СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
Об отходах производства и
потребления в Смоленской области
(В ред. закона Смоленской области от 01.03.2001 N 17-з; от 08.01.2002 N 10-з)
_____________________________________
На основании Закона Смоленской области от
04.03.2005 г. № 10-з документ утратил силу
_____________________________________
Принят Смоленской областной Думой
26 марта 1999 года
Настоящий областной закон в соответствии с положениями Федерального закона "Об отходах производства и потребления" определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления на территории Смоленской области (далее по тексту - области) в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В настоящем областном законе используются следующие основные понятия:
- отходы производства и потребления (далее отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
- бытовые отходы - отходы, образовавшиеся в результате жизнедеятельности населения в быту и личном подсобном хозяйстве (приготовление пищи, упаковка товаров, ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода и др.);
- опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, пожароопасностью, взрывоопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;
- обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
- хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных сооружениях в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;
- использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
- обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;
- объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (санкционированная свалка, полигон, шламохранилище, хвостохранилище и другое);
- лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
- норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
- паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;
- вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
- лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
(абзац введен в ред. закона Смоленской области от 01.03.2001 N 17-з)
1. Правовое регулирование в сфере обращения с отходами осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, настоящим областным законом и иными областными нормативными правовыми актами.
2. Отношения в сфере обращения с радиоактивными отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Основными принципами и задачами областной государственной политики в сфере обращения с отходами являются:
- охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды, сохранение биологического разнообразия;
- комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
- использование новейших научно-технических достижений в целях внедрения малоотходных и безотходных технологий;
- обязательная изоляция отходов от среды обитания человека;
- упорядочение деятельности и контроль за деятельностью граждан, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели) и юридических лиц в сфере обращения с отходами;
(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 г. N 10-з)
- использование методов экономического регулирования деятельности в сфере обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
- платность размещения отходов, дифференциация нормативов и платежей за нормативное и сверхнормативное размещение отходов с учетом степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения;
- научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
- запрещение строительства экологически вредных объектов;
- соблюдение требований природоохранного законодательства и неотвратимость ответственности за его нарушение;
- организация экологического воспитания, образования и просвещения населения;
- доступ в соответствии с федеральным и областным законодательством к информации в сфере обращения с отходами;
- участие в международном и межрегиональном сотрудничестве в сфере обращения с отходами.
1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки отчуждения отходов.
3. Распоряжение отходами, в том числе их продажа и иное отчуждение, может осуществляться собственником отходов либо иным лицом, которым это право приобретено в порядке, установленном гражданским законодательством.
4. Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.
5. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
6. Собственник (владелец, пользователь) территории, на которой брошены либо иным образом оставлены отходы, в случае нежелания обратить их в свою собственность в соответствии с действующим гражданским законодательством, обязан предпринять меры к недопущению размещения отходов на своей территории либо к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения отходов.
Специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами являются федеральные органы исполнительной власти, на которые в установленном федеральным законом порядке возложено выполнение задач и функций государственного управления в сфере обращения с отходами.
Полномочия специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами определяются федеральным законодательством.
К полномочиям Смоленской областной Думы в сфере обращения с отходами относятся:
- осуществление правового регулирования в сфере обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 г. N 10-з)
- организация и осуществление контроля за исполнением федерального и областного законодательства в сфере обращения с отходами;
- в соответствии с федеральным и областным законодательством иные полномочия в сфере обращения с отходами, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации в сфере обращения с отходами.
(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 г. N 10-з)
К полномочиям исполнительного органа государственной власти Смоленской области в сфере обращения с отходами относятся:
- обеспечение проведения государственной политики в сфере обращения с отходами в соответствии с федеральным и областным законодательством;
- обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования;
- осуществление правового регулирования в сфере обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 г. N 10-з)
- организация и проведение государственного контроля за деятельностью в сфере обращения с отходами в пределах своей компетенции;
(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 г. N 10-з)
- определение уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области в сфере обращения с отходами на территории области и его компетенции;
- организация мониторинга и формирование банка данных об отходах и объектах их размещения на территории области, участие в ведении государственного кадастра отходов;
- разработка и реализация областных программ в сфере обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных, межрегиональных и местных программ в сфере обращения с отходами;
- проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;
- установление порядка проектирования, организации и строительства, а также порядка выдачи разрешений на проектирование, организацию и строительство объектов размещения отходов, объектов использования и обезвреживания отходов;
- принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности объектов размещения отходов, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства;
- обеспечение населения информацией в сфере обращения с отходами;
- участие в международном и межрегиональном сотрудничестве в сфере обращения с отходами;
- в соответствии с федеральным и областным законодательством иные полномочия в сфере обращения с отходами, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации в сфере обращения с отходами.
(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 г. N 10-з)
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами относятся:
- организация деятельности в сфере обращения с отходами на территории муниципального образования в пределах полномочий, предоставленных органам местного самоуправления федеральным и областным законодательством;