ЗАКОН
СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 10 марта 2000 года N 5-з
О ВЫБОРАХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят Смоленской областной Думой
29 февраля 2000 года
(в ред. областного закона от 13.11.2000 г. N 53-з)
(отменен областным законом от 03. 07 2003 г. N 41-з)
Настоящий областной закон регулирует порядок назначения, подготовки, проведения и определения результатов выборов органов местного самоуправления, проводимых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Уставом Смоленской области, областными законами и уставами муниципальных образований.
1. В настоящем областном законе (далее по тексту - настоящий закон) используются понятия и термины в следующих значениях:
агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах органов местного самоуправления, а также к голосованию за тех или иных кандидатов или против них;
выдвижение кандидата - инициатива избирателей, избирательного объединения, избирательного блока в определении кандидата в выборный орган или на выборную должность местного самоуправления, а также сбор подписей избирателей в поддержку указанной инициативы или иные формы поддержки указанной инициативы, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными и областными законами;
депутат представительного органа местного самоуправления (далее по тексту - депутат) - лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом;
избирательная кампания - период со дня официального опубликования решения представительного органа местного самоуправления (далее по тексту - уполномоченный орган) или должностного лица местного самоуправления о назначении выборов органов местного самоуправления до дня официального опубликования результатов выборов;
избирательное объединение - политическое общественное объединение (политическая партия, иная политическая организация, политическое движение), которое создано и зарегистрировано в соответствии с федеральными и областными законами. Политическое общественное объединение либо изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения в целях придания ему статуса политического, должны быть зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования, а при назначении выборов органов местного самоуправления в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа этот срок сокращается до шести месяцев;
избирательное право активное (активное избирательное право) - право граждан Российской Федерации избирать в органы местного самоуправления;
избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы местного самоуправления;
избирательные комиссии - коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные федеральными и областными законами, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов органов местного самоуправления;
избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов органов местного самоуправления, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в других избирательных действиях;
избирательный блок - добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения;
кандидат - лицо, выдвинутое в установленном федеральными конституционными законами, федеральными и областными законами порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе местного самоуправления;
кандидат зарегистрированный (зарегистрированный кандидат) - лицо, которое зарегистрировано избирательной комиссией муниципального образования кандидатом в выборный орган местного самоуправления, кандидатом на должность главы муниципального образования, кандидатом на иную должность в органе местного самоуправления, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов;
органы местного самоуправления - представительные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Смоленской области и областными законами, уставами муниципального образования.
2. В настоящем законе используются также другие понятия и термины в значениях, определенных статьей 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах органов местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Участие гражданина Российской Федерации в выборах органов местного самоуправления является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
3. Проведение выборов органов местного самоуправления одновременно с проведением референдума Российской Федерации не допускается.
4. Проведение выборов органов местного самоуправления допускается одновременно с проведением референдума Смоленской области.
Проведение выборов органов местного самоуправления одновременно с проведением местного референдума допускается и регулируется уставом муниципального образования.
5. Деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов органов местного самоуправления, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно.
6. При выборах органов местного самоуправления применяется мажоритарная система. При этом выборы могут проводиться как по одномандатным, так и по многомандатным избирательным округам.
7. Избирательные комиссии по подготовке и проведению выборов органов местного самоуправления действуют в соответствии с федеральными и областными законами.
1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, постоянно или преимущественно проживающий на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении 21 года - быть избранным в органы местного самоуправления.
2. Гражданин Российской Федерации может избирать, быть избранным в органы местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными и областными законами иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
1. Срок полномочий органов местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования.
Устанавливаемый срок полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления, а также однократно избранных депутатов не может быть более пяти лет.
2. Выборы органов местного самоуправления назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо местного самоуправления в соответствии со сроками, установленными настоящим областным законом.
Голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 75 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган местного самоуправления или соответствующая часть депутатов. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.
В случае досрочного прекращения полномочий органа местного самоуправления или депутатов выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.
3. Голосование может быть назначено только на календарный выходной день. Не допускается назначение голосования на праздничный день.
4. В случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо местного самоуправления не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении органом местного самоуправления или депутатами исполнения своих полномочий, а также при отсутствии уполномоченного на то органа или должностного лица местного самоуправления, выборы органов местного самоуправления проводятся избирательной комиссией муниципального образования:
в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий соответствующего органа местного самоуправления или депутатов. При этом решение избирательной комиссии муниципального образования о проведении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения установленного пунктом 2 настоящей статьи срока опубликования решения о назначении выборов;
не позднее чем через 180 дней со дня досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления или депутатов. При этом решение избирательной комиссии муниципального образования о проведении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения установленного пунктом 2 настоящей статьи срока опубликования решения о назначении выборов.
5. В случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо местного самоуправления либо избирательная комиссия муниципального образования не назначит в установленный срок выборы органов местного самоуправления или депутатов, а также если избирательная комиссия муниципального образования отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном федеральными законами, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, которая формируется для подготовки и проведения данных выборов избирательной комиссией Смоленской области в количестве не более 10 членов с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, установленных статьей 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в течение 7 дней со дня вступления судебного решения в законную силу.
1. Регистрации (учету) подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом.
2. Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на территории соответствующего муниципального образования, который устанавливается органами регистрационного учета населения в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
3. Регистрация (учет) избирателей осуществляется главой муниципального образования (в случае, если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то органом местного самоуправления), командиром воинской части по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. При этом может использоваться государственная автоматизированная информационная система.
4. Органы исполнительной власти Смоленской области обязаны оказывать необходимое содействие органам местного самоуправления и избирательным комиссиям при регистрации (учете) избирателей и уточнении сведений о зарегистрированных избирателях.
5. Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию.
1. При проведении выборов органов местного самоуправления в целях реализации прав избирателей, ознакомления избирателей с данными о себе, а также в целях проведения голосования избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей и представляемых в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи.
2. Порядок составления списков избирателей устанавливается федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, областными законами, уставами муниципальных образований.
3. В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом, если иное не предусмотрено федеральным законом.
4. В списки избирателей в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными и областными законами включаются иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет и не подпадающие под действие пункта 3 статьи 3 настоящего закона, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы органов местного самоуправления.
5. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного, а в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, также временного проживания на территории этого участка, определяемый в соответствии с федеральным законодательством.
6. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении выборов органов местного самоуправления не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей на указанных выборах.
7. Формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях осуществляются уполномоченным на то органом или должностным лицом местного самоуправления, а в отношении избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей в случае, если они проживают на территории расположения воинской части, - командиром воинской части. Указанные сведения направляются уполномоченным на то органом или должностным лицом местного самоуправления в избирательную комиссию муниципального образования, а командиром воинской части - в избирательную комиссию муниципального образования или участковые избирательные комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий. Список избирателей составляется избирательной комиссией муниципального образования, в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы в порядке, установленном федеральными конституционными законами, федеральными и областными законами, отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или должностным лицом местного самоуправления, командиром воинской части.
8. Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке.
9. Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемые в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного проживания избирателя. Список избирателей подписывается председателем и секретарем избирательной комиссии муниципального образования, а после передачи указанного списка в участковую избирательную комиссию - также председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. На избирательных участках, образованных на территории воинской части, список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Список избирателей заверяется печатями соответственно избирательной комиссии муниципального образования и участковой избирательной комиссии.
10. Избирательная комиссия муниципального образования передает по акту участковым избирательным комиссиям списки избирателей конкретного избирательного участка не позднее чем за 25 дней до дня голосования.
11. Участковая избирательная комиссия производит уточнение списка избирателей в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия избирательных комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей.
12. Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
13. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Исключение гражданина из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем избирательной комиссии муниципального образования производится только на основании сведений, полученных от соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей. При этом в списке избирателей указываются дата исключения гражданина из списка и причина такого исключения. Данная запись заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в окружную избирательную комиссию, избирательную комиссию муниципального образования или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день голосования - немедленно.