Недействующий


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


Об отходах производства и
потребления в Смоленской области

(В ред. закона Смоленской области от 01.03.2001 N 17-з; от 08.01.2002 N 10-з)

_____________________________________

На основании Закона Смоленской области от
 04.03.2005 г. № 10-з
документ утратил силу
_____________________________________

Принят Смоленской областной Думой
26 марта 1999 года

Настоящий областной закон в соответствии с положениями Федерального закона "Об отходах производства и потребления" определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления на территории Смоленской области (далее по тексту - области) в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  Статья 1. Основные понятия


В настоящем областном законе используются следующие основные понятия:

- отходы производства и потребления (далее отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

- бытовые отходы - отходы, образовавшиеся в результате жизнедеятельности населения в быту и личном подсобном хозяйстве (приготовление пищи, упаковка товаров, ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода и др.);

- опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, пожароопасностью, взрывоопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;

- обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

- хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных сооружениях в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;

- использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

- обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;

- объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (санкционированная свалка, полигон, шламохранилище, хвостохранилище и другое);

- лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

- норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

- паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

- вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.

- лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

(абзац введен в ред. закона Смоленской области от 01.03.2001 N 17-з)

Статья 2. Правовое регулирование в сфере обращения с отходами


1. Правовое регулирование в сфере обращения с отходами осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, настоящим областным законом и иными областными нормативными правовыми актами.

2. Отношения в сфере обращения с радиоактивными отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Основные принципы и задачи областной государственной
политики в сфере обращения с отходами


Основными принципами и задачами областной государственной политики в сфере обращения с отходами являются:

- охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды, сохранение биологического разнообразия;

- комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

- использование новейших научно-технических достижений в целях внедрения малоотходных и безотходных технологий;

- обязательная изоляция отходов от среды обитания человека;

- упорядочение деятельности и контроль за деятельностью граждан, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели) и юридических лиц в сфере обращения с отходами;

(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 г. N 10-з)

- использование методов экономического регулирования деятельности в сфере обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

- платность размещения отходов, дифференциация нормативов и платежей за нормативное и сверхнормативное размещение отходов с учетом степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения;

- научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

- запрещение строительства экологически вредных объектов;

- соблюдение требований природоохранного законодательства и неотвратимость ответственности за его нарушение;

- организация экологического воспитания, образования и просвещения населения;

- доступ в соответствии с федеральным и областным законодательством к информации в сфере обращения с отходами;

- участие в международном и межрегиональном сотрудничестве в сфере обращения с отходами.

Статья 4. Отходы как объект права собственности


1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки отчуждения отходов.

3. Распоряжение отходами, в том числе их продажа и иное отчуждение, может осуществляться собственником отходов либо иным лицом, которым это право приобретено в порядке, установленном гражданским законодательством.

4. Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.

5. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

6. Собственник (владелец, пользователь) территории, на которой брошены либо иным образом оставлены отходы, в случае нежелания обратить их в свою собственность в соответствии с действующим гражданским законодательством, обязан предпринять меры к недопущению размещения отходов на своей территории либо к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения отходов.

ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫХ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ,
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 5. Полномочия специально уполномоченных федеральных
органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами


Специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами являются федеральные органы исполнительной власти, на которые в установленном федеральным законом порядке возложено выполнение задач и функций государственного управления в сфере обращения с отходами.

Полномочия специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами определяются федеральным законодательством.

Статья 6. Полномочия Смоленской областной Думы в сфере обращения с отходами


К полномочиям Смоленской областной Думы в сфере обращения с отходами относятся:

- осуществление правового регулирования в сфере обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 г. N 10-з)

- организация и осуществление контроля за исполнением федерального и областного законодательства в сфере обращения с отходами;

- в соответствии с федеральным и областным законодательством иные полномочия в сфере обращения с отходами, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации в сфере обращения с отходами.

(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 г. N 10-з)

Статья 7. Полномочия исполнительного органа государственной
власти Смоленской области в сфере обращения с отходами


К полномочиям исполнительного органа государственной власти Смоленской области в сфере обращения с отходами относятся:

- обеспечение проведения государственной политики в сфере обращения с отходами в соответствии с федеральным и областным законодательством;

- обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования;

- осуществление правового регулирования в сфере обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 г. N 10-з)

-  организация  и  проведение  государственного  контроля за деятельностью в сфере обращения с отходами в пределах своей компетенции;

(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 г. N 10-з)

- определение уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области в сфере обращения с отходами на территории области и его компетенции;

- организация мониторинга и формирование банка данных об отходах и объектах их размещения на территории области, участие в ведении государственного кадастра отходов;

- разработка и реализация областных программ в сфере обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных, межрегиональных и местных программ в сфере обращения с отходами;

- проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

- установление порядка проектирования, организации и строительства, а также порядка выдачи разрешений на проектирование, организацию и строительство объектов размещения отходов, объектов использования и обезвреживания отходов;

- принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности объектов размещения отходов, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства;

- обеспечение населения информацией в сфере обращения с отходами;

- участие в международном и межрегиональном сотрудничестве в сфере обращения с отходами;

- в соответствии с федеральным и областным законодательством иные полномочия в сфере обращения с отходами, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации в сфере обращения с отходами.

(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 г. N 10-з)

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами


К полномочиям органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами относятся:

- организация деятельности в сфере обращения с отходами на территории муниципального образования в пределах полномочий, предоставленных органам местного самоуправления федеральным и областным законодательством;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»