 20,2 процента, моложе трудоспособного возраста - на 51,7 тыс. человек, а доля - с 21,6 до 19,8 процента. Среди населения края 52,7 процента. Среди населения края 52,7 процента составляют городские жители, 47,3 процента - сельское население. В крае преобладает женское население - 52,8 процента.

1.2. Занятость населения

Позитивные изменения в экономике края за последние 2 года оказали положительное воздействие на состояние занятости населения:

- происходит перераспределение занятых по формам собственности, сокращается количество работающих в государственном секторе экономики. Так, доля занятых в государственном секторе экономики в 2000 году (по оценке) составила 36,2 % против 37,3 % в 1999 году и 38,0 % в 1998 году.

- Приостановлено снижение роли реального сектора экономики в обеспечении занятости населения. Доля занятых в материальном производстве составила в 2000 году 70,6 % от общего числа занятых в экономике против 68,9 % в 1998 году;

- стабилизировалась численность экономически активного населения, которая на протяжении последних 2 лет составляет 1267,3 - 1267,0 тыс. человек, или 79,7 - 79,5 % численности трудовых ресурсов;

- отмечается увеличение спроса на рабочую силу. К концу 2000 года потребность в работниках составила 8017 человек, что в 1,3 раза больше, чем на эту дату 1999 года. Из них 93,8 % приходится на городскую местность, 6,2 % - на сельскую. Напряженность на официальном рынке труда края на конец года уменьшилась в 1,4 раза по сравнению с 1999 годом, составив на 01.10.2001 г. 3,8 незанятых граждан, ищущих работу, на одно вакантное место (на 01.01.2000 г. - 5,2 человека). В сельской местности она составила 26,6, в городской - 2,3 человека;

- снизилась доля рабочих мест с неблагоприятными условиями труда. За последний отчетный год удельный вес работников, работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, снизился в промышленности с 16,5 до 15,7 % от всех занятых, в строительстве - с 10,0 до 6,8 %.

- сократились масштабы высвобождения работников. За период 2000 года численность высвобожденных составила 6,6 тыс. человек, или 0,9 % к среднесписочной численности работающих, против 10,2 тысячи человек, или 1,3 % - в 1999 году. Среди выбывших доля уволенных в связи с сокращением численности персонала по сравнению с 1999 годом сократилась с 5,7 до 3,2 %;

- улучшилось использование рабочей силы на предприятиях и в организациях, в результате чего значительно снизилась вынужденная неполная занятость. Доля работников крупных и средних предприятий, работавших в режиме неполной занятости, на конец 2000 года по сравнению с 1999 годом сократилась в 18,3 до 15,5 %. При этом в режиме неполного рабочего времени работали 54,3 тыс. человек (7,3 % среднесписочной численности), находились в вынужденных отпусках 61,7 тыс. человек (8,2 %). Наибольшее количество неполной занятости отмечалось на предприятиях и в организациях промышленности, особенно легкой и химической, сельского хозяйства, транспорта, строительства, торговли и общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства.

В то же время в сфере занятости населения продолжают иметь место негативные явления:

- отмечается отрицательное сальдо приема и выбытия рабочей силы работников крупных и средних предприятий. За 2000 год принято на работу 196,7 тыс. человек, выбыло по различным причинам 205,3 тыс. человек. Доля уволенных по собственному желанию возросла с 74,1 до 75,2 %.

- численность занятых на крупных и средних предприятиях к концу 2000 года по сравнению с 1999 годом снизилась на 7,0 тысячи и составила 750 тыс. человек. Уменьшение занятых произошло в сельском хозяйстве (3,5 %), строительстве (1,8 %), торговле и общественном питании (6,5 %), материально-техническом снабжении и сбыте (15,8 %), жилищно-коммунальном хозяйстве (3,2 %), финансах, кредитах, страховании, пенсионном обеспечении (5,9 %). Вместе с тем увеличение числа работников происходит в отраслях промышленности, лесного хозяйства, транспорта, связи, заготовки, непроизводственных видов бытового обслуживания населения, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения, образования, культуры и искусства. Общая численность занятых в экономике, по предварительным данным, в 2000 году уменьшилась на 3,1 тыс. человек, или 0,3 %, и составила 1105,0 тыс. человек;

- сохраняется низкая территориальная и профессиональная трудовая мобильность рабочей силы, обусловленная отсутствием достаточно развитого рынка жилья и внутрипроизводственной системы профессионального обучения и переобучения кадров. В результате в ряде районов с высокой напряженностью на рынке труда отдельные сельско- хозяйственные предприятия длительное время испытывают потребность в специалистах и квалифицированных рабочих;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»