Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 сентября 1999 года N 604

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОТХОДЫ"

(не действует на основании п.5 ст.3 областного закона
от 07.05.2002 N 48-з
, НГР:RU67000200200106).

Сложившаяся в Смоленской области ситуация в сфере образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления ведет к загрязнению окружающей природной среды, нерациональному использованию энергетических и природных ресурсов, значительному экологическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью населения области.

В целях предотвращения загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить областную целевую программу "Отходы" (далее именуется "Программа") (приложение).

2. Определить заказчиком Программы администрацию Смоленской области.

3. Главному финансовому управлению администрации Смоленской области (Ященко А.Е.) и Главному экономическому управлению администрации Смоленской области (Камышев В.М.) включить Программу в перечень областных целевых программ, подлежащих финансированию за счет областного бюджета, начиная с 2000 года.

4. Предложить органам местного самоуправления, внебюджетному экологическому фонду Смоленской области, предприятиям, организациям задействованным в Программе, выделить финансовые средства для реализации Программы.

5. Возложить функции дирекции Программы на центр по выполнению работ и оказанию услуг природоохранного назначения при Государственном комитете по охране окружающей среды Смоленской области (Грабарчук В.С.).

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Смоленской области Дементьева Н.А.

А.Д.ПРОХОРОВ

Утверждена постановлением

главы администрации

Смоленской области

от 02.09.1999 N 604

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОТХОДЫ"

ПАСПОРТ


Наименование программ

- областная целевая программа "Отходы"

Основание для разработки программы

- Федеральный Закон "Об отходах производства и потребления", областной закон "Об отходах производства и потребления в Смоленской области"

Заказчик программы

- администрация Смоленской области

Основные разработчики программы

- Государственный комитет по охране окружающей среды Смоленской области

Цели и задачи программы

- концентрация финансовых, материально-технических и других ресурсов, интеграция производственного и научного потенциала для решения проблемы обращения с опасными отходами;
создание нормативной и технологической базы для реализации государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления;
экономия природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот, внедрение перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов;
организация системы обучения предприятий методике БЧП (более чистых производств), основанной на новом уровне хозяйственного мышления, малозатратном механизме капвложений;
реализация проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов для последующего их тиражирования

Сроки реализации программы

2000 - 2003 годы

Перечень основных мероприятий

- мероприятия: по научно-техническому обеспечению Программы, по реализации проектов по переработке и обезвреживанию отходов

Исполнители основных мероприятий

- дирекция Программы, администрация Смоленской области, органы местного самоуправления, Государственный комитет по охране окружающей среды Смоленской области, ЗАО "Тамплиер Центр", СОО НИА "Микрон", главное управление сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации Смоленской области

Объемы и источники финансирования

- общий объем финансирования 100201.5 тыс.рублей, в том числе за счет средств:
 областного бюджета и бюджетов районов -18084 тыс.рублей;

 инвестиций - 20812.5 тыс.рублей;

 внебюджетного экологического фонда Смоленской области - 2455 тыс.рублей;

 предприятий - 44600 тыс.рублей
 федеральный бюджет - 14250 тыс.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

- эффективный контроль и мониторинг влияния отходов на состояние окружающей среды и здоровье населения;

 - сокращение производства отходов с улучшением методов хозяйственных переходов на новые виды продукции;

 - уменьшение и локализация негативного воздействия отходов на окружающую природную среду - предотвращенный экологический ущерб в объеме 240 млн.рублей

Система управления и контроля за исполнением программы

- текущее управление мероприятиями осуществляет Дирекция Программы, формируемая Главным экономическим управлением администрации Смоленской области. При Дирекции создается наблюдательный совет, включающий представителей заинтересованных органов исполнительной власти;

 - контроль за исполнением Программы осуществляется заказчиком программы- администрацией Смоленской области.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости

ее решения программными методами

Сложившаяся в Смоленской области ситуация в сфере образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения опасных отходов ведет к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию энергетических и природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью населения области.

Ежегодно в Смоленской области образуется около 900000 тонн промышленных отходов и 350000 т твердых бытовых отходов, из которых используется лишь 4%. На территории области в отвалах накоплено около 26 млн.тонн твердых отходов. Особую тревогу вызывает накопление в отвалах и свалках опасных отходов, общее количество которых составляет 14.3 млн. тонн.

Сконцентрированные в отвалах и свалках отходы производства и потребления занимают 420 га, не считая площади земель, загрязняемых многочисленными несанкционированными свалками.

В результате отсутствия специально оборудованных полигонов для размещения отходов, как опасных, малоопасных так и твердых бытовых отходов, предприятий по переработке, обезвреживанию отходов на территории области, существующее размещение опасных отходов представляет серьезную угрозу загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и грунтовых вод, деградации почв.

Мероприятия, включенные в программу, представляют собой научно-технические мероприятия по разработке и совершенствованию безотходных и малоотходных технологий, технологий по обращению с отходами и развитию системы управления в сфере обращения с отходами, а также мероприятия по созданию предприятий, установок, реализация которых требует системной увязки их по срокам, ресурсам, исполнителям и формам управления и позволит отработать технологические, организационные и экономические аспекты решения проблемы отходов в Смоленской области.

Создание нормативной и технологической базы для реализации эффективной политики в сфере обращения с отходами требует программного подхода решения этой проблемы, имеющей особую значимость для социально-экономического развития области и обеспечения гигиенических условий проживания населения.

2. Основные цели, задачи, сроки и планы реализации

программы

Основными целями областной целевой программы "Отходы" являются: создание нормативной и технологической базы для реализации государственной политики на территории Смоленской области в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления, обеспечение стабилизации, а в дальнейшем сокращения и ликвидации загрязнения окружающей среды отходами.

К числу задач, подлежащих решению для достижения указанных целей относятся:

- создание системы управления отходами, построенной на основе организационно - управленческих, правовых, нормативных, экономических, информационных и контрольных регуляторов;

- внедрение более чистого производства, научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания опасных отходов;

- реализация проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов.

Реализация Программы рассчитана на 2000 - 2003 годы.

3. Система программных мероприятий

Программные мероприятия сформированы на основе предложений Государственного комитета по охране окружающей среды Смоленской области (приложение N 1) и представлены по двум направлениям:

- научно - техническое обеспечение Программы предотвращения образования отходов ;

- переработка и обезвреживание образующихся опасных отходов.

Мероприятия по научно - техническому обеспечению Программы предотвращения образования отходов включают в себя разработку и совершенствование технологий по переработке отходов, чистых технологий, нормативно - правовых актов, необходимых для их внедрения.

Мероприятия, направленные на создание областной системы управления в сфере обращения с отходами включают в себя разработку документов по правовому регулированию и нормативно-методическому обеспечению обращения с опасными отходами, по совершенствованию экономического механизма управления отходами, создание системы информационного обеспечения управления отходами, разработку учебно-методической документации для подготовки и переподготовки специалистов по обращению с отходами.

Одной из первоочередных задач Программы является реализация проектов по переработке и обезвреживанию ряда отходов - отходы нефтепродуктов, пестициды непригодные и запрещенные к использованию, твердые бытовые отходы.

4. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование Программы обеспечивается за счет:

- средств предприятий;

- бюджетных средств области и местных бюджетов;

- средств областного экологического фонда;

- средств инвестиционных фондов.;

- средств федерального бюджета.

В целом для реализации Программы в 2000 - 2003 годы требуется 100201,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета области и местных бюджетов - 18084 тыс. рублей, предприятий - 44600 тыс. рублей, инвестиционных фондов - 20812,5 тыс. рублей, областного внебюджетного экологического фонда - 2455 тыс. рублей, федерального бюджета - 14250 тыс. рублей. Расходуемые средства на осуществление Программы могут уточняться исходя из возможностей бюджетов источников финансирования.

5. Механизм реализации Программы и контроль

за ходом ее выполнения

Заказчиком Программы является администрация Смоленской области, которая, в случае необходимости в установленном порядке может передавать осуществление функций заказчика органам местного самоуправления Смоленской области.

Мероприятия, связанные с реализацией проектов по переработке, обезвреживанию и размещению отходов, реализуется только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

6. Оценка ожидаемой эффективности экологических и

социально - экономических последствий от реализации

Программы

Результаты реализации Программы должны обеспечить: создание нормативной и производственной базы для реализации государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления на территории Смоленской области: уменьшение и локализацию негативного воздействия отходов на окружающую среду; эффективный контроль и мониторинг влияния отходов на состояние окружающей среды и здоровья населения; увеличение ресурсно - сырьевого потенциала области и объема производимой товарной продукции.

Эколого- и социально - экономическими результатами проведения совокупности программных мероприятий являются: снижение на 20-30% негативного воздействия отходов на окружающую среду в местах осуществления проектов; сокращение отчуждения площадей земель, пригодных для сельскохозяйственного и иного использования, под полигоны, хранилища отходов; экономия сырья, материальных, энергетических ресурсов за счет вовлечения части отходов в хозяйственный цикл.

Срок окупаемости капитальных вложений в производственные мощности, предприятий по переработке и обезвреживанию отходов колеблется от 2 до 6 лет. Экономическая оценка предотвращенного экологического ущерба составит 240,0 млн. рублей.

Ущерб, который может быть предотвращен за счет улучшения экологической обстановки, а следовательно и уменьшения влияния ее на здоровье населения вообще не подлежит экономической оценке.

Для обеспечения функционирования системы управления в сфере обращения с отходами будут разработаны порядка 15 правовых, нормативных, методических, справочных и информационных документов областного уровня, информационная система учета образования, использования, размещения отходов, учебные пособия для подготовки и переподготовки кадров в области обращения с отходами.

Дирекция Программы:

- осуществляет текущее управление Программой;

- ежегодно подготавливает заявки для финансирования указанной Программы и направляет их в Главные экономическое и финансовые управления администрации Смоленской области, внебюджетный экологический фонд Смоленской области;

- заключает договора с исполнителями в пределах выделенных средств.

Для координации и контроля выполнения Программы учреждается наблюдательный совет в состав которого войдут специалисты Государственного комитета по охране окружающей среды Смоленской области, Центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора Смоленской области, Главного управления сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации Смоленской области, представителей исполнительной власти.

Наблюдательный совет организует экспертные проверки хода реализации Программы, целевого и эффективного использования выделенных средств.

Приложение N 1

к Программе

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОТХОДЫ" НА 2000 - 2003 ГОДЫ


N

Наименование мероприятий

Ответственный исполнитель

Источники финансирования

Затраты по источникам финансиро-вания
 тыс. руб

Общие затраты,
 тыс. руб.

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

1

Создание дирекции программы

Администрация Смоленской области

Областной бюджет
 Внебюджетный экологический фонд Смоленской области

200
 175

375

2

Размещение пришедших в негодность и запрещенных к использованию пестицидов и агрохимикатов:

2.1

Специализированные хранилища для пришедших в негодность и запрещенных к использованию пестицидов и агрохимикатов

Дирекция Программы, органы местного самоуправления

Бюджеты муниципальных образований, внебюджетный экологический фонд Смоленской области

Объемы финасиро-вания определя-ются после определе-ния необхо-димого ком-плекса работ по ор-ганизации хранилищ

2.2

Разработка и внедрение системы сбора и транспортировки пришедших в негодно сть и запрещенных к использованию пестицидов и агрохимикатов

Дирекция Программы;

 Главное управление сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации Смоленской области;

 Областная станция защиты растений;
Центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора Смоленской области;

 Государственный комитет по охране окружающей среды Смоленской области

Внебюджетный экологический фонд

80

80

2.3

Сбор, упаковка и транспортировка пришедших в негодность и запрещенных к использованию пестицидов и агрохимикатов

Дирекция Программы;

 Главное управление сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации Смоленской области;

 Областная станция защиты растений

Бюджеты муниципальных образований;

 Внебюджетный экологический фонд Смоленской области

300
 500

800

2.4

Обследование захоронений пришедших в негодность и запрещенных к использованию пестицидов и агрохимикатов в Ярцевском, Вяземском и Починковском районах для определения мер по исключению их влияния на окружающую среду и здоровье человека

Главное управление сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации Смоленской области;

 Областная станция защиты растений;
Государственный комитет по охране окружающей среды Смоленской области;

 Центр государственного санитарно- эпидемиологического надзора Смоленской области;

 Администрации Ярцевского, Починковского, Вяземского районов;
Комитет природных ресурсов Смоленской области

Областной бюджет,
 Внебюджетный экологический фонд Смоленской области

Содержание работ и объемы затрат на их проведение определятся после прове-дения обследо-вания

3

Утилизация отработанных нефтепродуктов

3.1

Организация предприятий по регенерации отработанных нефтепродуктов в г. Смоленске

Дирекция программы;

 СОО НИА "Микрон"

Бюджет г. Смоленска;

 СОО НИА "Микрон"

5500
 1000

6500

3.2

Разработка и внедрение системы сбора и утилизации отработанных нефтепродуктов

Дирекция Программы;

 Государственный комитет по охране окружающей среды Смоленской области;

Внебюджетный экологический фонд Смоленской области;

 Центр государственного санитарно- эпидемиологического надзора Смоленской области

60

60

3.3

Оборудование специализированного транспорта для перевозки отработанных нефтепродуктов

Дирекция Программы

За счет предприятий

4

Организация предприятия по утилизации отработанных резинотехнических изделий, г. Вязьма

ЗАО "Тамплиер Центр" г. Москва

ЗАО "Тамплиер Центр" г. Москва

40000

40000

5

Улучшение условий размещения отходов 3-4 классов опасности в Смоленской области на полигонах твердых бытовых отходов (ТБО)

5.1

Проектирование полигона ТБО в Вязьме

Дирекция Программы

Внебюджетный экологический фонд Смоленской области

200

200

5.2

Строительство 1-ой очереди полигона ТБО в Вязьме

Дирекция Программы;

 Администрация Вяземского р-на

Бюджет Вяземского района;

 Внебюджетный экологический фонд Смоленской области;
Предприятия района

100
 200
 100

400

5.3

Ввод в действие полигона ТБО в Смоленске

Администрация г. Смоленска

Бюджет г. Смоленска

согласно смете

5.4

Рекультивация Шейновской свалки

Дирекция Программы;

 Администрация г. Смоленска

Бюджет г. Смоленска
 Внебюджетный экологический фонд Смоленской области

750

1500

5.5

Проектирование полигона ТБО для Смоленского района

Дирекция Программы;

 Администрация Смоленского района,

Бюджет Смоленского района
 Внебюджетный экологический фонд Смоленской области

30
 30

60

5.6

Строительство 1 очереди полигона ТБО для Смоленского района

Дирекция Программы;

 Администрация Смоленского района,

Бюджет Смоленского района
 Внебюджетный экологический фонд

100
 100

200

5.7

Организация мусороперегрузочной станции в г. Смоленске

Администрация г. Смоленска;

 Муниципальное унитарное предприятие "Концерн- Вторичные ресурсы" г. Смоленск;

 Дирекция Программы

Бюджет г. Смоленска;

 Экологический фонд Российской Федерации;

 Инвестиции датского агентства по охране окружающей среды

14600
 14250
 20250

49100

6

Создание компьютерной базы данных по отходам производства и потребления

Фирма "Рамболь" Дания;

 Государственный комитет по охране окружающей среды Смоленской области

Инвестиции Датского агентства по охране окружающей среды

562.5

562.5

7

Ликвидация влияния мелоотвала АО"Дорогобуж" на окружающую среду и здоровье людей

7.1

Рекультивация мелоотвала АО "Дорогобуж"

АО "Дорогобуж" п. Верхнеднепровский Дорогобужского района

АО "Дорогобуж"

1000

1000

7.2

Строительство 1-ой очереди полигона для хранения мела АО "Дорогобуж"

АО "Дорогобуж" п. Верхнеднепровский Дорогобужского района

АО "Дорогобуж"

3000

3000

8

Нормативно-правовое обеспечение программы

8.1

Разработка нормативно-правовых актов по обращению с отходами

Дирекция Программы;

 Государственный комитет по охране окружающей среды Смоленской области;

 Центр государственного санитарно- эпидемиологического надзора Смоленской области

Внебюджетный экологический фонд Смоленской области

300

300

8.2

Разработка правовых актов, обеспечивающих экономическое регулирование обращения с отходами

Дирекция Программы;

 Государственный комитет по охране окружающей среды Смоленской области;

 Главное экономическое управление администрации Смоленской области;

 Главное финансовое управление администрации Смоленской области

Внебюджетный экологический фонд Смоленской области

60

60

9

Экологическое обучение

9.1

Обучение специалистов хозяйствующих субъектов обращению с отходами

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования Научно-методический и учебно - информационный экологический центр г. Смоленск

За счет предприятий

9.2

Обучение специалистов концепции предотвращения загрязнений

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования Научно-методический и учебно - информационный экологический центр г. Смоленск

За счет предприятий

10

Внедрение на предприятиях Смоленской области экологически более чистого производства, чистых технологий

Предприятия области

За счет предприятий

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»